Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Замахнулись на... Бродвей

Петр КАЧАНОВ, директор — художественный руководитель Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества: «Эксперименты продолжаются»!
27 июня, 2019 - 10:07
ОПЕРОЙ «СВАДЬБА ФИГАРО» АРТИСТЫ ПЛАНИРУЮТ ОТКРЫТЬ СВОЙ 38-Й СЕЗОН. НА ФОТО: ЕВГЕНИЙ МАЛОФЕЕВ (ГРАФ АЛЬМАВИВА), ВИКТОРИЯ ОСАДЧУК (ГРАФИНЯ АЛЬМАВИВА)

Премьерой оперы «Свадьба Фигаро» в стиле триллера... эротического — с ванной, душем и поцелуями коллектив КМАТОБ завершил свой 37 сезон. Музыка В. А. Моцарта, либретто Лоренцо да Понте по одноименной пьесе Пьера-Карона Огюстена де Бомарше, а постановщиками действа выступили режиссер Оксана Тараненко и дирижер Иван Чередниченко...

Этот сезон подарил девять премьер, престижную награду — «Киевскую пектораль» за оперу «Король Дроздобород» Юрия Шевченко — «Лучшее детское представление», а еще в активе театра имеют «витамин хорошего настроения»             — комическую оперу «VIVA LA MAMMA («Пусть живет мама»), или Театральные порядки и беспорядки») Г.Доницетти. Большая благодарность за этот сценический релакс маэстро Сергею Голубничему, режиссеру Виталию Пальчикову и артистам, в частности, Андрею Гонюкову, Дарье Литовченко, Александру Вознюку и другим.

В ближайшем будущем театр может стать «Украинским Бродвеем», где будут показываться новые, свежие, современные, модерные и классические оперы, балеты, мюзиклы, рок-оперы... для маленьких, юных и взрослых. Об экспериментах, поисках и находках —  наша беседа с руководителем КМАТОБ Петром Качановым.

«ТЕАТР НЕ МОЖЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬ ТОЛЬКО ТО, К ЧЕМУ ПРИВЫКЛА ПУБЛИКА»

— В июле исполняется год, как вы возглавили театр, и с того времени, без преувеличения, началась новая, яркая страница творческих экспериментов. Скандалы, которые раньше сопровождали коллектив, прекратились. Как вам удалось быстро найти общий язык с деятелями искусства и какие методы «кнута или пряника» пришлось использовать, чтобы угомонить страсти?

— Да, 24 июля будет год, как я стал работать в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества, — уточняет П. КАЧАНОВ. — Я считаю, что когда в творческом коллективе люди заняты, то у них уже нет времени закатывать скандалы, провоцировать ссоры, плести интриги... Чего-то особенного, чтобы угомонить коллектив, я не использовал, а просто дал всем возможность творчески проявиться и сотрудничать в единой команде. Знаете, я когда выиграл конкурс и стал руководителем КМАТОБ, то на первой же встрече с коллективом сказал, что не буду принимать ту или иную сторону двух «берегов», а всех прошу «закопать топор войны» и предлагаю работать так, чтобы наш театр стал заметным, интересным для зрителей, начал творчески развиваться. Собственно, этим мы этот сезон и занимались.

— Петр Федорович, практически все нынешние новинки не оставили равнодушными театралов и критиков. А под занавес сезона удивили и даже шокировали публику спектаклем для зрителей 14+ «Свадьба Фигаро» Моцарта — эротический триллер на сцене Детского музтеатра...

— В нашем триллере «Свадьба Фигаро» нет откровенной эротики, а есть намек на символические любовные фантазии, которые могут у кого-то из зрителей возникнуть во время перевода спектакля. Постановку осуществили: режиссер Оксана Тараненко, дирижер Иван Чередниченко, сценография Сандры Крмаджян, костюмы — Дмитрия Куряты, хормейстер Анжела Масленникова, художник по свету Светлана Змеева, пластика — Сергея Кона. На премьере главные партии исполнили: Александр Харламов (Фигаро), Дарья Литовченко (Сюзанна),  Евгений Малофеев (Граф Альмавива),  Виктория Осадчук (Графиня Альмавива),  Анастасия Полищук (Керубино),  Андрей Гонюков (Врач Бартоло), Алла Пригара (Марцелина), Никита Олийнык (Дон Базилио),  Сергей Шаповал (Дон Курцио),  Михаил Нагорный (Антонио),  Вера Багринец-Воловоденко (Барбарина), а соло на гитаре — Алексей Суркис.

Все, что происходило на сцене, — это режиссерское прочтение известного моцартовского произведения. Хотя эта постановка была нелегкой для нашего коллектива. Все службы активно работали, чтобы состоялась премьера под занавес сезона. Мы имели сложный подготовительный период с постановочной группой во главе с Юрием Гавриленко. Много декораций делали сами, потому что никто в короткий срок не мог нам их сделать, но мне кажется, что все наши усилия получились успешными. Спектакль получился неординарным. Хотя слышал реплики от художников, что очень большой разрыв между Моцартом и нашей постановкой... Не думаю, что это негатив, потому что театр — живой организм, он постоянно меняется и не может транслировать только то, к чему привыкла публика и что можно увидеть в других театрах. Вся команда постановщиков классно сотрудничала. Я считаю, что этим спектаклем мы вышли за пределы своего театрального пространства, и этот творческий эксперимент удался.

«ВСЕ НОВЫЕ ОПЕРНЫЕ ПОСТАНОВКИ МЫ БУДЕМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ, И ЭТО СТАНЕТ НАШЕЙ «ФИШКОЙ»

— «Свадьба Фигаро» исполняется на итальянском языке, а предыдущая премьера «VIVA LA MAMMA» (Пусть живет мама), или Театральные порядки и беспорядки») — на украинском. В будущем постановки будут идти на языке оригинала или на украинском?

— Знаете, это моя ошибка, которую осознал поздно, и уже не было дороги назад... В будущем, как художественный руководитель театра, планирую, что все новые оперные постановки мы будем осуществлять на украинском языке, и это станет нашей «фишкой». Более того, со временем мы переведем и «Свадьбу Фигаро» на украинский. Потому что бегущая строка во время действа отвлекает зрителей. Помню, как на премьере «VIVA LA MAMMA» я увидел, как живо реагирует публика на каждую фразу, слово, и есть тесный контакт с залом актеров, а эмоции были похожи на фонтан. Зрители сразу понимали определенные смыслы, которые были заложены в этом произведении (режиссер Виталий Пальчиков, перевод либретто Ксении Кваши, адаптация текста — Дмитрия Тодорюка — Т.П.).

— Похоже, что вашему коллективу тесно в рамках КМАТОБ. Возможно, уже пора сменить название заведения, например — Театр на Контрактовой площади, Киевский Бродвей или Опера и балет на Контрактовой?

— Сейчас мы делаем ребрендинг и будем называться «Киевская Опера». Если посмотрим на логотип, то в афише откажемся от названия «Музыкальный театр», потому что оно уже не соответствует сути нашего театра. Переименованиями заниматься не будем, а просто после названия «Киевская Опера» будет расшифровка — Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества, то есть так, как наше заведение зарегистрировано. Моя цель — чтобы наш театр стал «Украинским Бродвеем». Это явление и место, где можно увидеть все новейшее, самое прогрессивное, самое интересное, даже самое неожиданное. В нашем репертуаре будут постановки для малышей, молодежи, взрослых и представления для семейного просмотра — то есть для публики разного возраста.

«МЫ ХОТИМ ПРОДОЛЖИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С РАЗНЫМИ МАСТЕРАМИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО СТИМУЛИРУЕТ И МОТИВИРУЕТ»

— Среди резонансных проектов были: «Неделя в Киевской Опере, или Музыка для взрослых», балет «Легенда о вечной любви», «Новые мелодии Рождественской ночи», «Расстрелянное Возрождение», «Сильные духом», где выступали не только ведущие мастера вашего театра, но и приглашенные, в частности, дирижеры — Владимир Сиренко, Алексей Баклан, Виктор Плоскина, Алла Кульбаба, Владимир Кожухарь, солисты — Тарас Штонда, Андрей Гонюков, Ксения Бахритдинова, Андрей Бондаренко...

— Идея «Недели...» заключалась в том, чтобы привлечь к нам взрослого зрителя. Поэтому положили начало проекту, в котором представили хитовые оперы и балеты. Зрители могли увидеть оперы «Травиата» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Viva la mamma (Пусть живет мама), или Театральные порядки и беспорядки» Г. Доницетти, а также балеты «Жизель» А. Адан, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и вечер одноактных балетов: «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова.

Мы хотим продолжить сотрудничество с разными деятелями искусства, потому что это стимулирует и мотивирует коллектив. После «Недели...» я шутя сказал, что впервые за историю моего пребывания в театре меня поблагодарили. Так, оркестранты благодарили, что имели возможность выступать вместе с такими замечательными музыкантами, как Кожухарь и Сиренко, играли вечную музыку и получили мастер-классы от суперпрофессионалов.

— Арт-сцена на втором этаже репертуар будет расширять?

— Обязательно. Это замечательная площадка не только для камерных оперных и балетных постановок, но и для концертов, творческих встреч. Там будет звучать не только классика, но и джаз и современные произведения.

ДЕЙСТВО В ФОЙЕ. НА ФОТО: ХОР ТЕАТРА ПОД УПРАВЛЕНИЕМ АНЖЕЛЫ МАСЛЕННИКОВОЙ

 

— В фойе театра стоит красивый красный рояль. Во время антрактов концертмейстеры исполняют на нем популярную музыку, чтобы настроить зрителей на высокое искусство. А те, кто впервые пришел в театр, запомнят эту прелюдию к спектаклю. Например,  в антракте оперы «VIVA LA МАММА» на этом месте зрители восторженно наблюдали за веселым перформансом — продолжением того, что происходило на сцене. Это ваша импровизированная третья сценическая площадка?

— Импрезы и перформенсы в фойе мы продолжим. Думаю, что еще не раз удивим зрителей. Имеем огромные планы на следующий сезон. Уверен, что все наши проекты привлекут внимание публики разного возраста.

— Нужно отметить, что практически все спектакли — «конфетки»: классный хор, оркестр, вокалисты и премьеры-танцовщики, а вот «фантик» — ваше здание давно нуждается в ремонте, но похоже, что наконец этот тяжелый камень сдвигается с места. Что за лето планируете отремонтировать, технически обновить?

— Хотим сделать немало перемен в театре. Надеюсь, что до сентября успеем обновить, сделать комфортнее зрительный зал, поменяем стулья. Уже имеем новый звук и приобрели классное мировое оборудование. Сделаем капитальный ремонт санузлов, потому что театр хоть и начинается с вешалки, но и туалеты должны быть приличными. Откроем следующий сезон не только творческими достижениями, но и обновленным  помещением театра.

Действительно, у нас очень хороший коллектив, начиная с руководителей творческих цехов и заканчивая техническим персоналом, который обслуживает не только представления и концерты, но и всю жизнедеятельность театра. Время сейчас непростое, не хватает средств на постановки, нужно поднять зарплаты людям, а это очень важные вопросы. Нам нужно обеспечить комфортные условия труда. Главная творческая цель — чтобы всем было интересно работать!

«СОСЕДИ» И БУДУЩАЯ АФИША

— Театр имеет «соседей» — коллектив «Киев модерн-балета» и ансамбль «Калина». Долго ли еще такие разные коллективы будут жить в одной «коммунальной квартире», делить сцену, репетиционную базу?

— Вопрос о переезде этих коллективов из нашего здания в какое-то другое помещение пока не стоит. Сейчас не могу сказать, что очень тесно в паре сотрудничаем. Нам бы хотелось, чтобы мы были одни в этом помещении, но есть реальность. Хотя нам не хватает репетиционных площадок и комнат, чтобы расположить комфортно своих сотрудников. Но все мы сосуществуем без конфликтов и радуемся успехам друг друга.

— Вы креативный руководитель, который не боится экспериментов. Они продолжатся? Чем будете удивлять зрителей в следующем сезоне? Будет ли обновляться творческая команда?

— 19 сентября пригласим зрителей на открытие 38-го сезона и покажем оперу «Свадьбу Фигаро». Планируем поставить два балета. Сделаем новую трактовку «Щелкунчика» в современной интерпретации вроде «Алисы в стране чудес» (хореограф Артем Шошин). Закрывать сезон будем балетом «Аладдин». Для него нужно написать новую музыку, ищем композитора, который сделает партитуру, а постановщиком выступит хореограф Сергей Кон. В феврале хотим представить зрителям рок-оперу на историческую тематику «Сагайдачный. Штурм Москвы». Не откажемся мы и от своих проектов «Неделя в Киевской Опере», «Мелодии Рождественской ночи», которые уже имеют популярность у меломанов и уже стали брендами театра. Планируем проводить концерты духовной музыки, в частности, исполним произведения национальных классиков Дмитрия Бортнянского (1751—1825 гг.) и Артема Веделя (1767—1808 гг.), которые долгое время были несправедливо забыты. Программу будут готовить главный хормейстер театра Анжела Масленникова и дирижер Владимир Кожухарь. Все секреты открывать не буду, но творческий состав будем обновлять и уверяю, что будет интересно артистам, музыкантам и публике.

Фото предоставлены театром

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ