Пусть наполнит душу святое стремление не довольствоваться посредственным, а стремиться к высшему и изо всех сил пытаться его достичь - ведь можем, когда захотим!
Джованни Пико делла Мирандола, итальянский мыслитель и философ эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма

Забытые сокровища

10 и 11 декабря в Киевской опере состоится уникальный проект «Украинский диптих» (Музыка. Поэзия)
8 декабря, 2020 - 20:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В программах двух вечеров прозвучат редко исполняемые произведения классиков украинской музыки и современная поэзия.

— Существует стереотип, что в украинской академической музыке нет произведений, которые могли бы конкурировать с классикой европейского романтизма. Киевская опера опровергнет этот стереотип. «Украинский диптих» — проект, что сочетает в себе забытые страницы украинской музыки и поэзию, которая творится в наше время. Искусство — это живой организм, в котором отмечаются исторические и социальные контексты общества. Поэтому, не удивительно, что в украинской музыке и в опере, в частности, сложились и закрепились стереотипы, которые диктовались властью: шароварщина с неотъемлемыми комичными образами, рассуждения о тяжелой судьбе крестьянства — в имперские времена и восхваление красного правления — во время советского периода.

Именно сейчас, во время быстрых изменений и сплошной нестабильности, украинцам стоит задуматься над собственной идентификацией. Искусство — это символ и инструмент, благодаря которому мы можем глубже понять себя и, ополчившись критическим мышлением, проанализировать ментальность нации вне призм враждебных идеологий, — говорит автор идеи, директор-художественный руководитель Киевской оперы  Петр КАЧАНОВ.

В проекте примут участие дирижер Владимир Кожухар (на фото), хормейстер Анжела Масленникова, солист Национальной оперы Украины Валентин Дитюк, солисты Киевской оперы — Андрей Гонюков, Александр Киреев, Руслана Коваль, Дарья Миколенко, Анастасия Полищук и Дмитрий Фощанка, а также поэты Юрко Издрык, Артем Полежака, Илона Эльтек, Дмитрий Лазуткин в музыкальном сопровождении Алексея Боголюбова (рояль), Любомира Фещака (контрабас) и Алексея Мартынюка (перкуссия).

— Ценность этого творческого проекта в том, что  это наше историческое богатство, которое никогда нельзя забывать, — считает дирижер Владимир КОЖУХАР. — Программа получилась интересной, насыщенной, а некоторые ноты нам пришлось  долго искать, потому что произведения, которые прозвучат в концерте,  в настоящее время очень редко исполняются. Например, музыка Дмитрия Бортнянского — одного из многих выдающихся украинцев, чьи имена в свое время прославили Российскую империю, а впоследствии они были присвоены современной Россией. Однако, подобно многим его выдающимся соотечественникам, Бортнянский,  проживший большую часть жизни вдалеке от родины, тем не менее, был и остается украинцем и ярким представителем украинской культуры, который сумел удачно сочетать лучшие достижения современной ему европейской музыкальной школы и отечественное мелодичное наследие.

Знаете, еще в далеких 1960-х, когда я только начал работать дирижером в Симфоническом оркестре филармонии, а потом  уже с разными коллективами, на протяжении всей  творческой жизни я  включал в программы произведения украинских композиторов. Тогда  Союз композиторов  в Киевской филармонии ввел абонемент, в рамках, которого исполнялись новые произведения украинских композиторов. И это был огромный стимул для музыкантов — наших современников, которые работали с вдохновением, а не «в ящик стола».  Хотя музыка ХХ века иногда имеет идеологический привкус: ведь, что в жизни — то и слышим в музыке. Я считаю, что мы не должны перечеркивать наследие композиторов, которым выпала судьба жить и работать в советские времена. Мы не должны быть без рода и племени, а с  «песни» слова не нужно выбрасывать — что  было, то было. Современных украинских опер не так много, и они не могут похвастаться, что украшают афиши оперных театров.  Например, «Золотой обруч» по мотивам известной  повести Ивана Франко «Захар Беркут» Бориса Лятошинского, который  не ставился, и я решил отдать дань уважения нашему классику (все его симфонические произведения я исполнял, а затем в конце 1990-х взялся и за эту оперу. К сожалению, она недолго была в репертуаре).

Преемственность традиций нужно уметь совмещать с современным осмыслением, и наше музыкальное наследие нельзя забывать, а делать специальные программы, в частности,  совмещая музыку с лекциями, где рассказывали бы о написании произведений, их авторах. А еще нужно помнить, что любовь к искусству закладывается с детства.

В концерте, кроме музыки  Дмитрия Бортнянского, прозвучат произведения Мыколы Лысенко, Мыколы Аркаса, Станислава Людкевича, Кирилла Стеценко, Бориса Лятошинского, Михаила Верикивского, Константина Данькевича и  Георгия Майбороды. Я считаю, что образованный человек должен слушать все: от мировой классики — до произведений современных маэстро. Украинская музыка имеет свои ДНК, и она в наше время открывается для широкой общественности меломанов.

В «Украинском диптихе» известные поэты  Юрко Издрык, Артем Полежака, Илона Эльтек и Дмитрий Лазуткин будут читать собственные стихотворения, и это такие вечера, которые будут разрушать стереотипы.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ