Перейти к основному содержанию

Знаковые памятники

Во Львове представили выставку к 130-летию Музея Ставропигийского института (1889 — 1939)
04 сентября, 16:14

Показ под названием «Соберите крохи, чтоб не пропало ничего» масштабный — произведения разместили аж в пяти залах Национального музея им. Андрея Шептицкого. Куратор — кандидат исторических наук Ольга Гордая-Цибко.

Выставка знакомит с коллекцией Музея Ставропигийского института на примере знаковых, хрестоматийных памятников и раскрывает не только страницы основания и деятельности этого музейного центра, но и историю происхождения Успенского ставропигийского братства во Львове (с 1788 года — Ставропигийского института), которое в XVI—XIX в. было ведущей национально-религиозной общественной организацией украинцев Галичины.

В экспозиции переплетены историческая и художественная тематические линии. Памятники демонстрируются в обратной хронологической последовательности. Ко всем разделам показа составлены обстоятельные справки, которые будут служить посетителям путеводителями во время путешествия во времена основания братства.

В истории украинского музейничества Галичины вторая половина ХІХ в. была поворотным периодом, обозначенным ростом общественной заинтересованности собственным прошлым и национальной культурой. Во Львове начали возникать многочисленные украинские общественно-культурные институции, которые становились репрезентантами национальной идеи. При них закладывались музейные коллекции, где аккумулировали исторические памятники — материальные носители культурной идентичности украинского народа. Ценные собрания были созданы при Народном доме (1850), обществе «Просвіта» (1868), Научном обществе имени Шевченко (1874), Ставропигийскому институте (1889) и тому подобное. Что касается последнего, то здесь была открыта первая постоянная публичная экспозиция (1889).

Выдающийся ученый, долголетний директор Национального музея во Львове Илларион Свенцицкий начал получать профессиональный опыт именно в Музее Ставропигии (1898) — тогда еще как помощник («подручный писарь») профессора Исидора Шараневича. Потом Свенцицкий в одном из программных музееведческих трудов назовет это учреждение «первой попыткой самостоятельного галицкого музея» и самой «светлой страницей в тихой жизни величественной галицкой старины».

После оккупации Галичины Красной армией (1939) большинство музейных коллекций Львова (Оссолинеума, Любомирских, НТШ, Богословской академии, Художественно— промышленного музея, Народного дома и др.) перераспределили между музеями. Собрание Ставропигии попало в Музей украинского искусства (ныне — Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого), Исторический музей и Центральный архив давних актов (ныне — Центральный исторический архив Украины во Львове). Большинство памятников религиозного искусства из Ставропигии сегодня хранится в НМЛ и являются неотъемлемой частью самого значительного и в Украине, и в мире собрания нашего национального сакрального искусства.

Рассказ показа «Собирите крохи, чтобы не пропало ничего» начинается со второй половины ХІХ века, который стал точкой отсчета в истории Музея Ставропигии. В тот период развитие музейного дела на этнических территории Украины заметно интенсифицировалось. Крупным музейным центром на западноукраинских землях тогда был Львов. Исключительными событиями в истории музейной жизни Львова и Западной Украины стали Польско-руськая археологическая (1885) и археологическо-библиографическая (1888—1889) выставки. Последняя была посвящена 900-летию крещения Руси, и и выставка дала новый толчок активизации украинского музейного дела. Ее экспозиция, по масштабу и характеру представленного материала (ориентировочно 1400 памятников), стала настоящим открытием уникального наследия украинского религиозного искусства. Археологическо-библиографическая выставка заложила начало формированию Музея Ставропигийского института. Лозунгом той выставки, который разместили над входом и печатали в авантитуле ее каталогов, взяли слова евангелиста Ивана «Собирите крохи, чтобы не пропало ничего».

Смысловой стержень экспозиции в Нацмузее — собрание иконописных памятникуов XVІ—XVIII в. Значительная часть образов выставлена впервые после 1888 года. К ним приобщены раритеты других типологических групп, и это светская живопись (портреты), предметы литургического потребления (деревянная пластика, декоративный металл, церковные ткани), рукописи и старопечатные книги, также — архивные материалы и не только.

Основу экспозиции составляют произведения из фондовых собраний Национального музея во Львове. Предметы археологии, светская портретная живопись, рукописи — из собрания Исторического музея. Документальные материалы — из Центрального исторического архива Украины.

«Выставка «Собирите крохи, чтоб не пропало ничего» является не просто осмысленным музейным проектом, но и качественным примером антропологии исторической памяти украинства, — считает историк искусства, проректор Львовской академии искусств Роман ЯЦИВ. — Роль Успенского Ставропигийского Братства во Львове, которое с конца XVIII века трансформировалось в Ставропигийский институт, до сих пор остается мало изученной, а его опыт — инвентаризированным нашим общественным сознанием. Эта выставка напоминает нашим современникам, насколько важно культивировать наследие национальных культурных институций, поддерживая их первичные базовые установки с целью утверждения нашей духово-культурной идентичность (кроме Ставропигии это, конечно, «Просвіта», Научное общество им. Шевченко, «Рідна школа» и др.). Сколько интересных личностей конца XIX — начала XX века было связано с Музеем Ставропигийского института, сколько ценных художественных артефактов стало репрезентацией высокого культурного статуса украинцев XVI—XIX веков! Церковная и интеллектуальная элита долгое время консолидировала галичан вокруг символов, которыми отражалось движение украинства к национальному самоутверждению, и эта роль проводников — в частности галицкого духовенства — была крайне эффективной, что можно было определять по национальному сознанию и горожан, и селян Западной Украины 1920-1930-х годов. Вызывает восхищение и то, что способность украинцев к самоорганизации в аспекте искусства и музейного дела почиталась и выдающимися представителями других европейских культур, в том числе выдающимся польским художником Яном Матейко».

«Это будет фантастическая выставка! — анонсировал показ заведующий выставочно-экспозиционным и научно— образовательным отделом НМЛ Роман ЗИЛИНКО. — 130 лет назад во Львове была сделана первая большая выставка русько-украинской древности. Так был основан первый украинский музей во Львове — Музей Ставропигийского института. Мы покажем те крохи, которые после всех пертурбаций ХХ века остались после этого музея! Но какие крохи!!!».

Осмотреть масштабную экспозицию «Собирите крохи, чтоб не пропало ничего», неспешно и вдумчиво ознакомиться с историческими и художественными справками, попытаться постичь вопрос важности культивирования наследия национальных культурных институций, также больше узнать об истории Успенского ставропигийского братства во Львове успеют все желающие — выставка в главном корпусе НМЛ (проспект Свободы, 20) действет до 10 октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать