Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В клетке коррупции

«Серый куб» представили в киевском Центре визуальной культуры
14 сентября, 10:16
ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ «СЕРЫЙ КУБ»

Вернисаж проходит в рамках международного фестиваля «Искусство против коррупции». Акции проходят в 9 городах Украины и Кишиневе (Республика Молдова) под эгидой Goethe-Institut в Украине.

«Коррупция — проблема интернациональная, — подчеркнула организатор фестиваля, ассистент отдела специальных культурных программ Goethe-Institut в Украине Илона ДЕМЧЕНКО. — Она есть и в самой Германии. И там с ней борются с помощью экономических и политических реформ, а также культуры. В июне в Берлине под эгидой Федерального центра Политического образования проходил международный симпозиум «IRRESISTIBLE?». Он стал первым «модулем» проекта, в задачи которого входит всестороннее исследование феномена коррупции, в частности, методами искусства...»

Выставка «Серый куб» — это работы украинских, немецких и одного молдовского автора. Одним из самых ярких (и сложных в исполнении) проектов «коллективки» можно назвать мультимедийную инсталляцию «Башня» известной немецкой художницы, режиссера, профессора Берлинского университета искусств Гито Штейерль. Трехканальное 3D-видео, созданное в коллаборации с Алексеем Радинским (Киев) и Олегом Фонаревым (Харьков) с использованием сцен из видеоигр, посвящено истории Украины с начала Независимости до Майдана и последующих событий. Основной темой работы Штейерль стала гибридная война (художница проводит параллели с видеоиграми). Основной вопрос «Башни» — это продолжительность военного конфликта... Война — это коррупция, уверена Гито Штейерль.

Остальная часть проектов «куба» («Левобережная» и «Троещина Два» Алексея Радинского, «Нужный человек» Станислава Мензелевского, Анны Онуфриенко, Александра Телюка, «Река Черная» Геннадия Попеску и «Люстрация» Дано Космины), откровенно говоря, сливаются в один. Может, по той причине, что все авторы представили видео. Красивое, кстати, но... На общем фоне очень выделяется цикл фото Александра Бурлаки. По словам художника и архитектора, снимки Межигорья он сделал 22 февраля 2014 г. в первые же часы после побега В.Януковича, когда люди только попали в резиденцию экс-президента. Роскошь и в то же время несуразная безвкусица интерьеров, в которых еще за несколько часов до того весьма комфортно себя чувствовал очень богатый хозяин имения в  слишком нищей стране, вызывают чувство отторжения.

ТРЕХКАНАЛЬНАЯ НD-ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ «БАШНЯ» НЕМЕЦКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ГИТО ШТЕЙЕРЛЬ

Но настолько сильный эффект на зрителя «фотообоев» пана Бурлаки (включительно с фотографией позолоченного унитаза, который 3 февраля 2014 г. активисты установили на постаменте сброшенного памятника Ленину на киевской Бессарабке) тоже не произвели бы, если бы не удивительно удачная кураторская концепция выставки. И не «архитектурное» ее решение Даны Космины. Чтобы экспозиция не выглядела плакатной агиткой, куратор Екатерина Мищенко придумала нетривиальный ход: социум она предложила рассматривать как «тело», как корпус — в буквальном смысле слова. Соответственно, коррупция трансформировалась в «проблему телесности», это уже не просто «ложный» круговорот денег в общественной природе. Но любое тело имеет свою архитектонику. Поэтому выставка в целом превратилась еще и в сугубо архитектурный проект, весьма целостный. Иронично обыгрывая концепцию «белого куба» (с 1920-х искусство в современных галереях выставлялось на фоне белых стен — мол, благодаря этому архитектура самих помещений не будет отвлекать внимание), Дана Космина «выстроила» экспозицию в форме кубов. Видео, которое демонстрируется в отдельных кубах-павильонах, вызывает ассоциации с одиночными клетками общего организма. Но если уже куб здесь «серый» вместо белого — речь идет, скорее всего, о раковых клетках. Коррупция — это злокачественная опухоль.

Что касается фото Александра Бурлаки (договорим о них, ведь вместе с видео Гито Штейерль это, несомненно, титульный проект выставки), то здесь китч и спесь Межигорья Космина вместе с куратором Мищенко обыграли отдельно. И то весьма утонченно. Приблизительно половину от общего количества снимков они предложили рассматривать сквозь «забор» из полупрозрачного пластика. Зрители прислоняются к маленьким дырам, похожим на отверстия от пуль, чтобы хоть через эти щели увидеть, что же там, за забором. «Мы хотим поднять проблему действенности «общественного мнения». А еще поговорить о том, что вот мы увидели и назвали коррупцию — а что дальше? — поясняет К.Мищенко. — А зеленый цвет стены, на которой развешенные фото Бурлака, напоминают зеленые заборы казенных дач наших чиновников. Как и синтетическая завеса — «забор», который отделяет вторую часть фото Межгорья от зрителей». 

Об украинской коррупции мы все знаем очень хорошо. Вопросы в том, которые должны с этим знанием делать?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать