... когда в нынешнюю глухую ночь украинство не будет себя ничем заявлять ясным и громким, то никто не пойдет за ним, когда наступит утро. А он наступит непременно.
Михаил Драгоманов, украинский публицист, историк, философ, экономист, литературовед, общественный деятель

«Вид с моста» на... Тель-Авив

Национальный театр им. Леси Украинки с успехом выступил на Международном фестивале, посвященном 100-летию старейшего израильского репертуарного коллектива
15 ноября, 2018 - 10:58
ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Напомним, история легендарного Национального театра Израиля «Габима» связана с такими громкими именами, как Константин Станиславский, Евгений Вахтангов и ведет свой отсчет с начала XX века. В честь векового юбилея в Тель-Авиве прошел Международный театральный фестиваль под названием «Раз в столетие», участие в котором приняли специально приглашенные коллективы из Китая, Франции, Украины, Чехии, России и Польши. От нашей страны организаторами форума был приглашен Театр им. Леси Украинки со спектаклем по пьесе Артура Миллера «Вид с моста».

Представляя программу директор «Габимы» Одиллия Фридман отметила: «За годы своего существования «Габима» поставила сотни спектаклей, классических и современных. Мы впервые устраиваем международный фестиваль: пришло время открыть нашу сцену для коллег из других стран и продемонстрировать израильской публике и гостям страны лучшие мировые постановки».

Театры им. Леси Украинки и «Гандима» имеют общего «предка» — Константина Станиславского. Дело в том, что в 1917 г. Константин Сергеевич поручил одному из лучших своих учеников — Евгению Багратионовичу Вахтангову возглавить студию при Московском Художественном Театре, из которой и возник театр «Габима». В то же время в МХТ работал Константин Павлович Хохлов, ставший вскоре легендарным руководителем Киевского театра. Благодаря именно этому человеку театр получил имя Леси Украинки. Вот как тесно все переплетено.

— Наши театры имеют общие корни, и это чувствуется, они похожи, — утверждает художественный руководитель Театра «Габима» Моше КЕПТЕН. — Но есть и различия. Мне кажется, киевская театральная школа более классическая и академическая. Израильские же актеры, в основном, ориентированы на работу на телевидении, то есть, играют бытово и нередко, возвращаясь после съемок на сцену, забывают, что это — театр, что здесь все-таки нужно играть. Честно говоря, израильским актерам не помешало бы поучиться у украинских коллег и попытаться придерживаться традиций классической театральной школы...

Пьеса голливудского драматурга, супруга Мерлин Монро, обладателя Пулитцеровской премии Артура Миллера «Вид с моста» в постановке режиссера Кирилла Кашликова в Тель-Авиве, как и в Киеве,— собрала полный зал. Билеты еще за несколько дней до спектакля достать было просто невозможно. «В зале сегодня не только зрители, говорящие на иврите, те, кто читает субтитры, но и выходцы из республик бывшего СССР, в том числе — из Киева, Одессы, иных украинских городов. Для них это своеобразное «возвращение домой», прикосновение к родине. То есть, для большинства зрителей это не только художественная акция, но и мощное эмоциональное переживание», — так объясняет зрительский ажиотаж художественный руководитель «Габимы» Моше Кептен.

«Вид с моста» — спектакль не развлекательного толка. Драма, исследование глубинных человеческих страстей подразумевает совместную со зрителем работу. По сюжету главный герой пьесы Эдди Карбоне (Виктор Сарайкин) — портовой грузчик, представитель низшей прослойки населения Нью-Йорка совершает ужасный поступок с целью сорвать свадьбу племянницы, которую воспитывал с детства. Сама девушка — Кетрин (Юлия Смушкова) искренне любит названого отца, но до какого-то момента не осознает, что его чувства к ней — нечто большее, чем любовь отцовская...

— Никакого сюра, ни гиперболы, ни метафоры. А просто жизнь как она есть.

И вот именно тогда, когда ты понимаешь, что на сцене лишь слепок обыденности, рутины, того, что делает, думает, переживает любой из нас, типическая фабула вдруг становится мифом. И проявляется многослойность. И можно заменить имя любого героя на любое другое и даже на свое. Любовь, предательство, зависимость. Надежда, отчаяние, смерть. Да это же точно про нас — там, на сцене, — так отозвалась на спектакль зрительница Ева ЛЕВИТ.

Спустя почти два часа напряженной тишины зал взорвался овацией. «Я живу в Израиле уже более 20 лет. В театр хожу очень часто, особенно — на гастрольные спектакли. Мне интересно сравнить израильский театр с театрами других стран. И, знаете, мне кажется, украинский театр отличается тем, что здесь актеры не столько играют, сколько проживают, — подчеркнул зритель Михаил НАГЛЕ. — Спектакль великолепен! Костюмы, сценография очень лаконичны, все сделано очень умно и красиво. Я рад, что украинский театр на высоте»!

«Мой знакомый, услышав, что к нам приезжает Театр им.Леси Украинки, сказал: «Я очень любил этот театр, когда жил в Киеве. Через неделю я еду в Украину на встречу выпускников и собираюсь сходить на «Джульетту и Ромео» в постановке Кирилла Кашликова». Я услышала много теплых слов в адрес этого театра, и это объясняет интерес русскоговорящего населения к спектаклю. Они помнят Театр им. Леси Украинки и жаждут новой с ним встречи»,  — считает руководитель художественного отдела и международных связей Театра «Габима» Рут ТОНН.

По завершению спектакля организаторы фестиваля выразили надежду на дальнейшее творческое сотрудничество с Украиной. «Сейчас мы выпускаем спектакль «За оградой» по повести израильского писателя Хаима Бялика. Он был уроженцем Одессы, вот вам очередное доказательство теснейших связей между нашими культурами. Есть идея сделать этот проект международным, задействовав в спектакле украинских артистов. Надеюсь, мы воплотим ее в жизнь, и киевляне приедут к нам снова», — подытожил Моше Кептен.

Константин ГОЛЬДМАН, Тель-Авив — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ