Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валерий МИЛОСЕРДОВ: «Историю больше отображают камеры наблюдения»

Известный фотомастер рассказал «летнешкольницам» «Дня» о фотографиях как искусстве и трендах современной фотодокументалистики
20 июля, 14:12
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Валерий Милосердов стал известным в 1990-х годах благодаря сериям работ о проблемах Донбасса «Покинутые люди». Он создал фотослужбы нескольких медиа, работал в известных изданиях, в частности, таких как «Киевские ведомости» и «День».

Однако в 2011 году он ушел из журналистики в фотоискусство. В 2015 году выпустил фототему Wariupol о жизни прифронтового Мариуполя. Поэтому на встрече в редакции «Дня» пан Валерий, который сейчас работает в Платформе культурных инициатив «Iзоляція», рассказал студенткам о том, как меняется роль фотографии в современном мире в целом и искусстве в частности. Важно, что предмет его лекции — именно мировая история фотожурналистики и современные тренды фотодокументалистики. И они стали настоящим открытием знаковых имен для «летнешкольниц».

«ПЕРЕХОД ОТ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ К ФОТОДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ»

Спикер затронул историю развития фотожурналистики, указал на начало ее кризиса, которое наступило после расцвета телевидения. С этого момента отрасль нуждалась в новом виденье. В настоящее время главной тенденцией в мире является переход от фотожурналистики к фотодокументалистике. От мгновенной фиксации — к концептуальному осмыслению. «Мы переходим от фотографии, которая передает эмоции, к фотографии, которая передает идею», — отметил фотодокументалист.

Этот тренд ярко очертила выставка Эдварда Стейхена «Род человеческий», которая, по словам пана Милосердова, указала новые ориентиры развития фотографии в контексте современного искусства. Тенденцию подхватили Роберт Франк с выставкой «Американцы» и Джон Жарковски, который выставкой «Новые документы» в Музее современного искусства в Нью-Йорке продемонстрировал миру эталон стрит-фотографии.

Одним из современных направлений фотодокументалистики является традиция, отметил Валерий Милосердов. Ярким примером этого тренда выступает серия Питера Хьюго «Гиены и другие люди», где он раскрывает подобие человека и зверя, показывает суть власти и продолжает исследовать истинное лицо родной для него Африки. Благодаря гостю эти фотографии вызвали дискуссию среди участниц Летней школы журналистики «Дня»: кто-то видел параллель между образом животного и человека. Кому-то не давала покоя цепь и символизм покорения. Кое-кто видел в образе людей штрихи зверя.

Работы фотографа Софи Ристельхубер пан Валерий продемонстрировал как иллюстрацию тренда концептуальности. Ее выставка «Факт» показывает следы войны в природе, а следующая серия «Каждый» — следы войны в людях.

Интересным подходом к демонстрации идей является использования текстов и визуальных изображений, то есть материалов масс-медиа (и это третий тренд), позволяющий Мари Басташевски фотографировать то, что сфотографировать нельзя, продажа оружия государством.

Лайя Абриль берется за еще более сложное дело — фотографирует прошлое, используя специфическую форму подачи, свои и архивные фото. Обращение к истории — тоже направление развития современной фотодокументалистики.

Пятым направлением является использование особенной техники. Его пан Милосердов проиллюстрировал поражающими фотографиями Ричарда Мосса, который использует пленку, чувствительную к инфракрасному спектру. Что дает возможность после проявления изобразить естественную зелень ярко-красной. Ричард Мосс снимал гражданскую войну в Конго. И благодаря этому приему продемонстрировал, как эта страна захлебывается кровью.

Именно к вечным идеям и смыслам, по мнению пана Валерия, тяготеет фото как искусство. Поэтому будущее фотожурналистики, как он считает, довольно зыбко. Кроме того, важна и финансовая сторона — в настоящее время средства в мире скорее вкладывают (преимущественно через систему разнообразных грантов) в развитие именно фотодокументалистики.

После чрезвычайно интересной лекции пан Валерий успел ответить и на несколько вопросов участниц ЛШЖ. Коснулись преимущественно новейшей истории Украины, свидетелем и активным участником, которой был пан Милосердов, а также роли фотожурналистики в обществе. Не обошли, конечно, и фотошколу газеты «День».

«ТОТ ПЕРИОД БЫЛ ПОХОЖ НА СКАЗКУ, КОТОРАЯ ВСКОРЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ»

София ПОСТОЛАТИЙ, Сумской государственный университет:

— Как вы оцениваете развитие фотожурналистики со времени возобновления независимости Украины? Каково место в этом процессе «фотошколы» «Дня»?

— Отвечая на первый вопрос, хочу отметить, что развития нет.

Фотошкола газеты «День» — это явление, которое трудно описать. Лично для меня — это излучение, которое освещает украинскую жизнь.

Фотожурналистика испытала упадок не только на поприщах Украины, но и в мировых масштабах. Этот процесс берет свое начало с возникновением телевидения. Именно фотодокументалистика в настоящий момент лучше финансируется.

Кристина САВЧУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

— Что стало знаковым началом вашего сотрудничества с газетой «День»? Что можете вспомнить о тех годах?

— Мы с Ларисой Алексеевной работали в творческом и плодотворном тандеме в газете «Киевские ведомости». В нем Лариса Алексеевна была режиссером и сценаристом, а я — оператором (речь идет в частности о редком, а может быть, и уникальном случае, когда в отделе политики газеты был собственный фотокорреспондент, который имел возможность с помощью камеры фиксировать то, что иногда политики не говорили — ред.). Эта встреча стала знаковой. Тот период был похож на сказку, которая вскоре закончилась. Почему сказка? Потому что в журналистике была полная свобода слова.

Когда Лариса Алексеевна перешла в газету «День», они пригласила меня, и таким образом все сложилось. Я вспоминаю, что это было начало украинской независимой журналистики, тогда переполняло ощущение свободы, которое впоследствии исчезло.

Виктория ГОНЧАРЕНКО, Днепровский юридический лицей:

— На прошлой неделе начался прием работ на уже двадцатый международный фотоконкурс «Дня». Ваша оценка этого проекта.

— Я уже отмечал, что продолжение фотоконкурса — подвиг Ларисы Алексеевны, потому что это уже как будто раритет. Я помню, что одной из идей конкурса было то, что в стране должны появиться новые авторы, которые выйдут на страницы газеты. Это был очень современный ход. Таким образом, это подвиг Ларисы Алексеевны и редакции, которая ее поддерживает.

Дарья ЧИЖ, Киевский университет имени Бориса Гринченко:

— Одно из ваших фото открывает фотоальбом «Дня» «The best photos. Лучшие фотографии. 1997-2007». Лариса Ившина об этом снимке 1995 года говорит, что в образе той девочки она видит Украину того времени, она «наивна, открыта, грациозна». А как объясняли вы его тогда и теперь? Возможно, вспомните историю этого снимка?

— Это фото сделано в шахтерском поселке под Луганском в 1995 году, серия называется «Покинутые люди». Я согласен с утверждением Ларисы Алексеевны о том, что это — образ украинки. Этот сборник состоит из 60 фотографий, содержит в себе блок о детях. Дети — это всегда определенная надежда. Тогда я еще работал в газете «Киевские ведомости», рассказывал о Донбассе, о тогдашнем положении вещей там. Было очень интересно, потому что во время моей первой командировки туда у меня создалось впечатление, что Украина теряет Донбасс. Там были люди, которых покинули, потому что должна была быть поддержка, которой не было. Это все чрезвычайно явно проявилось в 2014 году. Присутствие Украины там было нулевое, хотя она должна была быть. Я делал своеобразный «скан» общества  1994—1999 гг.

Я фотографировал Донбасс, впоследствии получил за это специальный приз в швейцарском городе Веве на масштабном мировом фестивале визуальных искусств Images.

В целом, когда ты делаешь такую большую тему, то начинаешь рассказывать о себе и сам себя идентифицируешь. Я сам себя тогда чувствовал покинутым человеком, потому что уже сформированным, в 30-летнем возрасте, вышел из Советского Союза. С одной стороны — это новые возможности, свобода, с другой — остаешься один в абсолютно новых условиях.

«В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ ФОРМИРУЮТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ»

Дарья ЧИЖ, Киевский университет имени Бориса Гринченко:

— В каком фотообразе для вас предстает сегодняшняя Украина?

— У нас в феврале этого года в Хмельницком была художественная резиденция, которую проводила галерея Maslo под кураторством Александра Михеда. Я готовил материал для той фотовыставки через две недели. Это очень мало для освещения глубокой темы. Однако с помощью киевских знакомых нашел в Хмельницком одного очень интересного человека — Татьяну Юзепчук. Она, несмотря на серьезную болезнь, занимается волонтерством и постоянно передает на фронт необходимые вещи. Заслугой пани Татьяны является также то, что она собрала вокруг себя не только волонтеров, но и состоятельных людей, которые финансируют приобретение дорогих медикаментов и тактического снаряжения для бойцов.  У нее есть благотворительный фонд «Дыхание надежды нации». Важно освещать жизнь волонтеров. Я сделал папку с названием «Средства связи» — о том, как происходит коммуникация. У нас очень много средств связи: телефон, Интернет... Я считаю, что в обществе есть свои средства связи. Для меня этими средствами связи стали те посылки, которые люди передают на фронт, — эти макароны, картофель, консервация, которые 80-летние бабушки отдают на фронт. Это мгновения, связывающие общество. Это процесс, который идет по всей стране. Но он невидимый.

Содержимое этих посылок и является средством современной связи. Поэтому современную Украину я вижу такой.

Поэтому в современной украинской жизни меня интересует тема формирования горизонтальных связей в нашем обществе. Это тема мировая, однако в Украине приобретает слишком заметное выражение. Это свидетельствует о том, что Украина свободна, потому что здесь формируются горизонтальные связи. Не вертикальные, как в России.

Это для меня — современная Украина. Это — залог будущего существования Украины.

Соломия НИКОЛАЕВИЧ, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки:

— Сквозь объектив весь мир прослеживает ход истории, взгляд на ретроспективу дает нам возможность понять, что со временем меняется все. Насколько фотография является важным инструментом сохранения истории? Будет ли этот вид искусства таким же популярным, как сегодня, скажем, через лет 50?

— Думаю, историю больше отображают камеры наблюдения. За фотоаппаратом всегда стоит какая-то личность, взгляд, потому это не может быть объективное отображение реальности. Это все очень субъективно, и зависит от взглядов того, кто фотографирует.

Летняя школа журналистики происходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать