Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Живем в стране с лучшим законодательством

И худшим его соблюдением
09 февраля, 08:53

В данном случае речь идет о том, что действительно, в Украине одно из лучших законодательств об авторских правах, но — но!  — мало кто его придерживается.  И поэтому имеем результаты просто жалкие... То есть получается так, что украинцы — прекрасные теоретики и никудышные практики.  Хотя, может, и не совсем так — просто верх берут люди, практикой которых является мошенничество, хитроумная работа исключительно в интересах собственного кармана.  Читайте Гоголя, если кто-то и что-то еще не понял.

ГОГОЛЬ ЖИВ, ИЛИ ПЛАТА ЗА РЕГАЛИИ

Сначала небольшое пояснение.  Во всем мире авторам произведений (от авторов симфоний до авторов технических изобретений) платят вознаграждение или роялти (это еще от средневекового французского roialte, а оно исходит от латинского regalis — королевский, государственный).  То есть каждый автор имеет беспрекословное, гарантированное законом право получать определенные проценты от использования своего произведения.

Ну, если уж у нас едва ли не лучшее в мире законодательство относительно этих прав, то делаем вывод: в Украине авторы процветают. А вот и нет, тут вы ошибаетесь.  Это все равно, что формировать суждение об уровне демократии в СССР по ознакомлению с тогдашней Конституцией, действительно демократической.  На бумаге все чудесно и правильно, только кто же в те бумаги заглядывает, хоть одним глазком?

Далее.  Кто должен собирать это авторское вознаграждение?  Организации коллективного управления (ОКУ), посредники между пользователями и авторами.  Они собирают соответствующие средства и распределяют их, передавая украинским и зарубежным авторам и правообладателям.  Писателям, художникам, композиторам, кинорежиссерам...

Пять лет назад, во время поездки в Польшу, я встречался с руководством местного Союза кинематографистов (к сведению некоторых борцов с творческими союзами — представьте себе, в Польше есть такие до сих пор, и почему никто не упрекает их и не призывает сбросить с «корабля  современности»).  Так вот, тот самый Союз занимается там авторскими вознаграждениями.  И что же?  А то, скажем, что Анджей Вайда (он тогда еще был в живых) получал ежегодно роялти в объеме десятков тысяч евро.  Разумеется, это Вайда, одна из главных мировых режиссерских «звезд», далеко не все получают такие суммы.  И все же, и все же...

Что в Украине, которая впереди планеты всей вот в этих «воприсах»?  Украина — на практике — отстает, хоть и это сомнительно: кто нам позволит отставать от себя?  В той же Польше через ОКУ проходит где-то 200 000 000 долларов ежегодно.  В маленькой Дании (население 6000000 человек) собирают роялти в объеме примерно 250 000 000 евро. А в Украине?

Не спрашивайте, «чому в мене заплакані очі»?

НА КОГО ЭТО РАБОТАЕТ?

Что в Украине позитивно-приятного — теоретическая мысль не спит, будит нас чуть ли не каждую ночь: вставайте, мы тут что-то новенькое для вас придумали.  Конечно, наша дорогая Верховная Рада лидирует, она креативная... Вот и на этот раз порадовала законопроектом 4537 — о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования и повышения прозрачности эффективного управления имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав.

Знаете, почему предложение — «по совершенствованию» — четырех нардепов (Роксолана Пидласа, Сергея Ионушаса, Данила Гетманцева, Николая Потураева) не вызвала энтузиазма у авторов.  По крайней мере у кинематографистов.  Национальный союз кинематографистов Украины даже обратился к руководству Верховной Рады с письмом, которое стоит процитировать.

Кинематографисты считают «необходимым выразить негативное отношение украинских кинематографистов к проекту Закона 4537, основные положения которого неизбежно приведут к окончательному уничтожению системы защиты авторского права и смежных прав в Украине и наносят непоправимый ущерб международной репутации нашей страны».  Более того, этот документ «лишает украинских авторов даже тех мизерных отчислений за частное копирование, которые были в предыдущие годы».

Далее приводятся просто убийственные факты, они же аргументы.  Речь идет прежде всего об «усовершенствовании» сбора за частное копирование электронными средствами.  «Вызывает удивление, — говорится в письме, — что проект Закона 4537 направлен именно на поддержку экспортеров иностранных производителей электроники, среди которых такие известные бренды, как «Sony», «Samsung» и т.д., которые в других странах добросовестно платят сбор за частное копирование по  значительно более высоким тарифам, но стараются избежать подобных отчислений в Украине.

В частности, в предложенном Законопроекте из перечня оборудования, на которое распространяется этот сбор, безосновательно изъяты персональные компьютеры и ноутбуки (?!), а на оставленные три позиции (флешки и два вида жестких дисков) установлены беспрецедентно низкие тарифы, в размере не более 0.12%».

То есть делаем вывод: данный законопроект работает на удовлетворение интересов кого угодно, но только не украинцев. Ничего себе, правда? Так и хочется спросить: кто автор вот этого хитромудрого текста?  Неужели граждане Украины, да еще и парламентарии?

«Для сравнения, — читаем дальше, — в Украине годовая сумма сбора за частное копирование, которую платят все экспортеры и производители электроники вместе, составляет около 450 тыс. долларов США, тогда как у нашего северного соседа, который осуществляет не только военную, но и агрессивную  культурную и информационную экспансию в Украину — эта сумма составляет более 73 миллионов долларов, по тарифам не менее 1%. Возникает вопрос: неужели отечественный рынок электроники в 160 раз меньше российского?

Если сравнивать годовую сумму сборов от всех видов прав в Украине, которая составляет в пределах 2 — 2.5 миллиона долларов, то подобную сумму собирает островная Куба! А значительно меньшее от нас по численности население Эстонии и Словении собирает в 2 и 5 раз больше соответственно, а соседняя Польша — в 60 раз!  Однако Украина этим законопроектом только ухудшает свое положение и рискует скатиться на самое дно в глазах международного авторского сообщества».

«УЛУЧШЕНИЕ» РАДИ УХУДШЕНИЯ

В письме кинематографистов в Верховную Раду речь идет и о других нюансах нового законопроекта 4537. Однако и приведенных аргументов достаточно, чтобы понять: не туда бьют создатели законов, ой не туда. И не по тем.

И почему так складывается, что законодательные новации у нас нередко направлены не на кажущееся «улучшение», а реально ухудшают положение дел? Скажем, принятый предыдущим составом Верховной Рады Закон «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и смежных прав» от 15 мая 2018 года не только не улучшил положение, но и подвергся острой критике наших европейских и американских партнеров, в первую очередь в  части отмены сбора за кабельную ретрансляцию российских телеканалов.

В частности, в Докладе Еврокомиссии от 08.01.2020 года Украина внесена в список стран, нарушающих права интеллектуальной собственности, поэтому следующим шагом может быть введение санкций ЕС, подобных к уже существующим американским.

Вот и все о «новациях» в сфере соблюдения авторских прав.  А теперь подождем реакции самих законодателей на обращение кинематографистов.  Будут ли они вообще допущены к обсуждению названного законопроекта, или так же все пройдет в закрытом режиме? Если произойдет именно так, вывод не заставит себя ждать: демократия шагает маршем в направлении, где прописаны совсем другие слова и действия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать