Самый серьезный недостаток телевизора в том, что у него нет второй страницы.
Арт Бухвальд, американский журналист, колумнист «The Washington Post», лауреат Пулитцеровской премии

Триумфальный «Трубадур»

В Южной Пальмире маэстро Хобарт Эрл представил концертный вариант шедевра Дж. Верди
11 октября, 2018 - 10:47

В последние годы одной из «фишек» Одесского национального филармонического оркестра, который работает под руководством известного дирижера Хобарта Эрла, являются периодические постановки вокально-симфонических номеров — музыки больших форм, которые совмещают арии, хоровое пение с инструментальным исполнением в сопровождении оркестра.

С началом нового концертного сезона на сцене большого зала Одесской филармонии оркестром была воплощена постановка оперы Джузеппе Верди «Трубадур» с интернациональным составом известных солистов и при участии хора Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой (хормейстеры Галина Шпак и Валерий Регрут). По словам главного дирижера, концерт посвящен памяти выдающегося хормейстера Одесской оперы Леониды Бутенко.

Уникальность постановки в том, что она без купюр, в ней целостно воплощен замысел великого итальянского композитора. Отсутствие декораций, современный костюм у мужчин, легкая имитация женского в соответствии с эпохой, сведение до минимума сценического действа и исполнение на языке оригинала концентрируют внимание слушателя на пении и музыкальном сопровождении, активизируют его воображение. Опера «Трубадур» (первоначально — «Леонора») — одна из самых сложных опер Дж.Верди. Так, в Киеве в последний раз ее ставили в 2009 году, в Одессе, периодически проходят ее постановки, но с купюрами. Полноценно эта опера исполнялась в нашем городе где-то полвека назад.

— Будет только одна постановка «Трубадура», — отметил во время пресс-конференции Х. Эрл. — Собрать таких востребованных артистов на одной концертной площадке чрезвычайно сложно. Чтобы расширить авансцену, пришлось уменьшить состав оркестра до 80 музыкантов, хор насчитывал около 50 участников при необходимых 80. Для  моментов pianissimo, скажем, 14 скрипок маловато — для солиста нужна, как образно высказался дирижер, «подушка». Не больше пяти оркестрантов нынешнего состава НОФО знакомы с этим произведением, остальные исполняют его впервые.

В постановке принимали участие: хор ОНМА им. А.В. Неждановой (хормейстеры — Галина Шпак и Валерий Регрут) и  солисты — Людмила Монастырская (Леонора), Александр Цимбалюк (Фернандо), Алла Позняк (Азучена), Сергей Поляков (Манрико) и Александр Алиев (Граф ди Луна).

— Для меня это дебютная партия, — принается Л.Монастырская   — и я очень хочу, чтобы и в Киеве оперу «Трубадур» возобновили. Партия Леоноры сложная, драматичная, здесь заложен весь спектр чувств. Для более глубокого психологического осмысления роли мне нужно по меньшей мере двенадцать спектаклей, и каждое выступление не похоже на предыдущее.

Другой гастролер, Сергей Поляков (тенор), не в первый раз исполняет одну из главных ролей — Энрика. «Это одна из самых сложных опер в смысле либретто, ее сложно пересказать, — отметил певец. — Гениальный Верди написал это произведение так, что дал возможность проявиться индивидуально каждому исполнителю, а также хору».

Интересно построены отдельные мизансцены, например, закулисное пение Энрико, который, согласно либретто, томится в тюремной башне, или эпизод со схождением хористов со сцены, которые продолжают пение, и с каждым шагом оно постепенно стихает. Здесь Эрл проявил себя как режиссер.

«Верди говорил, что в этой опере важны четыре главных исполнителя (Леонора, Азучена, Энрико, и граф ди Луна), — вступила в разговор солистка Национальной оперы Алла ПОЗНЯК. — Если один из исполнителей не на уровне, то в целом пропадает опера». Певица справедливо отметила, что ее роль матери, цыганки Азучены является стержнем оперы. Дуэт Азучены и Энрико восхитил публику,  напряженно следившую за развитием драмы. Исчезли языковые барьеры. Это один из самых ярких моментов спектакля.

«Мне очень нравится партия графа, — отметил другой актер Александр АЛИЕВ. — Она отвечает моему мировосприятию. Это роль мужчины, иногда холодного, иногда страстного, который, несмотря на обстоятельства, борется за свое право на любовь».

Должен признать, что этого состава оказалось достаточно, чтобы произвести чрезвычайно сильное впечатление на аудиторию. Опера была исполнена «на одном дыхании»!

— Мы в ожидании нынешних гастролей в Италию и фестиваля в Польше. Первый на самоокупаемости, второй — при поддержке Министерства культуры Украины, — сообщил Хобарт Эрл. — Имеем также далекоидущие планы относительно осуществления подобных проектов, скажем, на территории крепости Акерман (Белгород-Днестровск) при участии нашего оркестра. Эта крепость фигурирует в опере «Алеко» Рахманинова на сюжет поэмы Пушкина «Цыгане», и когда-нибудь она там будет поставлена. Но это  в перспективе. Сначала, где-то через год, мы планируем дать в этом историческом месте гала-концерт».

Владимир КУДЛАЧ, Одесса
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments