Для негосударственного народа духовая культура играет огромную роль, потому что собственно ею он может превышать народ, политически подбил его.
Иван Огиенко, украинский ученый, митрополит (с 1944), политический, общественный и церковный деятель, языковед

Уже дома!

Во Львове после годичного перерыва вновь экспонируют единственное в Украине полотно Жоржа де Латура
26 февраля, 2021 - 11:38
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛЬВОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕЙ ИСКУССТВ

Картина, которая имеет условное название «Платеж» (или «У ростовщика»), является одним из самых ценных экспонатов Львовской галереи искусств! Почти год произведение находилось за пределами Украины — в Милане. На выставку «Жорж де Ла Тур: освещенная Европа» полотно попало в феврале 2020 года, но из-за локдауна и закрытия границ там и задержалось. И вот те-перь снова заняло свое законное место — в экспозиции Дворца Потоцких, о чем «Дню» рассказал генеральный директор ЛНГИ Тарас ВОЗНЯК. Об успехе на презентации в Милане — чуть позже, а сначала — о предыстории вопроса.

СЮЖЕТ И АТРИБУЦИЯ

— Никто точно не знает реального названия этой картины, — говорит Тарас ВОЗНЯК. — Даже не-известно, какой сюжет там изображен. Да, речь идет о какой-то уплате, но неизвестно какой... Эта картина, созданная в Лотарингии известным французским караваджистом Жоржем де Латуром, чрезвычайно ценна в связи с тем, что вообще осталось в мире около сорока его произведений. И то, которое у нас, является вовсе не «одним из», а, как показала выставка, которая состоялась в Милане, в Королевском дворце, это полотно — одно из основных произведений де Латура. В «Лувре» есть с десяток отреставрированных и хорошо представляемых работ де Латура. В свое время эта, наша, работа тоже была во Франции представлена, но не реставрирована, с изменением цвета. Еще были вопросы относительно атрибуции. Не было точно известно, это работа де Латура или его последователя. Около двух лет назад я принял решение, что мы будем готовиться к выставке в Милане, но готовиться серьезно, чтобы не просто дать ее к экспонированию в таком виде, как есть, а в отреставрированном.

КАРТИНУ ИССЛЕДОВАЛИ ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО

— Это было амбициозное, тяжелое и рискованное решение. Но еще более рискованное решение приняла наш опытный реставратор Лилия Петровна Волкова, которая отважилась (именно отважилась!) взяться за такую работу — и в смысле работы, и в смысле произведения. Работала с полотном, раскрывала, снимала наслоения времени около года. Картину исследовали очень тщательно — в рентгеновских и инфракрасных лучах, также с применением химических методов, чтобы, собственно, выяснить, что в работе оригинальное, а что — наносное. И абсолютно и однозначно подтвердили авторство де Латура, так как в инфракрасном свете нашли подпись художника и дату (хоть она и не очень полная, и это, очевидно, 1630-е годы). Вместе с тем убрали все наслоения времени — псевдореставраций, которые делались на протяжении всего существования этого произведения. И речь идет не только, например, о XIX веке. Оказалось, что работу отправляли в «Эрмитаж». И не учитывая какую-то там русофобию, следует отметить, что реставрация была сделана там достаточно вульгарно. А наши мастера раскрыли оригинальное полотно.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО?

— Вместе с тем был издан наш каталог, где зафиксирован весь процесс реставрации. В нем — статьи наших исследователей-реставраторов, но также и химиков и других специалистов. Также есть статьи, которые касаются именно сюжета — а что же показано? Одна из версий, которая, возможно, будет рассматриваться как существенная: известная библейская притча о том, что когда святой Петр хотел зайти в храм в Капернауме, то римский стражник не пустил его, потому что римляне брали плату за это. И тогда Христос, который сопровождал Петра, сказал: «Забрось невод в озеро Кинерет — и тебе воздастся». Петр закинул невод и поймал рыбу, которая держала во рту деньги. Эти деньги Петр отдал стражнику.

Подобный сюжет художника Маттиа Прети есть в галерее Брера в Милане. Практически то же самое. Разница только в том, что Прети изображает святых и Христа с нимбами, как было принято тогда. Но специфика именно Жоржа де Латура в том, что он изображал Иосифа, или Христа, или Петра в других своих произведениях без нимбов — как обычных людей. И в этом контексте мы можем переосмыслить само название этой картины.

УСПЕХ В МИЛАНЕ

— Презентация картины на выставке в Милане «Жорж де Ла Тур: освещенная Европа» была фурором. И там присутствовали не только работники музея Palazzo Reale, но и знатоки со всего мира (в том числе — из Франции, из «Лувра»), которые еще лет тридцать назад очень сильно сомневались, что это полотно — де Латура. Когда мы ее открыли, то все сомнения отпали: стало понятно, что это абсолютная жемчужина его творчества.

Затем наступил ковид, локдаун... И мы были вынуждены оставить картину в Милане. Теперь она приехала домой — абсолютно легитимно, абсолютно подтверждена как работа Жоржа де Латура.

Мы ее вернули на прежнее место, где она была — во Дворец Потоцких. Теперь, учитывая ее ценность, наверное, переосмыслим экспозицию, переинсталлируем. Сделаем и презентацию вышеупомянутого каталога. Немного мешают карантинные обстоятельства. Наши планы разрушает то, что от людей не зависит. Но сделаем.

СПРАВКА «Дня»

Жорж де Латур (1593—1652 гг.) — французский художник из Лотарингии. Его жизнь и творчество — сплошная загадка. По одной из версий, был главным художником короля Людовика XIII. Боль-шинство картин де Латура уничтожил пожар в Люневиле. После смерти художника о нем надолго забыли.

В 1930-х годах в Париже состоялась выставка «Художники в реальности Франции XVIII века», где были представлены 20 полотен де Латура. С тех пор и появились желающие исследовать и био-графию, и творчество художника. Хотя до сих пор нет ответа на многие вопросы вокруг авторства и хронологии полотен Латура, сохранившихся до нашего времени. А это, в свою очередь, сильно подогревает интерес к Мастеру XVII века.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ