«Уроки неисчерпаемой украинской классической музыки для мира»
Так называют Международный конкурс скрипачей Олега Крысы, который с 17 по 27 октября пройдет во ЛьвовеС 2013-го, раз в три года, во Львове проходит Международный конкурс молодых скрипачей, основанный Олегом Васильевичем Крысой, всемирно известным украинским скрипачом, педагогом, почетным профессором Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко, профессора Eastman Schoolof Music и Manhattan Schoolof Music (США), почетным членом Японской струнной ассоциации преподавателей.
На этот раз лучшие концертные залы Львова (Львовская национальная филармония и Дом ученых) будут принимать виртуозов планеты, которые будут бороться за Гран-при. О значении для мира украинского культурного наследия, опыте и перспективах конкурса и конкурсантов наша беседа с маэстро.
«БЕЗ ПЕРВОГО ШАГА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩЕГО»
— В Соединенных штатах правительство не финансирует культуру на «всех сто», но есть федеральные средства, впрочем, они незначительны. Зато действующим законодательством поощряется спонсорство, — говорит О. КРЫСА. — Быть спонсором культурно-художественных мероприятий и молодых талантов — во всем мире это почетно и престижно. Почему бы так не сделать в Украине? Возможно, этот вопрос рассмотрит новый парламент Украины. Это был бы настоящий прорыв в развитии нашей национальной культуры.
— Поддержать молодого талантливого человека — это одно. Совсем другое — организация обучения за рубежом в ведущих школах под руководством известных педагогов, разнообразные турне и участие в международных конкурсах, возможность выступлений на известных сценах мира, а следовательно, признание и слава. Это же промоушн не только виртуозного музыканта, но и Украины как страны с огромным багажом музыкальной классики (композиторов, исполнителей) и прошлого, и настоящего...
— Ответ на этот вопрос я разобью на несколько частей. Первое: чтобы направить молодого музыканта на учебу за рубеж, он должен получить высокий уровень образования здесь, в Украине. То есть вкладывать в талант нужно с детства.
Второе: обучение в лучших школах мира требует определенных финансовых затрат. Для опеки таких студентов мы создали Благотворительный фонд имени Лятошинского в Рочестере и Благотворительный фонд Олега Крысы во Львове. Ясно, что возможности у нас не бесконечные. Но мы делаем все от нас зависящее, чтобы как можно больше молодых украинских виртуозов познавало мир, а мир познавал их как виртуозов. То есть необходима поддержка и на государственном уровне, и меценатская.
Третье: для тогчтобы продвигать одаренную молодежь за рубежом, нужно развивать менеджмент в украинской классической музыке. Простите за тавтологию, без современного профессионального менеджмента просто невозможно развиваться и двигаться вперед.
Мы имеем хороших эстрадных продюсеров, но очень и очень мало в мире классической украинской музыки. К сожалению, в Украине таких специалистов не готовят. Хотя во всем мире это выгодное и прибыльное дело. Учеба за рубежом нужна не только молодым классическим музыкантам, но и их менеджерам. Как видите, все взаимосвязано. Без первого шага не может быть следующего.
СОРЕВНОВАТЬСЯ БУДУТ 39 УЧАСТНИКОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ 19 СТРАН МИРА
— Вы пытались делать определенные шаги в этом направлении?
— Если честно, то сейчас меня называют больше менеджером, чем музыкантом. Я вижу этот пробел, и благодаря тому, что меня знают в мире как украинского скрипача, пытаюсь его ликвидировать, занимаюсь промоушном нашей талантливой молодежи. Да, у меня огромные связи в мире музыки, но еще раз отмечу — каждым делом должен заниматься специалист.
Мы с сыном Тарасом не раз обсуждали этот вопрос, есть определенные замыслы и наработки, но пока раскрывать все планы не могу. Всему свое время.
Завершая ответ на ваш предыдущий вопрос, отмечу главное. Конкурс скрипачей Олега Крысы собственно и был основан именно во Львове, чтобы молодые украинские скрипачи имели возможность приобретать опыт участия в международных конкурсах здесь в Украине, без привлечения больших средств, в которых требуют выезды за границу. Кроме того, для них это огромная школа, поскольку все претенденты проходят строгий и жесткий предварительный отбор и прослушивание, то к участию в предварительных турах допускаются лишь те, кто владеет незаурядным исполнительским мастерством. Поэтому наши ребята и девушки имеют возможность не только соревноваться с ровесниками со всего мира, но и вживую изучать их манеру игры и овладевать секретами владения инструментом. Соответственно, демонстрировать свое мастерство.
Следующее, львовский конкурс — это непосредственный промоушн украинской классической музыки. Каждый участник должен исполнить определенные произведения украинских авторов. Убежден, что в дальнейшем зарубежные исполнители включат их в свои концертные программы.
Кстати, «изюминкой» нынешнего финала станет исполнение претендентами на победу Концерта для скрипки с оркестром №5 выдающегося украинского композитора Евгения Станковича, который он написал в 2017 году. Это произведение еще называется «Вопрос без ответа». Думаю, что именно мастерство его исполнения и даст ответ, кто же станет обладателем Гран-при. Самое главнее, что все зарубежные участники Конкурса через музыку познают Украину, познают наш огромный духовный и культурно-художественный мир и потом пропагандируют и распространяют их в мире.
— Каков состав участников конкурса ?
— Квалификационной комиссии и оргкомитету приходилось по несколько раз прослушивать присланные материалы, чтобы из 60 поданных заявок отобрать претендентов на участие в конкурсе. Много довольно сильных и мощных скрипачей. Не хочу обижать участников первых двух соревнований, но сегодня уровень исполнительского мастерства молодых музыкантов значительно вырос. Что и не удивительно, ведь все в мире должно прогрессировать, чтобы развиваться.
К I туру допущены 39 участников, представляющих 19 стран мира. Кстати, одна из уникальностей конкурса заключается именно в системе оценивания конкурсантов. Процедура голосования строгая и тайная. В бюллетенях со специальной защитой каждым членом жюри выставляются оценки — баллы от 0 до 18, после чего по специальной формуле выводится средний балл участнику конкурса. Ни один член жюри не знает, какой балл поставил другой. Все последующие процедуры (подсчет баллов и тому подобное) проводятся оргкомитетом конкурса в присутствии специально привлеченной независимой аудиторской компании, что делает оценивание беспрецедентно честным. И еще один нюанс, член жюри не имеет права принимать участие в оценивании конкурсанта, если тот является его учеником или находится в семейных отношениях. Я глубоко убежден, что и на этот раз победа достанется самым талантливым.
Выпуск газеты №:
№186-187, (2019)Section
Культура