Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Жизненные ценности кардинально меняют вектор...»

Александр Пириев о карантине, интернет-новациях, знаковых проектах и семье
30 апреля, 10:16
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Виолончелист, музыкальный продюсер, импресарио Мирослава Скорика — два года назад возглавил главную музыкальную редакцию Радио «Культура». В качестве же генерального менеджера Национального концертного агентства, которое объединило многих знаменитых исполнителей, композиторов и коллективы Украины, — Александр как никто на себе почувствовал последствия отмененных или перенесенных больших и малых концертных проектов и фестивалей. То, что по кирпичикам выстраивалось в течение нескольких лет, — завалилось при пандемии. Человечество находится на грани новых биологических условий существования, и возвращение к вечным ценностям, таким как Музыка — как никогда актуально.

— Пандемия COVID-19, а точнее введенный карантин и самоизоляция дали время для так называемой аналитической медитации: я получил возможность в достаточно короткое время увидеть, что сейчас на самом деле первично, а что наоборот — второстепенно, — считает А. ПИРИЕВ. — Природа предоставила всем нам это время, чтобы критически осознать всю ценность Жизни. Да и сами ценности, как по мне, кардинально меняют свой вектор. В погоне за временем, в напряженном графике работы я (потому могу говорить только о себе) не имел достаточной возможности для регулярной «тишины», в которой можно постичь все аспекты своей жизни. Выражение, что «наш мир уже не будет таким, как раньше» — лозунг нового десятилетия, которое началось... В моей жизни регулярно происходят странные моменты, когда в значительной степени меняется вектор или же внимание к определенным процессам. И в результате именно они становятся судьбоносными. Во введении карантина стараюсь найти максимально оптимистичные моменты.

СЕМЬЯ

— Пожалуй, этот период для меня один из самых счастливых. Темп моей жизни за последние 5 лет с постоянными передвижениями по городам — не дает в определенной степени насладиться семейным уютом. А эти уже полтора месяца карантина в очередной раз подчеркнули мне простую истину: Семья — это надежный тыл! Я счастлив, потому что могу видеть своих детей целый день. Наконец, прочитал сыновьям все истории Александра Волкова «Волшебник изумрудного города». А еще в связи с введением дистанционного обучения для учащихся общеобразовательных школ — немного «освежил» свои знания по математике и литературе и «подтянул» английский. Осознаю, что долго так продолжаться это не сможет. Все преимущества понял и уже думаю, как сохранить в будущем хоть часть из них.

RUS ARTISTS И МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЫНОК

— Понятно, что введенный карантин максимально зацепил весь музыкальный мир. Хуже всего, что период марта-мая традиционно самый активный в области серьезной академической музыки, насыщенный и очень продуктивный — фестивали, конкурсы, концерты, проекты. Для себя с сожалением констатирую, что был отменен нынешний KharkivMusicFest 2020, а в его рамках UKR Artists готовила ключевой проект — исполнение знаменитой «Девятой» симфонии Бетховена и «Страстей по Тарасу» Евгения Станковича с участием двух лучших коллективов страны — Национального симфонического оркестра Украины и Национальной капеллы Украины «ДУМКА» и приглашенных солистов Национальной оперы Украины. Такая же судьба постигла и международный фестиваль «Чайковский FEST» в Тростянце, который почти 10 лет назад мы основали с городской властью. Учитывая международную составляющую, фестиваль был отменен, а все средства направлены на приобретение аппарата искусственного дыхания в местную больницу. И это абсолютно правильное решение.

Однако большинство проектов Агентства перенесено на осень. Это и долгожданный проект SAXOMANIA, который мы подготовили к 35-летию основания Киевского квартета саксофонистов, циклы концертов к юбилеям И.С.Баха (БАХ & BACH) и П.Чайковского (Дни Чайковского), и проект «Бетховен-250» с целым рядом различных камерных и симфонических концертов и его главной изюминкой — летним авторским концертом одного из самых известных пианистов Украины Юрия Кота: хрестоматийные «32 сонаты».

Здесь надо отдельно и четко сказать о последствиях карантина для музыкального бизнеса и организаторов, которые проводили свою деятельность на откровенной коммерции в области классики с участием так называемых безымянных «сборных» оркестров с программами типа «Времена года Вивальди» или же «Пираты Карибского моря». Удерживать их без постоянного вливания значительных средств вряд ли получится. И если месяц еще можно продержаться, то доживут ли они до осени — большой вопрос. Просто сейчас вижу попытки субституции, а проще — подмены понятия культуры, как таковой. И попытки некоторых крупных и влиятельных коммерческих концертных организаций в области шоу-бизнеса убедить общественность в родстве «производителей культурного продукта» и коллективов высокой культуры — симфонических и камерных оркестров, хоровых капелл и тому подобное. Для меня есть четкое разграничение — музыкальный продукт, который в итоге видит только коммерческую выгоду в своей деятельности, должен жить только в условиях рынка и существующей конкуренции. А мир академический, в частности высокая культура классической музыки и ее представители — художники и коллективы, — должны быть максимально защищены нашей страной как составляющая генофонда Украины. Имею надежду, что наши государственные деятели это понимают. А вообще, для большинства музыкантов это катастрофа, пострадают фактически все, кто производит индивидуальный музыкальный продукт. Даже для более-менее защищенных слоев — музыкантов коллективов, солистов филармоний — это слишком долгий застой. Артист работает для публики. И мы все в ожидании этой встречи.

MUSIC-REVIEW

 — Главному информационному интернет-ресурсу Украины в области классической музыки — уже более 10 лет. Время карантина оказалось прекрасной возможностью для меня, как его основателя, и всей команды сосредоточиться на финальных аспектах его обновления, которое длится уже около года. В свое время (в 2008 году) именно Music-Review предложил поклонникам классики и профессионалам музыкального мира новый формат коммуникации между собой и быстрый доступ к информации о нашем профессиональном музыкальном мире.  В то время, осознавая возможности интернета, я понял, что вскоре такой формат станет очень востребованным в связи с распространением классики на более широкую аудиторию. Так и произошло. Команда портала постоянно в поисках новых форм коммуникаций. Так, дополнительно был создан канал в Twitter, а затем мы запустили страницу Facebook — едва ли не одна из первых в Украине, касалась именно классической музыки. Сегодня это более 30 000 активных читателей и зрителей, которые регулярно получают одни из самых первых интересную информацию из мира классики. За последние годы интернет так сам существенно изменился. И хотя в классической музыке революции появляются редко — мы готовим несколько новационных решений для наших читателей. Пока их оставлю в тайне — дождемся осени.

РАДИО «КУЛЬТУРА»

Эта часть моей жизни стала логическим продолжением музыкальной журналистики, которую я начал еще в Music-Review. Однако, в отличие от бизнес-модели работы портала Music-Review с его известной социальной составляющей, именно руководство Главной музыкальной редакцией открыло мне процессы управления в государственной организации национального значения. И если в бизнесе ты рискуешь в основном своими деньгами, то на Радио «Культура» для меня лично уровень ответственности выше. Ведь мы формируем ключевую ценность для всех украинцев - духовность. А ее зерно, на мой взгляд, сосредоточено именно в классической музыке, язык которой универсален.

Также для меня важно осознание работы вместе с дружественной и, самое главное, профессиональной командой. Только команда специалистов может не только поддерживать производственные процессы на высоком уровне, но и разрабатывать и внедрять новые технологии и форматы коммуникации с аудиторией. Поэтому, уже как руководитель в государственной структуре, удивляюсь тем процессам, которые происходят в высших звеньях государственного управления нашей страны, где слова «специалист» или «профессионал» нивелировали себя. И если в бизнесе такие действия могут обанкротить, то в государственном управлении есть все риски потерять идентичность, а в результате - страну.

В условиях карантина еще раз увидел силу искусства, в первую очередь именно музыкального. Посмотрите на соцсети - определенный информационный «метроном человечества» сегодня. Интерес к нескольких темам: новости о COVID-19, разумеется, что трагические, и музыка, которая звучит из сотен тысяч страниц соцсетей в исполнении любителей, звезд и целых музыкальных коллективов. Я убежден, что только искусство и музыка могут дать этот необходимый душевный покой, спасти нас от уныния и дать надежду на светлое будущее. Формат Радио «Культура» может удовлетворить сегодня почти все существующие духовные потребности человека на любой вкус: классика, джаз, фолк, литература, театр в формате радиоспектаклей и радиодетективов. И самое главное - прямые эфиры. И хотя, с точки зрения логистики, каждый приезд на Крещатик, 26 - дополнительный повод для волнения, мы с коллегами приняли решение о регулярном выходе в прямой эфир. Таким образом, мы не просто «держим пульс» на всех ключевых процессах с критическим взглядом и общаемся со всем профессиональным музыкальным миром Украины: директорами концертных и учебных организаций, руководителями фестивалей и конкурсов, известными музыкантами и чиновниками, которые являются лидерами мнений в нашем обществе. Эти эфиры всегда с фидбеком, обратной связью со слушателем. В результате это дает нам возможность оптимистически и вместе пережить крайне критический период нашей жизни. Поэтому всем киевлянам советую чаще включать 97,6 FM, а на сайте Украинского Радио ukr.radio слушать онлайн или в удобное время в записи любимую музыку, поэзию или голоса знаменитых театральных актеров.

ИМПРЕСАРИО СКОРИКА

В этом году у нас с Маэстро определенный юбилей - 10 лет активного творческого общения. Виртуально рисую «кривую» этой эволюции: в 2010-м Мирослав Михайлович выступил в рамках созданного мной цикла концертов Music-review WEEKEND на сцене очень атмосферной галереи «АртХол», с 2013-го концерты с его музыкой стали регулярно проводиться на главных сценах сначала Киева (фестиваль «Дни Музыки Мирослава Скорика»), затем, с 2016-го, в городах Украины (оперные театры Львова и Одессы, филармонии почти всех областей в рамках проектов «ТРИ С» и «Мирослав Скорик в стиле Джаз»), а в последние годы уже и за пределами страны, в частности в Швеции и Австрии (Год Музики Мирослава Скорика), где исполнялись мировые премьеры его произведений.

Сейчас Маэстро активно работает над созданием новых произведений, редакцией существующих. Каждый концерт в его присутствии - это праздник и для исполнителей и для публики. Пан Мирослав всегда волнуется, когда узнает, что желающих попасть больше, чем могут вместить отечественные концертные залы. Радуюсь, что именно музыка Мирослава Скорика за последние годы стала частью исторических событий жизни музыкальной Украины. Так, в 2017-м легендарная «Мелодия» звучала на открытии нового органного зала Харьковской филармонии. Это первый и единственный новый зал в новейшей истории Украины. Дирижировал автор. 2018 год, когда именно музыка Маэстро была украшением праздничного концерта Львовской филармонии, который стал инаугурационным, – главный филармонический зал Галичины получил статус Национального, единственный после Киева!

Мы с Маэстро в постоянном творческом поиске новых концепций программ. В этом году подготовили совершенно новый проект с серией концертов, где объединены произведения последних лет Мирослава Скорика с произведениями не менее известного Модеста Мусоргского. Почему Мусоргский? Все просто. Мирослав Скорик уже много лет «вынашивал» идею инструментовки хрестоматийных «Картинок с выставки» для фортепиано в версии для струнного оркестра. Что в результате получилось и каково это звучание - сможем послушать уже в конце 2020 году в проекте «Скорик - Мусоргский». В нем примут участие солисты - молодые украинские таланты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать