Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вспоминая «Солнечного маэстро»

26 февраля, 19:31
СТЕФАН ТУРЧАК ПОДНЯЛ НАЦИОНАЛЬНОЕ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

29 февраля в Национальной опере Украины состоится концерт в честь выдающегося украинского дирижера Стефана Васильевича Турчака (1938— 1988), которому 28 февраля исполнилось бы 70 лет, если бы тяжелая болезнь не оборвала на высшей точке полета его яркую жизнь.

В программе вечера, посвященного маэстро, в исполнении оркестра, хора и солистов Национальной оперы (Татьяны Анисимовой, Романа Майбороды, Александра Гуреца, Ивана Пономаренко, Сергея Магеры, Дмитрия Попова, Владимира Опенько и др.), а также балета (Екатерины Кухар и Сергея Сидорского) покажут фрагменты из произведений, которыми когда-то дирижировал Стефан Турчак. Увидят зрители видеоролик документального фильма о дирижере, снятом режиссером Жанной Бебешко. Будут задействованы дирижеры Национальной оперы А. Власенко, И. Гамкало, А. Барвинский, Г. Макаренко, а также лауреаты конкурса им. С. Турчака В. Жадько, А. Кульбаба, Н. Пономарчук, В. Плоскина. В концерте также выступят: ансамбль ударных инструментов «Парад виртуозов» под руководством Александра Блинова и Квинтет саксофонистов Национальной филармонии Украины под руководством Юрия Василевича при участии специально приглашенной внучки С. Турчака Елены Еременко.

Маэстро Стефан Турчак был незаурядной личностью, музыкантом, поднявшим национальное оперно-симфоническое искусство на международный уровень и оказавшим влияние на развитие мировой культуры.

Владимир Рожок, ректор Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского, автор книги «Солнечный маэстро», рассказал о первом показе и колоссальном успехе оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба» на фестивале в Висбадене в 1982 г. как об осуществленной мечте Стефана Васильевича. Заслуги маэстро перед страной столь велики, что его имя было присвоено единственному в Украине конкурсу дирижеров, прошедшему в 1994 и 1998 годах. А в 2006 году постановлением Кабинета Министров был учрежден его новый статус и проведен I Международный конкурс им. С. Турчака, в котором выступили 22 участника из восьми стран. Ныне в НМАУ создана комната-музей дирижера, силами студенческого оркестра под руководством И. Палкина проводятся концерты его памяти, которые проходят в Колонном зале академии. Готовится к изданию новая книга В. Рожка «Маэстро». Она не будет дублировать предыдущее издание о С. Турчаке, а, по словам автора, более подробно расскажет о жизни и творчестве выдающегося дирижера.

Прославленная экс-солистка киевской Оперы, вдова Турчака Гизела Цыпола объясняет неугасающий интерес к личности и творчеству Стефана Васильевича тем, что он еще при жизни стал легендой. Лидерами рождаются: Турчак обладал этим даром как в быту, так и в творчестве. Он исповедовал и проповедовал главенство дисциплины, т.к. был глубоко убежден, что ее отсутствие вредит самой музыке.

Иван Гамкало, дирижер Национальной оперы Украины, знавший Стефана Турчака со студенческой скамьи (они вместе учились во Львовском музыкальном училище и консерватории), подчеркнул, что артистический, музыкальный и организаторский дар у Турчака был врожденным. «Хотя, казалось бы, откуда в сельском юноше, воспитанном дедушкой, пешком приходившим из Брюховичей с торбочкой немудреных гостинцев на концерты хора, в котором пел нищий студент-сирота, столько было аристократизма и актерства? А оно было во всем — в руках, в лице, которое всегда было зеркалом того, что происходило в душе. Его выпускной экзамен произвел эффект взрыва! Стефан взялся за 6-ю симфонию Чайковского! У слушателей создавалось впечатление, что он словно родился в этой музыке. Именно после этого экзамена-выступления профессор консерватории Колесса начал хлопотать, чтобы показать молодого и талантливого дирижера в Киеве. Турчаку предоставили возможность выступить с Государственным симфоническим оркестром Натана Рахлина. И вновь был успех. Стефана приняли стажером в оркестр, через несколько месяцев его назначили вторым дирижером, а спустя всего год Турчак сменил на посту главного дирижера бессменного на протяжении четверти века руководителя этого знаменитого коллектива. Весь творческий путь Стефана Васильевича был освещен факелом стремления к идеалу, в огне которого он так быстро и сгорел. Турчак всегда бросался на амбразуру, он никогда не опускался ниже планки, которую поставила его творческая совесть».

Главный хормейстер Национальной оперы Лев Венедиктов считает, что Стефан Турчак — явление судьбы, удивительное и неожиданное. «Если говорить сухим языком фактов, в 25 лет он уже стал главным дирижером Государственного симфонического оркестра Украины. А что же стоит за этим? Всего-то и багажа за плечами — год работы после окончания консерватории. Сколь убедительной силой таланта нужно обладать, чтобы после такого гиганта, как Натан Рахлин занять его место за дирижерским пультом огромного высокопрофессионального коллектива?! Турчак отдавал работе всего себя, а потому имел право требовать от музыкантов такой же самоотдачи, творческого нерва и работы на пределе способностей каждого из них.

Однажды во время гастролей театра в Кишиневе показывали «Катерину Измайлову». Многие из молдавских музыкантов, в том числе примадонна Мария Биешу, считали, что эту сложнейшую оперу Шостаковича не воспримет местная публика. Однако после триумфального окончания спектакля, которым неистово дирижировал Стефан Турчак, она попросила труппу задержаться и сказала только два слова: «Мы раздавлены!». Зная эту своенравную певицу, можно смело сказать, что это было высшее признание театра.

Потом наш театр гастролировал в Большом театре в Москве с «Орфеем и Эвридикой». После репетиций мы шли с Турчаком по коридору и услышали как московские коллеги, присутствовавшие в зрительном зале, сказали: «Наконец-то к нам приехал Большой Театр!»

От совместной работы с мастером на всю жизнь осталось ощущение наслаждения. 60—80-е годы были «золотыми» в жизни нашего театра, и слава Богу, что был такой период, о котором можно вспоминать до конца жизни. Хотя это было и сложное время: с приходом Стефана Турчака театр оставил дирижер Константин Симеонов, творческое кредо которого — «музыка начинается с организации» — способствовало созданию того коллектива, который принял, удержал и еще более укрепил Стефан Васильевич. Вначале была настороженность по отношению к новому дирижеру в коллективе. На первой же репетиции Турчак заявил музыкантам: «Я эту «симеоновщину» из вас вытравлю». Однако, к великой его чести, всего через пару дней он извинился: «Я не прав. Мы должны сохранить каждую восьмушку, каждый его неповторимый штрих». Это был поступок. Ведь заурядность никогда не признает публично свою неправоту...

...На последнем концерте в филармонии было видно, что Турчак работал на физическом истощении от страшной болезни. Но это был его последний взлет, та высота, на которой он и остался, уйдя от нас в иные сферы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать