Перейти к основному содержанию

«...18 лет борьбы»

Когда же в Украине наконец появится общественное телевидение и радио?
19 марта, 17:08
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Верховная Рада проголосовала во втором чтении закон о создании общественного вещания. Законопроект №1357 поддержали 256 народных депутатов. Историю этого законопроекта «мусолят» уже почти полгода. Еще в начале декабря прошлого года появился этот документ, однако только через месяц Рада еле-еле его приняла в первом чтении, а далее — бесконечные рабочие группы и круглые столы. Официальным «камнем преткновения» стала острая дискуссионная ситуация, когда Николай Томенко отстаивал позицию нереформирования ОГТРК и разделение общественного телевидения и радио. Некоторое время возникали недоразумения между региональными вещателями, Госкомтелерадио и Национальной телекомпанией Украины, порожденные всевозможными слухами об урезании эфирного времени («День» писал об этом в статье «Запуск Общественного ТВ. Обратный отсчет» — Авт.). Наконец на этой неделе во время очередного круглого стола, посвященного европейским стандартам общественного и модели регионального вещания, можно было наблюдать примирение ОГТРК и НТКУ (не потому ли, что у большинства областных телекомпаний — новое руководство?..). Изменилась ли позиция пана Томенко, даже его коллеги по фракции не смогли сказать. Так кто же тормозит процесс общественного?

ДЕ-ЮРЕ

По словам Виктории Сюмар, парламентский Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики еще три недели назад подготовил текст законопроекта ко второму чтению, однако до сегодняшнего дня его не было в повестке дня. «Процесс продолжается, а законодатель идет позади реального процесса», — отреагировала председатель Комитета. Но и сам реальный процесс, который фактически стал заложником процесса юридического, продвигается медленно. По законодательству, общественное не может начать свою работу без наблюдательного совета. Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания уже начинал конкурсный отбор представителей общественных организаций в эту структуру, но приостановил его в связи с изменениями к закону. Между тем о том, чтобы депутаты выбирали от своих фракций делегатов в этот наблюдательный совет, не было слышно вообще. Однако Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики уже выразил желание проводить такой отбор под своим присмотром, хотя, по словам директора Института Медиа Права Тараса Шевченко, и не имеет на это полномочий.

«Реформа дается трудно и в связи с тем, что общественное создается на базе государственных вещателей, а не с нуля», — говорит медиаэксперт Светлана Остапа. Иными словами, для того чтобы ОГТРК включились в работу общественного, нужно проведение аудита. А между тем на круглом столе озвучили поражающие цифры — все ОГТРК только на 30% оформили свое имущество, две из них вообще не имеют оформленных прав собственности на землю и имущество. И это государственные (!) структуры. Не удивительно, почему курс на разгосударствление проходит с таким скрипом. Но все это — отдельная тема.

ДЕ-ФАКТО

«Оставлять рудименты советского времени (ОГТРК) — это все равно, что сразу отказаться от реформы», — считает Виктория Сюмар. И это правда. Но точно так же ждать приказа «сверху» реформироваться — это тоже рудимент советского времени. В конце концов, общественное вещание зависит не от плашки в эфире и не от наблюдательного совета. Никто не мешал гостелерадиокомпаниям хотя бы начать процесс изменений своих программ, как это сделал «Первый национальный», но было ли желание? Поэтому пока мы слышим от пани Сюмар юридические детали из ее сферы влияния: «Мы доработали нюансы относительно большей гарантии невозможности отчуждения имущества, проведения аудита, усиления редакционных советов — все это учтено поправками ко второму чтению», но на основной вопрос всех этих круглых столов — «когда?» — ответ кроется в одном маленьком предложении. «Общественное сможет запуститься через полгода или со следующего года», — говорит пани Сюмар. И это даже несмотря на то, что пункт о старте общественного вещателя есть в коалиционном соглашении. «Я вижу сегодня максимально высокие ожидания от общественного. Не то чтобы меня это пугало... Но если закон будет проголосован в четверг, то не ожидают ли все в пятницу старта мощного общественного вещателя? — обеспокоен генеральный директор НТКУ Зураб Аласания. — И несмотря ни на что, мы настроены на эту работу». Но вот на что обращает внимание Тарас Шевченко — ни в соглашении, ни в разных редакциях законопроекта нет дедлайна запуска общественного. Поэтому пока безнаказанно можно делить места и тормозить процессы реформирования...

А между тем Европа ждет от нас анонсированных перемен. Присутствующий на круглом столе пресс-атташе представительства Европейского Союза в Украине Давид Стулик дипломатично, но в то же время строго заметил: «Общественное телевидение — это международное обязательство относительно ЕС и Совета Европы. Думаю, уже наступил этот момент, когда законопроект должен быть принят. Украина без общественного вещателя не отвечает европейским стандартам. Ваша страна — одна из последних, кто еще не имеет общественного ТВ и радио. У вас здесь год назад погибали люди на Майдане и до сих пор погибают на Востоке, они хотели видеть европейское будущее для Украины. Нужно делать все, чтобы не подвести их. Самое главное — это ваши граждане, которые заинтересованы, чтобы действовал независимый, сбалансированный и должным образом финансируемый вещатель, который потом сможет определять стандарты для других телеканалов».

Вот и универсальный европейский «ключик» к решению одного из аспектов проблем в телерадиосфере. Общественное могло бы снять вопрос пикетов с требованиями запретить российские сериалы, могло бы стать образцом в выработке новостей и проведении ток-шоу, могло бы стимулировать другие каналы делать исторические, культурные, научные программы и проекты... Но все это — только в идеале. Качественное общественное создаст прецедент, которого так боятся владельцы некоторых телеканалов... иначе как объяснить торможение на законодательном уровне депутатами, которые находятся в разных ложах и лобби, процесса реформирования?

«История становления общественного вещания — это 18 лет борьбы, — говорит юрист Института Медиа Права Игорь Розкладай. — Наши предшественники попытались внедрить закон об общественном в 1997 году, но этого не произошло — и мы получили «Украину без Кучмы» и Помаранчевую революцию. Мы попытались это сделать в 2005 году, но точно так же не смогли — и получили Януковича и войну на Востоке. Сейчас у нас есть шанс все же внедрить общественное, чтобы начать сшивать Украину». Общественное могло бы стать главным инструментом национального примирения. Вопрос только в том, как будет происходить это примирение через год после отсутствия коммуникации?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать