Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

«Украинский балет становится полноправным конкурентным игроком на европейском хореографическом «поле»

Впервые мастер-класс для артистов балета Национальной оперы состоялся в прямом эфире на You Tube при участии гостей из Франции
5 апреля, 2019 - 09:59
ОТКРЫТЫЙ УРОК ДЛЯ УКРАИНСКИХ АРТИСТОВ ПРОВЕЛ СИРИЛ АТАНАСОВ, ОБЛАДАТЕЛЬ ПРЕМИИ ИМ. В.НИЖИНСЬКОГО И ЗВАНИЯ КАВАЛЕР ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРЕМЬЕР, ПРОФЕССОР БАЛЕТА ГРАНД ОПЕРА

В большом репетиционном зале Национальной оперы Украины состоялся мастер-класс при участии Клод Бесси и Сырила Атанасова. Напомним, «День» писал о триумфальных гастролях в декабре-январе в Париже балетной труппы Национальной оперы Украины. Ныне программа пребывания французских гостей проходила накануне 115-й годовщины со дня рождения легендарного танцовщика и хореографа Сержа Лифаря.  Клод Бесси, выдающаяся балерина, любимица Лифаря, «Этуаль» Гранд Опера, которая в течение 30 лет возглавляла при театре Школу танца, и ее многолетний партнер по сцене Сырил Атанасов, обладатель Премии им. В.Нижинского и звания Кавалер искусств и литературы, премьер, профессор балета Гранд Опера.

В фойе киевского театра развернута фотовыставка, посвященная Сержу Лифарю, на многих фотографиях которой гости узнавали и себя: Клод Бесси познакомилась с Лифарем, когда ей было всего лишь 15, маэстро стал для нее очень близким человеком на всю жизнь — главным творцом, воспитателем, ориентиром. На следующий день их ждали в Академии балета, где встреча проходила в формате непосредственного общения учеников и именитых гостей, а также демонстрации успехов воспитанников: они подготовили концерт, в программу которого входил фрагмент из одноактного балета «Лифарь-сюита» в постановке Дмитрия Клявина. Вечером гости посетили балетный спектакль «Снежная королева» в постановке Анико Рехвиашвили. Результатом этого посещения стало решение французов отснять фильм — балет «Снежная королева». В результате этого гости покинули Киев, преисполненные планов на дальнейшее сотрудничество. А это и следующие гастроли, и постановка одного из балетов С. Лифаря на сцене НОУ.

— В Париже мы познакомились с мадам Бесси, которая с грустью  отметила, что Европу нынче заполонила псевдосовременность, увлеченность формой, что  стало самоцелью. А вот танцевальность, окрашенная духовностью, погружение в сказку — это и есть настоящий балет, и посоветовала артистам Гранд-опера посмотреть наши спектакли как пример «настоящего балета», — рассказала руководитель балета Национальной оперы Украины Анико РЕХВИАШВИЛИ. — Многие коллеги из Гранд-опера посетили наши спектакли, состоялись знаковые встречи, результатом которых станет совместный концерт — «Вечер франко-украинского балета», который состоится на нашей сцене 14 апреля. В процессе неформального общения французы — а среди них были и премьер Гранд-опера Франсуа Алю, и Валери Колен, балетный продюсер —  спросили меня, как бы они могли помочь киевскому балету. Тогда я и выразила свое желание, чтобы для наших танцовщиков был проведен мастер-класс.

«СЕКРЕТАМИ» МАСТЕРСТВА ДЕЛИТСЯ КЛОД БЕССИ (ВЫДАЮЩАЯСЯ БАЛЕРИНА, ЛЮБИМАЯ УЧЕНИЦА ЛИФАРЯ, ЭТУАЛЬ ГРАНД ОПЕРА, КОТОРАЯ В ТЕЧЕНИЕ 30 ЛЕТ ВОЗГЛАВЛЯЛА ПРИ ТЕАТРЕ ШКОЛУ ТАНЦА)

Я рада тому, что наши артисты чувствуют себя интегрированными в общий европейский балетный процесс, а еще потому, что они увидели результат французских гастролей, которые не просто прошли и завершились, а с них начинается большой путь, движение по которому ведет к новым достижениям. Для меня как руководителя труппы самым важным является возможность дальше профессионально общаться, делать новые проекты. Есть определенные договоренности, планы на будущее. В следующем сезоне уже есть договоренность о следующих новогодних гастролях: в этот раз на сцене Театра на Елисейских полях мы покажем «Лебединое озеро». На сайте театра это уже активно рекламируется, продаются билеты.

— А относительно обмена опытом: в этом направлении будет продолжение?

— Да, по результатам первого мастер-класса мы увидели, что есть над чем дополнительно работать. Договариваемся о проведении отдельных уроков для женщин и мужчин. Нужно пользоваться моментом, пока наши танцовщики горят желанием получить что-то новое. Это не значит, что мы откажемся от своей школы, но мы ее существенно обогатим. Это естественный процесс.

— Насколько большая разница между французской, украинской балетными школами?

— Для профессионалов очень заметна. Начнем с того, что Мариуса Петипа, француз по происхождению, но не французский балетмейстер по традициям балетного театра, который вобрала в себя и украинская школа, французы не воспринимают его как собственного хореографа. У них другое отношение к большим прыжкам, это больше наша прерогатива, у нас в прыжок вкладывается характер, залихватскость. А вот относительно мелкой техники, сдержанной, прикрытой манеры, большой изысканности прыжка, мелких переходов, которые часто меняются, — это то, чему стоит поучиться и что нам интересно. Именно на этом строится французский балет. Но и им интересно видеть нашу школу. Большие балеты Чайковского-Глазунова не ставят в таком большом количестве на французских сценах. «Щелкунчик» давно уже снят с репертуара Гранд-опера. Поэтому нам тоже  есть чем заинтересовать их публику. Поэтому разница школ и направлений притягивает друг друга.

— В Киеве гостям показали не спектакль классического наследия, а современное классическое балетное представление. Почему именно «Снежную королеву»?

— Выбирали французы. О нашем балете снимает фильм Бертран Норман, в Париже он был около нас рядом со своей камерой везде: и на представлениях, и на прогулках, и в магазинах, и на экскурсиях по памятным лифаревским местам. Поэтому в неформальной обстановке они расспрашивали наших танцовщиков, какие спектакли кому больше всего нравятся. Чаще всего звучала «Снежная королева», поэтому по такому принципу она и была отобрана для показа во время визита Мадам Бесси в Киев. Мадам Бесси высокопрофессионально оценила этот балет, который ей показался невероятно музыкальным, сложным по ее высказываниям, что его хореографического текста хватило бы на три балета. Я благодарна всем, кто провел этот спектакль на наилучшем уровне, — нашему новому дирижеру Виктору Олийныку, который оперативно и скрупулезно овладел партитурой,  вдохновенно сотрудничал с оркестром. Несмотря на то, что  Ярослав Ткачук перед началом спектакля неудачно прыгнул во время разминки и травмировал ногу, но он собрался и блестяще выступил и победил боль... Я ужасно переживала. Это же мой спектакль, но понятно, что со временем каждая постановка начинает жить своей жизнью. Клод Бесси и Сырил Атанасов, которые сначала достаточно спокойно и заинтересованно смотрели, со временем увлеклись, аплодировали и выкрикивали «Браво!».

— Так, возможно, «Снежную королеву» ангажируют на гастроли?

— Для начала этот балет будет снят в качестве фильма-балета и представлен французскому зрителю. А дальше будет видно. Мне приятно, что украинский балет становится полноправным конкурентным игроком на европейском хореографическом «поле». Движение вперед — это когда ты не ждешь, что тебе дадут, а сам предлагаешь продукт, который востребован и продается в мире.

Лариса ТАРАСЕНКО. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments