Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение
Джордж Сантаяна, американский философ и писатель испанского происхождения

«Высвободить энергию формы из камня»

В Киеве проходит международный скульптурный симпозиум, посвященный памяти законодателя мировой авангардной скульптуры Александра Архипенко
10 октября, 2018 - 10:32

30 лет спустя в Киев возвращается фестиваль скульптур. Первое и последнее подобное мероприятие было проведено еще в 1988 году и было посвящено 1000-летию Крещения Киевской Руси. Именно благодаря этому событию появился первый парк современной скульптуры, сохраненные элементы которого можно увидеть сегодня на Владимирской горке. Место проведения симпозиума осталось неизменным: как и 30 лет тому назад, мероприятие проходит на территории Национального комплекса «Экспоцентр Украины». Для того времени знаковой особенностью стала свобода выражения мыслей без идеологических указаний со стороны власти. Нынешний симпозиум не закладывает в концепцию понятие «родства человеческих культур».

ОСНОВАТЕЛЬ КУБИЗМА В СКУЛЬПТУРЕ

Авангард как феномен в мире определил последующее развитие искусства, сформировав новые принципы трактовки формы и содержания. Это настоящий международный художественный язык, на котором разговаривают разнообразные мировые культуры, и среди них украинский голос является одним из самых громких, несмотря на усилия советского режима стереть авангард из культурного кода нашей страны. В первую очередь стоит отметить Александра Архипенко. Его уникальное творчество достойно занимает одно из первых мест в истории кубизма в скульптуре.

В Украине, на его родной земле, о нем знали немного. Поскольку в советское время власть предпочитала замалчивать об известных художниках, которые родились в Украине и гордо называли себя украинцами. Такие, как Архипенко, вынуждены были выезжать на Запад в поисках лучшей жизни и возможности  свободно творить. Он стал известен украинским искусствоведам только в середине пятидесятых годов прошлого века. На то время во всем мире его работы уже вызывали восхищение и аплодисменты.

Хотя с Украиной Архипенко разделяли тысячи километров, он поддерживал контакты с местными художниками. Даже разрабатывал памятники Франко, Шевченко и князю Владимиру. Узнав, что в Украине Голодомор, скульптор отдал одну из своих скульптур на главный приз лотереи, чтобы передать вырученные средства жертвам.

Поэтому не удивительно, что музой и главным символом нынешнего скульптурного события стала утонченная «Голубая танцовщица» Архипенко, которая находится в коллекции известного украинского мецената и основателя симпозиума Андрея Адамовского.

СДЕЛАТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ВИДИМЫМ

«Проведение скульптурного симпозиума — это вневременное событие. Скульпторы создают в камне образы, становятся документалистами  своего времени, передавая смыслы, что остаются жить веками. Для меня как для человека, чьей страстью много лет тому назад стало искусство, важно вернуть авангард, Архипенко и много других имен в культурное поле Украины, создать условия для появления новых художников, чье творчество станет еще одним витком в украинском ментальном коде. Поэтому большинство участников — это украинские скульпторы. Я верю, что страна, которая родила Архипенко, способна дать миру еще больше», — рассказывает Андрей Адамовский.

Участниками симпозиума стали шесть скульпторов из Украины, Канады, Германии, Испании: Владислав Волосенко, Амансио Гонзалез, Петр Гронский, Джо Клей, Владимир Кочмар, Василий Татарский. За плечами у каждого — десятки международных симпозиумов и выставок. Уже почти месяц скульпторы живут и работают на территории арт-резиденции 13-го павильона ВДНХ, создавая под открытым небом скульптуры из камня. Все они поклонники творчества Архипенко и, как и великий художник, не боятся демонстрировать свое внутреннее «Я».

«Что это? Сложно сказать», — так отреагировал итальянский критик на работы Архипенко на Венецианской биеннале 1920 года. Современники художника были или озадачены, или восхищены его творчеством, но сам он на это не обращал внимания. Его интересовало новаторство и выражение себя.

Известность художнику принесли скульптуры с пустым пространством внутри, вокруг которых он создавал контуры дополнительных образов. «Выпуклое я заменял вогнутым, полное — пустым, создавал символы фигур или предметов, которых не было рядом», — объяснял скульптор. Сегодня этот прием воспринимается как что-то обычное и понятное, но в начале ХХ века обычные зрители были возмущены невиданным подходом.

Такой шаг в искусстве кто-то должен был неминуемо осуществить. То, что Пикассо сделал  в  живописи, Архипенко закрепил и углубил в скульптуре. Деформировать человеческий образ, чтобы распылить мысль о его только материальности — дать просочиться сквозь смещенные плоскости тому свету, который выходит только из внутреннего мира человека. Сделать внутренний мир видимым.

КАК ГЛЫБА КАМНЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СКУЛЬПТУРЫ?

«Современное творчество, экспериментируя с формообразующими и смысловыми структурами, не должно терять контакт с целостным опытом всей истории культуры и авангарда, как одной из самых ярких страниц украинской культуры в том числе. Поэтому проведение симпозиумов является важной составляющей развития культурного слоя общества. Даже выезжая на подобные мероприятия в другие страны, художники создают работы, которые являются рефлексиями на то, что их окружает в момент работы, обретая этнический характер», — рассказывает Дарья Момот, куратор проекта.

Джо Клей, известный на весь мир скульптор, который работает с камнем свыше 30 лет, приехал из Германии. Каждая из его работ  очаровывает необычной формой. «Моя цель — передать сильные и могучие формы. Нужно «высвободить» их из камня и показать, что они дышат и что в них тоже есть жизнь. Я называю это «энергия в форме». Мне становится иногда одиноко, когда я работаю в одиночестве в студии. Поэтому работать среди людей — это лучшее спасение», — отмечает скульптор.

Относительно стиля украинского художника Владимира Кочмара, то он склонен к классике. В то же время скульптор и сам не знает, чего ожидать от своей работы. «Теперь главное — это исследовать камень и посмотреть его размеры. В моей голове появилось несколько идей. Они еще не четко сформулированы, ведь нужно посмотреть на камень. Тогда и поймешь, что делать», — рассказывает Кочмар.

Каждый из мраморных блоков весит почти 10 тонн. Просто громадные глыбы камней, которые не имеют души, за месяц превращаются в прекрасные произведения искусства с собственным характером. Как скульпторам это удается? Это может узнать каждый желающий, придя на любой этап работы. А уже 12 октября состоится торжественная церемония закрытия симпозиума, где художники представят свои скульптуры публике.

Владислава ШЕВЧЕНКО. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments