Перейти к основному содержанию

Учитесь вести диалог!

В рамках 25-го Форума издателей Глава УГКЦ представил книгу, где выступил «как свидетель своей Церкви»
27 сентября, 11:25

В первый день юбилейного события осени одно из старейших заведений Европы – университет им.И.Франко –  приветствовал Блаженнейшего Святослава Шевчука. К уважаемым профессорам, академическому сообществу и самым важным хозяевам заведения – студентам – Глава пришел с благословением и книгой.

«ВЫ БУДЕТЕ УДИВЛЕНЫ: ЭТА КНИГА НЕ ДЛЯ ВАС!»

«Діялог лікує рани» – почти карманная, очень тепла, откровенная и полемическая, но точно не пафосная. «Это и не книжица, и не книга, – это моя маленькая книжечка на большом книжном юбилее», –  скромно начал Блаженнейший.

«Діялог лікує рани» – обстоятельное интервью с Главой УГКЦ редактора польского Католического информационного агентства Кшиштофа Томасика. В поисках универсального подхода, как польским журналистам и обществу в целом ответить на все волнующие и контроверсийные вопросы, – Кшиштоф Томасик предложил записать беседу. Не удивительно, что Святослав Шевчук является в какой-то степени посланцем доброй воли на Западе, в частности в Польше, а потому беседа, которая ориентирована на широкую польскую общественность, – актуальна.

«Эта беседа прежде всего для рядового польского читателя, чтобы рассказать об Украине и ее истории, о которых они почти ничего не знают. Вы будете удивлены: адресатом не является украинская среда! Потому что половина из того, что написано, вы знаете. Мы имели в виду рядового поляка, студента, который, по сути, сегодня об Украине и ее истории ничего не знает», – объяснил Глава УГКЦ.

Именно поэтому в марте книга издалась сначала на польском языке. Предисловие написал кардинал Станислав Дзивиш, многолетний личный секретарь Папы Иоанна Павла ІІ. И это совсем не случайно, потому что как раз личность Ивана Павла ІІ является одной из самых определяющих в налаживании адекватно конструктивных связей между народами. Речь идет совсемвовсе не о бессмысленных компромиссах, приуменьшении одного народа перед лицом другого, идет речь о четком отмежевании патриотизма от проявлений крайней ненависти.

Сегодня польско-украинские отношения натянуты туго, как струны. К некоторым оборвавшимся приложила большую силу польская сторона. Но если же политические манипуляции, деструктивные процессы остаются глухой стеной, то по крайней мере монорелигиозное католическое сообщество имеет уши, чтобы слушать («Кто имеет уши слышать – пусть слышит...»(Мт.11:15)).

«Побочным эффектом сегодняшнего информационного мира является то, что поляки иногда не знают даже о своих корнях. Тем более, что они не знают о своих болях, которые связаны с нами», – растолковал Святослав Шевчук.

МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ МОНОЛОГОВ

Книга, которую представил Блаженнейший сначала в Польше, не у всех вызвала бурные овации, дал о себе знать двусечный меч: кто-то услышал призыв к слепому единению, кто-то, наоборот, – ноты критики.

«Не все ее воспринимают с аплодисментами, потому что я в этой книге представляю именно украинскую сторону. Если бы я представлял польскую точку зрения, то в Польше мне бы аплодировали! Мысли в книге не нужно считать авторской мыслью. Я здесь скорее выступаю как свидетель своей Церкви», – прибавил Глава УГКЦ.

Заглавие «Діялог лікує рани» состоит только из трех слов: вдумчивому читателю стоит на это обратить внимание прежде всего. Это подчеркивает сакральность, а также глубину заложенного смысла. Умеет ли человечество разговаривать, способны ли народы, которые размещены на карте плечом к плечу, слышать друг друга? «Мы не умеем вести диалог, мы живем в мире, в культуре монологов. Однако человек был создан в контексте именно диалога: Бог обратился к человеку, а он Ему ответил. Когда человек ведет диалог, он становится Человеком с большой буквы», – мудро поучает Блаженнейший.

Громкость общественного крика и напряженность дискуссий постоянно растут, политики кричат: кажется, что проблемы со слухом заостряются. «Если украинцы не слышат того, кто рядом, то что и говорить, когда идет речь об другом народе. Диалог приводит нас к совсем другому образу жизни. Он нужен как инструмент лечения, терапия ран», – отмечает Святослав Шевчук.

Книга не только призывает к «диалогу», но и сама имеет такую форму. Читатель время от времени сталкивается с мнениями, которые выражал блаженной памяти кардинал Гузар, а также Иоанн Павел ІІ. Папа был убежден, когда пришел к служению, что получил в наследство очень израненную и разделенную Европу, что народы, которые вышли со Второй мировой войны, были расколоты на куски. Сегодня в своей памяти народы продолжают носить болезненные раны. Чем их должны лечить? «Он вел диалог и лечил им, был апостолом диалога. Потому что нет другого способа, как вылечить раны Европи. Возможно, мы должны вернуться к той Европе, которая основывалась на философских диалогах Платона», – отвечает Блаженнейший.

Вероятно, «польские диалоги» будут восприняты скептически в контексте тяжелого положения Украины, того Дамоклова меча, который умножился на несколько и навис над нами со всех сторон. История польско-украинских взаимоотношений прошлась горькими ранами по сердцам жителей Западной Украины. Но как относительно Востока? «Чем дальше на Восток, тем до конца остается не понятно, зачем какой-то диалог, важен ли он вообще. Эта книга объясняет проблему украинско-польскую и тем, кто дальше на Восток», – акцентирует внимание Глава УГКЦ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать