Услышь меня
В Театре на Подоле состоялась премьера монооперы Ф.Пуленка «Человеческий голос»Событие состоялось в рамках Года французского языка в Украине. На сцене драматического театра жанр монооперы был представлен впервые, а сам показ приурочили к юбилейным датам — 120-летию со дня рождения композитора Франсиса Пуленка и 130-летию со дня рождения автора драмы Жана Кокто.
Напомним, творческое сотрудничество двух гениев французской культуры длилось около сорока лет и увенчалось написанием в 1958 году последней оперы Ф.Пуленка, что стала самой популярной среди его произведений. По оригинальному сюжету Ж.Кокто действие происходит в Париже. Женщина среднего возраста разговаривает по телефону со своим бывшим любовником, с которым имела отношения в течение пяти лет. На следующий день он вступает в брак с другой, что доводит главную героиню до отчаяния.
«Человеческий голос» — прежде всего, драматическое произведение, с которым успели поработать и Ингрид Бергман (фильм Теда Котчеффа), и Анна Маньяни (фильм Роберто Росселини), и Педро Альмодовар («Женщины на грани нервного срыва»). Композитор вспоминал, что замысел оперы у него возник после пересмотра спектакля, где выступала оперная звезда Мария Каллас, но работа с привередливой исполнительницей его не привлекала. Поэтому Пуленк сознавался, что если бы не встретил певицу такого масштаба и одаренности, как Дениз Дюваль, то не принялся бы за написание оперы.
Нынешняя постановка реализована компанией «LEKS Compagnie» (Нидерланды), продюсер — Мария Прилипко. Исполнителями спектакля стал тандем, каждая из участниц которого имеет многогранный опыт работы с музыкальными и театральными проектами. Главную партию исполнила нидерландская певица и актриса Екатерина Левенталь (меццо-сопрано), которая является основательницей музыкального театра «LEKS Compagnie», а недавно дебютировала на сцене Голландской национальной оперы. Фортепианную партию воспроизвела украинская пианистка Мария Прилипко, лауреат международных конкурсов, основательница и куратор детской музыкально-театральной студии «Бродвей Kids». Собственно, само музыкальное исполнение и стало наиболее поражающей составляющей постановки. Углубить его и лучше донести до слушателей помог режиссерский замысел голландского постановщика Криса Колмиса. В его интерпретации к классической постановке добавляется новое измерение Facetime. (По-видимому, драматург Жан Кокто позавидовал бы таким технологиям, ведь был также и кинорежиссером). С помощью интерактивного экрана главная героиня отчаянно пытается сохранить свою связь с внешним миром. Подчеркнут тонкий предел между ожиданием и реальностью в современных средствах коммуникации и социальных сетях, что приводит к альтернативным истинам: человек на связи со всем миром, но в то же время в полном одиночестве. Лицо героини крупным планом транслируется на заднюю часть сцены, будто из веб-камеры. Такой прием позволяет подробно разглядеть все эмоции, мимику и даже линию жизни на ладони героини, которая так рано оборвется.
На протяжении всего действия главная героиня почти не покидает круг, сложенный на полу из множества общих фотокарточек, который не защищает, а, наоборот, ограничивает ее. Многочисленными фотографиями усеян также туалетный столик. Из этих фрагментов прошлого, которые берегут счастливые мгновения, и складывается действительность героини. Жизнь вне этого круга оказывается для нее невозможной. И даже, если в тексте оперы идет речь о том, как хорошо женщина проводит время в других местах и с другими компаниями, сценическое решение подчеркивает ее зацикленность именно на чувствах к мужчине по ту сторону телефонного провода.
Опера звучала на языке оригинала с украинскими субтитрами, что позволило воспроизвести все компоненты композиторского замысла, выразительные фонизмы и колорит французского языка. Исполнительница тонко передала все нюансы речитативного текста, ведь в этой опере чрезвычайно важными являются не только мелодичные фразы вокалиста, а именно ритм дыхания, прерывистые паузы, тишина затаенного дыхания. Диалог фортепиано и голоса органично сливался в одно целое, захватывал и держал внимание зрителя. Кажется, что интересно было бы слушать это исполнение даже в полной темноте, настолько эмоционально богатым и проницательным оно было.
Минималистическое сценическое оформление почти лишено предметов быта, которые бы могли охарактеризовать комнату женщины, сцена лишена ярких цветов, подобно тому, как меркнет жизнь героини. Нюдовый наряд исполнительницы подчеркивает ее женственность и позволяет легко изменять образ от впечатлительной любящей женщины к обольстительной любовнице. При этом не совсем органическими показались некоторые предметы оформления, например одеяло, которое интересно использовалось в мизансценах, но визуально выбивалось из атмосферы французской элегантности, утонченности и упрощало впечатление.
Кульминация достигает наивысшего напряжения, страстного последнего признания в любви и музыкально становится наиболее патетическим моментом, ведь звучит на ритмо-интонациях траурной процессии.
Моноопера «Человеческий голос» практически не входит в репертуар отечественных оперных театров, потому эта премьера особенно ценна. В свое время двум гениальным авторам удалось создать оперный монолог, который чрезвычайно тонко раскрывает женскую душу и ее чувства, преданность и разочарование, возможно, потому, что каждый из них знал как это — любить мужчину.
Выпуск газеты №:
№197, (2019)Section
Культура