Судьба испытывает тех, кто вознамерился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со сжатыми руками упорно и смело идут к намеченной цели.
Екатерина Билокур, украинская художница, мастер народной декоративной живописи

Время сжигать мусор...

26 сентября, 2007 - 19:06
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ EMPTY TRASH / ФОТО АЛЕКСАНДРА ХИТРОВА

В Киевском академическом Молодом театре состоялась премьера спектакля с необычным названием Empty trash, постановку которого осуществил популярный столичный режиссер Юрий Одинокий.

Кстати, это его первая работа в Молодом театре. Автором пьесы является современный украинский автор Татьяна Иващенко. Empty trash или второй вариант названия — «Сжигаем мусор» — сразу наталкивает на мысль о кассовости постановки и ее позиционировании на молодую зрительскую аудиторию (ведь кто, как ни молодежь, может быть хорошо знакома с английским словосочетанием, сфера употребления которого — «компьютерная отрасль»). Словосочетание Empty trash означает, что мы можем избавиться от лишней для нас информации, выбросив ее в корзину, используя для этого всего одну-единственную мгновенную операцию. Однако в данном случае название сценического произведения следует понимать скорее как некоторую аллегорию, которая может касаться духовной жизни человека: иногда стоит «очистить» свое сознание от лишнего, чтобы обрести счастье и покой.

События, положенные в основу спектакля, подаются в форме игры: как на фабульном, так и на психологическом уровне каждого из персонажей. В сценическом произведении Юрия Одинокого отсутствуют главные герои, а персонажи разделились на две группы: те, кем управляют, и те, кто управляет другими. Все действующие лица — участники единого игрового процесса. Так, по сюжету сценического произведения несколько человек, чтобы избавиться от определенных комплексов и психических проблем, обратились в психиатрическую клинику, врачи которой применяют прогрессивную, на их взгляд, методику лечения — ролевую игру. Они заставляют своих «пациентов» играть роли, отличные от тех, которые характерны для них в жизни. В сценическом произведении четко прослеживается мысль о том, что даже здоровые и вполне нормальные (или же считающие себя таковыми) играют и играются (а иногда и заигрываются), выбирая роли в зависимости от ситуации. В конечном итоге, иногда им даже сложно разобраться, кем они являются на самом деле. Так, по игровому сценарию, разработанному врачами (роль главного врача играет Татьяна Стебловская), сердечный и сентиментальный мужчина должен превратиться в настоящего «мачо»; слабая и нерешительная дама — в «женщину-вамп»; закомплексованный молодой мужчина, который стал бизнесменом, но не может руководить людьми в силу детских комплексов, должен превратиться в настоящего «шефа»; молодая леди, которая боится интимных отношений, — в раскованную и современную женщину, а недовольный жизнью музыкант — в настоящего Элвиса Пресли, которому хорошо знакомы любовь окружающих и слава. Таким образом, подопытные — разные по характеру, возрасту, социальному положению, однако их объединяет общая проблема: они не умеют строить отношения с другими людьми, а особенно — с представителями противоположного пола, и вследствие этого, несмотря на все свои достижения и преимущества, они несчастны.

Спектакль имеет довольно сложную структуру, ведь в нем сосуществуют две реальности — настоящая (действующие лица — врачи и пациенты) и игровая (они же — герои ролевых игр). И перед актерами (Александр Бессмертный, Людмила Дементьева, Анна Васильева, Лилиана Ребрик, Александр Галафутник, Кирилл Бин) стоит сложная задача — иногда совершенно неожиданно менять амплитуду чувств и эмоций. Кроме того, по сюжету спектакля психотерапевты не могут между собой окончательно договориться относительно некоторых этапов игры, а особенно определить ее единое завершение. И причина такого противоречия в том, что финал игры является открытым: каждый пациент должен самостоятельно решить, чем для него должна закончиться эта история. Однако все они должны поклониться воображаемой богине Любви и Милосердия, которая может стать настоящим спасением.

Empty trash — ироническая, эксцентрическая комедия, в которой актеры поют, танцуют, участвуют в тонких пародийных этюдах. Используются клубные световые спецэффекты, современная музыка, хореографические дивертисменты. Вместе с тем время от времени смех и эксцентрика словно переплавляются в сгусток драматизма. Затаив дыхание, зритель слушает историю одного из «подопытных» о трагическом случае из его детства, поразившем его на всю жизнь: отец, воспитывая в нем мужественность и решительность, хотел заставить маленького мальчика убить петуха, который имел имя и был для него настоящим другом. Конечно, ребенок не мог этого сделать, и тогда отец отрубил петуху голову на глазах у мальчика. С того времени ему постоянно снится тот петух, бегающий вокруг него без головы. Таким образом, подобные монологи заставляют воспринимать спектакль довольно неоднозначно...

Приближает сценическое произведение к зрителю и остропародийный характер на некоторые модные сегодня явления, так сказать, продукты современности: психологические корпоративные игры, компьютерные «стрелялки», популярные reality show, в процессе которых участники вынуждены в игровом «формате» строить отношения с окружающими и выносить на публику собственные сомнения, духовные противоречия, чувства. Конечно, можно предположить, что знатоки театрального искусства будут в несколько негативном смысле говорить и о том, что в спектакле много элементов популярной массовой культуры, шуток, близких к КВН или его «ростку» — шоу Comedy club. Но все эти вещи побуждают зрителя воспринять спектакль Юрия Одинокого как своеобразную пародию на реальность, близкую каждому. А вместе с тем и понимать временами удачно завуалированные философские сентенции, задумываясь: не время ли и самому что-то «переместить в корзину»?

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ