«Я – ТОНЯ!»
Молодой украинский режиссер Тоня Ноябрева — о «гастрольном» детстве, работе на телевидении, кино как вирусе, страсти к кулинарии и многом другом
20 сентября в национальный прокат вышел полнометражный дебютный фильм режиссера Тони Ноябревой «Герой мого часу». Картина, которую все, кто следит за новинками украинского кино, ожидали, о которой много говорили еще до ее появления на экранах кинотеатров. По разным причинам.
Во-первых, потому что несколько лет назад (тогда только начинающая кинокарьеру) Тоня Ноябрева буквально «растолкала плечами» более опытных конкурентов — ее первая короткометражная работа «День Незалежності» стала лауреатом Киевского международного кинофестиваля «Молодість» и получила специальный диплом на Одесском МКФ. Вторая картина «Все буде добре» закрепила успех — спецприз жури «Молодості».
Во-вторых, некоторые счастливцы, уже посмотревшие фильм «Герой мого часу» в Одессе (он участвовал к Национальной конкурсной программе и получил приз за лучшую режиссуру), сделали ему блестящий пиар в прессе и социальных сетях. И сама Тоня, с присущим ей юмором и находчивостью, регулярно подбрасывала дровишки в огонь фейсбука перед стартом картины в прокате.
«Герой мого часу» начинается прологом «Щодня до столиці у пошуках щастя приїжджає 284 000 чоловік». Жорик (актер Евгений Бушмакин) — один из них. Хотя, конечно, все смешные, наивные, простоватые, гламурные, скандальные персонажи фильма — герои времени Тони Ноябревой. Эту картину бессмысленно пересказывать, потому что она почти документальна (режиссер любит работать с непрофессиональными актерами), в ней не происходит ничего особенного. Жорик просто приходит на рынок, где работает, ссорится с жековским начальником из-за мусора в подъезде, устраивается охранником в арт-центр, пьет пиво с другом, влюбляется в девушку из «другого мира» и так далее. За его жизнью наблюдает камера, неспешно, даже несколько старомодно — после клипового калейдоскопа, который нам настойчиво «продают» сегодня как единственно верный современный киноязык. Тоня Ноябрева любит своих героев, внимательна к мельчайшим деталям в кадре и за кадром — «Герой мого часу» напомнил мне старое грузинское или французское кино, и, как позднее выяснилось, я оказалась недалека от истины. В финале картины Жорик поднимает очередной рекламный флаер, где за покупку бытовой техники еще и предлагают лотерейный розыгрыш, перекидывается несколькими фразами с другом на иную тему, опять смотрит на рекламу и говорит: «Може щось і виграю...» Становится немного смешно и очень грустно...
Перед началом проката фильма мы поговорили с Тоней Ноябревой о ее кино и ее жизни.
«В 15 ЛЕТ Я УЖЕ РАБОТАЛА ВЕДУЩЕЙ В НОЧНЫХ КЛУБАХ»
— Тоня, я знаю тебя с детства, но когда ты дебютировала как кинорежиссер, была немного удивлена — твой образ мало ассоциировался у меня со столь жесткой профессией. Это был осознанный выбор, или на решение заняться режиссурой повлияли родители (известный актер, телеведущий, режиссер Илья Ноябрев и актриса Светлана Ноябрева)?
— Все произошло иначе. Конечно, я «гастрольный» ребенок, у меня не было классического советского детства — детский сад, дворовая компания... Я объездила с папой и мамой всю нашу бывшую страну, и это незабываемые впечатления...
— Какие самые яркие?
— Я себя помню с очень-очень раннего детства. Одно из самых ярких воспоминаний — мне, наверное, года два, сижу на плечах у папы, Батуми, рынок... Я была очень хорошенькая. (Кокетливо.) Я и сейчас хорошенькая!, но тогда была просто прелесть — очень пухлый ребенок, с соломенными волосами. И все хотели меня чем-то угостить. Помню, что держу чурчхелу в одной руке, ем ее, а в другой — еще одна на очереди...
— Но в артистки ты все-таки не пошла, хотя для девочки такое желание, мне кажется, было бы более логичным? Ведь в твоем детстве женщин — режиссеров можно было на пальцах пересчитать — Кира Муратова, Лариса Шепитько, Светлана Дружинина, Татьяна Лиознова... Мужская профессия.
— Это действительно мужская профессия. Она изнурительна и в психологическом, и в физическом смысле. Ты должен командовать армией, скажем так. И твое поведение в группе не может зависить ни от твоего самочувствия, ни от твоих слабостей, ни от твоих капризов...
— А ты капризный человек?
— Сложно сказать. Наверное, об этом нужно спросить у других. Нет, вообще-то, я — боец, солдат. Если необходимо, могу собраться. Я очень работоспособна, со мной не забалуешь! (Смеется.) А также весьма взыскательна на работе, в первую очередь, к себе. И от других требую полной самоотдачи, если нужно, и 24 часа в сутки работать...
— Это ты рассуждаешь уже как режиссер-практик, но я не поверю, что ты с детства мечтала посвятить себя именно такой профессии...
— Нет, конечно! Я вообще никем не хотела быть. Мечтала ничем не заниматься — лежать на диване! Честно говоря, и сейчас хочу! (Смеется.) А на режиссуру попала по банальной причине. Клянусь! Просто тогда на режиссерский факультет был самый маленький конкурс. Я поступала на платное отделение — пришла, прочитала стишок, и меня взяли. Учиться совсем не хотела. И нужно сказать, до третьего курса болталась в институте по этажам, как инфузория-туфелька. Это была катастрофа. И на третьем курсе встал вопрос о моем отчислении...
— Неужели?!
— Да. Я жила своей жизнью. Работала, потому что мне были нужны карманные деньги.
— Родители строго воспитывали?
— Не могу этого сказать. В принципе, мне все разрешали, но карманные деньги давали под расчет: булочка, чай, сок... А мне хотелось и жвачку, и сникерс! Поэтому я и начала работать с 15 лет, еще когда училась в школе.
— Кем?
— Была ведущей в ночных клубах. Причем, работала допоздна. Например, в пятницу освобождалась в три часа ночи, а в семь утра мне нужно было вставать в школу. Родители разрешали работать с условием, что учеба не пострадает. Как сейчас помню: суббота, утро, укрлит (украинская литература. — Авт.), а я сплю на уроке после ночной смены... Но зато я зарабатывала дикое бабло. Могла позволить себе в том возрасте и рестораны, и магазины, и на такси в школу ездила. На свои заработанные деньги.
Когда встал вопрос о моем исключении из института, потому что прогуливала пары, я поняла — если это случится, родители просто выгонят меня из дома. Так бы и было на самом деле. Вопрос об учебе в нашей семье всегда стоял очень жестко. Если у меня не было высокой температуры, школу никогда не разрешали пропускать, ни один урок. «Пожалуйста, пожалуйста, можно я не пойду?!» не проходило. То же касалось и института, но там сложнее было проверить (смеется).
Я поняла — нужно что-то решать, чтобы не подвести папу (он тогда был в зените славы), чтобы потом не говорили: « И это дочь Ильи Ноябрева!» Взялась за ум, за учебу, вошла во вкус... Просто счастливое совпадение, что я пошла на ту профессию, которая в итоге стала, что называется, моим призванием.
— Чем ты защищалась?
— После третьего курса я перевелась за зочный, работала на «Интере». Защищалась телевизионной программой «Кумиры и кумирчики». Кстати, я тогда вообще на трех проектах работала. Потом перешла на другой канал, где была задействована уже в четырех программах. Очень много работала, очень хорошо зарабатывала.
«ДЕНЬ НЕЗАЛЕЖНОСТІ» Я СНЯЛА НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ»
— И мыслей о своем кино еще не было?
— Нет, конечно. Кино тогда не снималось вообще. Первый раз я попала на съемочную площадку, когда папа делал картину «13 месяцев» по мотивам романа Льва Толстого «Живой труп». Но у него был частный инвестор, который просто любил кино, потому дал деньги на производство фильма. Там играли настоящие артисты — Гоша Куценко, Мария Миронова, Владимир Шевельков, Евгений Гришковец! Мы снимали на пленку «Кодак», ездили в Чехию ее проявлять...
— Ты работала с папой?
— Да, и по сути, стала абсолютным сорежиссером фильма. Кино оказалось вирусом, наркотиком! Я начала понимать людей, которые в сложное для национального кинематографа время, после распада СССР, все равно сидели на «научпопе», на киностудии имени Довженко, где в пустых павильонах летали старые газеты, иногда работали вообще без зарплаты, нищенствовали... Из кино уйти очень сложно.
— Сорежиссер — все равно, ответственность на двоих. «День Незалежності» — первая проба сольной режиссуры?
— Нет, до него я снимала музыкальные клипы. Со Скрябиным (Кузьмой) много работала, с Pianoboy. А когда уже просто не могла молчать, на собственные деньги сделала «День Незалежності». Все работали бесплатно. Даже Сережа Михальчук, лучший, по моему мнению, оператор Украины.
— И каким же образом дебютантке, да еще на короткий метр, удалось уговорить Сергея Михальчука? Личная дружба?
— Личная. Благодаря моей наглости. Я снимала свой первый клип со Скрябиным, и в последний момент осталась без оператора, он не смог работать по семейным обстоятельствам. Я же, как ты понимаешь, кроме телевизионщиков, никого тогда не знала. Набрала в Яндексе «Лучшие операторы Украины». Первая фамилия — Сергей Михальчук. Читаю фильмографию: а! фильм «Любовник» Вале рия Тодоровского. Знаю, видела, он мне очень нравится! Тут же нахожу в интернете (это фантастика!) домашний телефон Михальчука, звоню, он снимает трубку, а я даже не могу представиться, мол, это режиссер Тоня Ноябрева, поскольку еще ничего не сделала в профессии! Говорю: «Собираюсь снимать клип со Скрябиным, хочу с вами работать». Сергей: «Я через несколько часов уезжаю на неделю (а у меня съемки через неделю начинаются!) к родителям на Западную Украину, но могу подъехать к вам прямо сейчас». Буквально через двадцать минут он позвонил в мою квартиру, и с тех пор мы вместе работаем. Я счастлива такому везению, обожаю Михальчука как профессионала, это огромная удача! На первую мою короткометражку Сережа вообще взял всю свою технику из дома, я оплатила только ассистента Илюшу Захарова. (Кстати, посмотри, как причудливо тусуется колода — на картине «Герой мого часу» он уже работал на плейбеке). С тех пор и началось мое серьезное погружение в режиссуру.
— И весьма впечатляще началось. Можешь определить, какие качества кроме способностей и везения, еще входят в формулировку «успешный режиссер»?
— Лично я снимаю, ориентируясь не на условного зрителя, а на себя. Чтобы мне самой было интересно такое кино смотреть. Всеми своими работами горжусь. Безусловно, у меня есть претензии к себе, я вижу шероховатости, но ни за один кадр мне никогда не было стыдно. Мой принцип работы — бескомпромиссность, безжалостность, прежде всего, к себе.
«В ЛИЧНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ ПРЕФЕРЕНЦИЮ ОТДАЮ ГРУЗИНСКОМУ КИНО»
— Приоритеты, кумиры в кинематографе есть?
— (Мгновенно.) Гру-зинс-кое кино! Данелия. Обожаю, обожаю! Это такой смех сквозь слезы. Вообще люблю фильмы (думаю, такие и снимаю), которые легко смотрятся, с улыбкой, и ты не замечаешь, как нож вонзается в твое сердце, и там остается зазубринка. Прекрасная.
Вообще, я люблю очень разное кино. На последнем Одесском кинофестивале меня потрясла польская картина «Холодная война» Павла Павликовского. Шедевр, по моему мнению! Даже не знаю, какими словами описать фильм... Это — драма, ослепительно красивая, черно-белая, снятая выдающимся оператором Лукашом Залом ... Но преференцию отдаю грузинскому кино!
«ГЕРОЙ МОЕГО ВРЕМЕНИ» — САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ДЕБЮТ ТОНИ НОЯБРЕВОЙ. ОБРАЗ НАИВНОГО ИДЕАЛИСТА ЖОРИКА В ЛЕНТЕ ИСПОЛНИЛ ЕВГЕНИЙ БУШМАКИН (ЭТА РОЛЬ СТАЛА ЗНАКОВОЙ В СУДЬБЕ АКТЕРА) / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA
— Именно поэтому ты монтировала «Героя мого часу» в Грузии?
— О, это опять же прекрасная случайность! Сергей Михальчук не смог работать на картине по срокам, и я снимала ее с потрясающим грузинским оператором Тато Котетишвили, а монтировала с замечательным режиссером монтажа Тамуной Карумидзе, которая потом стала моей подругой. И цветокоррекцию мы также делали в Грузии. Скажу больше. Председателем жури Национального конкурса на ОМКФ был один из моих любимых современных грузинских режиссеров Леван Когуашвили, у которого Тато работал оператором на фильме «Слепые свидания». Круг замкнулся. И вообще, я считаю Тато Котетишвили своим полноценным соавтором, потому что без него картина была бы совершенно иной.
— Слышала, что ты уже готовишься к работе над новым фильмом? Не секрет, что это будет?
— Драма. Развод родителей глазами ребенка. Новый для меня жанр. Безусловно, там будут и смешные моменты. Куда же я без «хохотушек»! (Смеется) Но визуально новая работа должна сильно отличаться от всего того, я уже делала. Новая я!
— После каждой твоей победы в фейсбуке появляются агрессивные вбросы о том, что Ноябрева ничего из себя не представляет, и все ее награды — результат блата и протекционизма. Не обижает?
— Мне бы так хотелось хоть что-то получить по блату! Клянусь тебе! Пока не предлагали. Однако я открыта для предложений! Жду! (Смеется.)
— Самый обидный отзыв о своих фильмах помнишь?
— Ни-ка-ко-го! Никогда не слышала негатива. Но я искренне люблю конструктивную критику. Она меня не ранит. Дружу со многими украинскими кинокритиками. И искренне жду...
— Когда поругают?
— Правда. Это правда.
— А самый приятный комплимент?
— «Хвалу и клевету приемли равнодушно...» Я и комплименты воспринимаю без звездной болезни, потому что сама себе настолько строгий судья и кинокритик, что не зацикливаюсь на хвалебных словах, иду дальше. Конечно, мне невероятно приятно, когда хорошо говорят о фильме, в частности, о картине «Герой мого часу», потому что она действительно хорошая, я это знаю. Мне кажется, что благодаря моему фильму зрители смогут уверовать, что украинское кино возрождается, и порадоваться этому.
«ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ С ХОРОШИМ ЧУВСТВОМ ЮМОРА»
— А как с личной жизнью у режиссера-перфекциониста?
— У меня с личной жизнью все прекрасно, место повелителя моего сердца вакантно. (Смеется.)
— Какие требования к претендентам?
— Я люблю людей с хорошим, большим чувством юмора. Без него очень сложно прожить на свете, как бы это банально не звучало. Жлобов не люблю. Даже не в плане жадности. Не знаю, как расшифровать, что я вкладываю в это понятие. Наверное, душевное жлобство...
— А возрастные параметры?
— Люблю молодых. Мне кажется, жизнь нужно проживать со своими ровесниками. Богатый папик, на деньги которого можно было бы снимать свое кино, теоретически неплохой вариант, конечно. (Смеется.) Но, к сожалению, нет.
— Благодаря социальным сетям известно, что ты не только горишь на работе, но и умеешь азартно отдыхать...
— Праздники и гостей обожаю! У меня дома всегда куча народа, шумно, открыты двери для посиделок. Я — хлебосольная хозяйка. Будешь смеяться, в этом году праздновала свой день рожденья четыре раза! Вначале в Грузии, потому что в тот момент была там в командировке. Фантастический был праздник! С друзьями, с песнями, с танцами. С грузинским застольем и роскошным жареным поросенком благодаря моей подруге Миранде. Потом трижды в Киеве — мне было важно, чтобы на моем дне рожденья побывали все мои друзья. Папа уже смеялся, говорил: «У меня ощущение, что если есть кто-то, кто тебя не поздравил, ты его догонить, и отразднуешь с ним еще раз — насильно!» (Смеется.)
«ОТЧАЯННОЙ КУЛИНАРКОЙ Я СТАЛА БЛАГОДАРЯ НИКЕ БЕЛОЦЕРКОВСКОЙ»
— Ходят слухи о том, что ты еще и прекрасная кулинарка. Кто тебя научил готовить?
— Я не умела готовить вообще. И не любила. Мне казалось это никчемным занятием. Уже жила с молодым человеком, но мы покупали еду в «Пузатой хате». Моя мама прекрасно готовит, иногда забивала нам холодильник на неделю. Однажды на просторах интернета набрела на жж Ники Белоцерковской, и ее посты произвели на меня большое впечатление. Так что, официально заявляю, что готовить меня научила Ника Белоцерковская. Другой вопрос, что интерес перерос в страсть, в хобби. Я делаю и изыски, и очень много блюд из локальных, дешевых продуктов, которые всех поражают, скажу без ложной скромности.
Например, стрелки чеснока (они в сезон, очень короткий, стоят, по-моему, 5 гривен за килограмм. Не знаю, что бывает дешевле). Их нужно просто помыть и поджарить на сковородке до золотистого цвета. Жарить можно с разными специями — с соевым соусом, в азиатском стиле, устричным, кунжутом, чесноком, чебрецом. Либо в сметане. В общем, существует 1001 рецепт приготовления стрелок чеснока. Это одно из потрясающих, но недооцененных блюд.
— А гости-завсегдатаи что обычно требуют? Коронное блюдо есть?
— Гости требуют все! Коронного блюда у меня нет. Я стараюсь готовить по сезону. Если это зима, как правило, какое-то мясо, которое я долго тушу с разными приправами. Например, бычьи хвосты — также потрясающее блюдо и очень доступное по цене. Их нужно порубить на рынке, обжарить на очень сильном огне, затем положить в чугунный казан с овощами и специями. Я добавляю и кофе, и какао без сахара, несколько палочек корицы — вкус мяса получается фантастически насыщенным. Глубоким, с послевкусием. Все это тушится целую ночь на рассекателе, чем дольше, тем вкуснее. Пальчики оближешь!
— Очень аппетитно рассказала, попробую сделать обязательно!
«МОЙ ДЕВИЗ: «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ — ПЛОХО»
— Главные персонажи всех твоих фильмов — не героические герои нашего времени. Но мы живем в 2018-м, уже четыре года идет война. И от данного факта невозможно отмахнуться. Сюжеты на эту острую тему тебя не интересовали?
— Понимаешь, я за теорию малых дел. К огромному сожалению, я лично не могу навести порядок в стране, не могу остановить войну, но есть вещи, на которые умею повлиять лично — навести порядок в моем дворе, в моем доме, в моем подъезде. Чем я и занимаюсь. Я не помню фамилии многих украинских политиков, зато поименно знаю всех работников нашего районного ЖЕКа (показывает десятки контактов в телефоне). Дружу с ними и взаимодействую. Установила замки на двери, правда, для этого мне пришлось обойти всех жильцов моего подъезда, чтобы собрать на них деньги. Я так убедительно уговарила их сброситься, что было ощущение, будто вымаливаю лично себе на шубу! (Смеется) Но у меня все получилось! И я считаю, так должно быть. Потому что оплачиваю коммунальные счета, и уверена, что работники ЖЕКа мне также много должны.
— Какой фразой ты могла бы охарактеризовать режиссера Тоню Ноябреву, если бы была с ней не знакома?
— Недавно в прокате прошел замечательный фильм об американской фигуристке Тоне Хардинг. Назывался он «Я, Тоня». Это и обо мне тоже. Больше о себе я ничего сказать не могу. Буду ли я завтра режиссером или кулинаром, может быть, картины стану писать, потому что умею рисовать, или рожу пятерых детей, и стану заниматься исключительно ими, не знаю... Режиссер — это всего лишь профессия, благодаря которой я самовыражаюсь, контактируя с миром, ничего больше. У меня есть девиз, которому меня научил папа, очень близкий мне по духу человек, мы с ним, как сиамские близнецы: «Все будет хорошо, в крайнем случае — плохо». С этим девизом я и живу.
Выпуск газеты №:
№170-171, (2018)Section
Культура