Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украина — Япония: эхо души»

В Музее книги и книгопечатания Украины проходит выставка, посвященная 30-й годовщине установления дипломатических отношений между нашими странами
20 января, 2022 - 17:29

Проект «Украина — Япония: эхо души» — это своеобразный диалог культур, так как в одном пространстве экспонируются иллюстрации заслуженного художника Украины Александра Ивахненко к украинским народным песням и стихам Тараса Шевченко и художественные фотографии японской фотохудожницы Ината Миори, посвященные древним святым местам Японии. Зрителям предлагают посмотреть на Украину и Японию глазами двух художников из разных стран, с разными медиумами, техниками и стилями, имеющими одну цель — показать суть и душу своей страны.

Александр Ивахненко прославился как художник-график с самобытным стилем, в котором сочетаются тонкий психологизм и одухотворенность, выверенность композиции, виртуозное использование разнообразных техник. Как мастер иллюстрации он не просто механически визуализирует тексты, а отходит от бытовой «шароварщины» и пытается выйти на новый уровень прочтения и обобщения знакомых нам образов. Особенно это ощутимо в серии иллюстраций к произведениям Тараса Шевченко, где народные элементы и виды родной природы приобретают действительно монументальное и возвышенное звучание.

Фотохудожница Ината Миори была свидетелем теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, она наблюдала эту трагедию из окна своей квартиры и была поражена. Госпожа Ината записала так: «Это заставило меня глубоко задуматься, в каком направлении должны двигаться люди, по какому пути нас направляют боги во всем мире. Я хотела стоять на местах, считающихся местом молитвы, чтобы понять. Я посещала святые места мира, продолжая фотографировать каждое, чтобы увидеть, смогу ли найти какие-нибудь ответы». Первой локацией для такого творческого и духовного поиска художницы стал японский храм Исэ, служащий синтоистским святилищем с 4 века до нашей эры. Там Ината Миори поняла, что людей поддерживает сама природа, и глубокое уважение природы принесло ей тихое ощущение глубокого понимания, гармонии и спокойствия. С того времени она посвятила свою жизнь и творчество съемкам святых мест Японии.

Куратор выставки, дочь Александра Ивахненко Мария Певная вынашивала идею проекта более 10 лет. Еще в 2006 году в рамках Дней культуры Украины в Японии состоялась персональная выставка Александра Ивахненко. Местные зрители были поражены украинскими народными образами и видели в них что-то очень родное, отмечали, что наши сорочки похожи на кимоно. Ината Миори посещала Украину и отмечала, какой близкой она ей казалась и что у нас абсолютно схожие традиции и видения. И вот наконец-то встретились эти два больших мира украинского графика и живописца и японской фотохудожницы, а размещенные рядом их произведения продолжают творческую беседу. Мария Певная сама долгое время проживала в Японии и на открытии выставки подчеркнула: «Этот проект — это не о визуальном контенте, хотя визуальная картинка тоже важна. Он не об увиденном, а об услышанном. Я надеюсь, что зрители почувствуют то сходство, которое я хотела показать».

Посетить экспозицию в Музее книги и книгопечатания Украины можно до 22 февраля.

Надежда ПАВЛИЧЕНКО-ТИМЧУК, кандидат культурологии. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ