ВЕРНИСАЖ
Колядки на... открытках
«Сказочный колодец» — так назвала свою персональную выставку, открывшуюся в галерее «Грифон», молодая художница Ольга Кошель. Ее живопись полна ощущением праздника, одновременно и нетерпеливо ожидаемого, и уже сию минуту происходящего, а еще — сказки детства и, нередко, игры. Однако всего ближе картины Ольги Кошель к колядкам, их звенящей радости и емкой символике («Ночь», «День»).
Поэтичный «Зимний сад» соседствует с откровенным озорством «Мечты» и «Сна», участниками которого становятся не только дети, но и всевозможные сказочные зверушки — и даже преисполненная чувства собственного достоинства «Кошка, которая гуляла сама по себе». При этом сами картины молодой художницы кажутся то ли огромными поздравительными открытками, то ли не менее огромными иллюстрациями к великолепной книге любимых сказок.
Чепухоносики и ангелы
Свою новую персональную выставку в Музее русского искусства Евгения Гапчинская назвала «Детские сады». Забавный и обаятельный мир художницы, в общем, не нуждается ни в изменениях, ни, тем более, в улучшениях. Это симпатичное и уютное пространство, где предел драматичности — «Похищение ватрушки», а единственная возможная трагедия — «Прыщик на носу». Его нарядные обитатели, в равной степени похожие на детей, взрослых и ангелов, простодушно и самозабвенно наслаждаются бесчисленными маленькими радостями — чаепитиями, купаниями, игрой в прятки («Ой- ой-ой, наши шляпки полетели», «Я нашла куриного бога», «Рождественские прянички», «Гранатовые прятки», «Ранетки»). Иногда они совершают подвиги («Спасительница маленькой пташки»), охотно мечтают («Лебединое озеро», «Старая картошка», «Небо в моих ладошках») и все без исключения влюблены.
Впрочем, в живописи Евгении Гапчинской существуют свои варианты или, скорее, нюансы. Так, она может вдруг отказаться от своих «пупсиков», наряжанных и причесанных под XVIII век — и начать рассказывать про «Чепухоносиков», а это уже совсем другая история.
«Веселые праздники»
Так назвала свою персональную выставку в Музее-мастерской Ивана Кавалеридзе художница-керамист Вера Томашевская. Её работы — панно, составленные («набранные») из отдельных элементов, каждый из которых — самодостаточное произведение искусства: осенние листья или весенние цветы, капли воды, птицы, бабочки, рыбы, кораблики с разноцветными прусами, причудливые маски, а еще — домики, полусредневековые-полусказочные, может быть — напоминание об архитектуре древнего Ужгорода, где училась будущая художница.
Из разных деталей Вера Томашевская и создаёт свой мир: тёмные леса, глубокие моря, удивительные города, а еще — все времена года («Зима», «Зимнее настроение»). Однако на нынешней выставке есть панно, созданные немного иначе. Необычна уже сама религиозная тематика, обращение к которой чрезвычайно ответственно («Натюрморт», «Осенняя Лавра»). Но ещё удивительнее — напоминающие о традициях вертепа естественность и выразительность, с которой керамические фигурки-персонажи разыгрывают сюжет «Рождества Христова» или «Бегства в Египет».
Выпуск газеты №:
№3, (2007)Section
Культура