Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

Анатомия пропаганды – на рассмотрение Киноакадемии

«Донбасс» Сергея Лозницы представит Украину на «Оскаре»
31 августа, 2018 - 11:44
ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA

Украинский оскаровский комитет избрал драму Сергея Лозницы «Донбасс» в качестве национального претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Лента о событиях на Востоке Украины от самого титулованного на сегодня украинского режиссера обошла в национальном отборе 5 других претендентов: «Брама» Владимира Тихого, «Вулкан» Романа Бондарчука, «Когда падают деревья» Марыси Никитюк, «Киборгов» Ахтема Сеитаблаева, документальный «Миф» Леонида Кантера и Ивана Ясния.

Ранее, в мае, «Донбасс» уже получил награду на Каннском фестивале       — приз за лучшую режиссуру в программе «Особенный взгляд». 21 августа стало известно, что картина вошла в лонг-лист премии Европейской киноакадемии. Североамериканская премьера драмы состоится на фестивале в Торонто в секции Contemporary World Cinema.

Фильм создавался у копродукции Украины, Германии, Нидерландов, Франции и Румынии. Украинским продюсером выступил Денис Иванов и кинокампания «Артхаус Траффик». Съемки проходили этой зимы в Кривом Роге.

Из 13 эпизодов картины лишь один не происходит на оккупированных территориях. Декорации для остальных — это кровавые будни «Новороссии» в условном восточноукраинском городе.  И все же фильм не просто об укладе «Русского мира», а о его главном оружии: пропаганде, механизмы которой Лозница анализирует с присущей ему безжалостностью.

Это начинается с первого кадра. В трейлере съемочной группы дородная разговорчивая пани (Тамара Яценко) спорит с гримером. В следующей сцене ей и ее коллегам-артистам, замаскированным под случайных прохожих и выведенным на улицу, придется выступать «очевидцами» враждебного обстрела на фоне предварительно подорванных троллейбуса и автомобиля. В помешанном «новороссийском» мире реальность подгоняется под лозунги. Время и пространство в этих искаженных координатах теряют целостность, отдельные жизни служат расходным материалом, героя заменяет вождь или начальник, поэтому ни одна история не может завершиться — поэтому «Донбасс» структурирован фрагментарно.

С каждым новым эпизодом манипуляции становятся и более нахальными, и более виртуозными. В роддоме разговорчивый Михалич (Борис Каморзин) устраивает для тихой массовки женщин в белых халатах шоу с демонстрацией продуктов и лекарств, спрятанных в кабинете вороватого директора, — последний спокойно отсиживается в соседней комнате и потом отблагодарит шоумена конвертом необходимой толщины. Группа военных с монголоидными чертами утверждают немецкому журналисту, что они «местные», но не в состоянии уточнить, как называется их поселок. Украинского военнопленного выводят к столбу около автобусной остановки с табличкой на груди «каратель» для последующего самосуда. Маршрутку кромсают российские «Грады», после чего сопровождающую их машину сепаратистов на ночной дороге расстреливает из засады группа ликвидации. Труппу из пролога превращают в настоящих «двухсотых» ради очередного репортажа под заключительные титры на статичном общем плане: ложь кусает себя за хвост.

Материалом для сценария «Донбасса» служили видеосюжеты из Сети. Размещение репортажной съемки в интернете — деяние информационное, не режиссерское. Соответственно, Олег Муту, который работал с Лозницей во всех игровых картинах, свою операторскую индивидуальность подчиняет драматургии. Перевоплощается в прыгающую  телекамеру в бомбоубежище, в телефон в руках легкомысленной водителя на обстреливаемой дороге, у неподвижного наблюдателя на общих планах. Подобное самоустранение не исключает этически четкую авторскую позицию —  просто только так и можно засвидетельствовать то, что избегает свидетельства, сделать реальной фабрику ирреальности.

Не документ, не драма, а широкий анатомический срез — другой оптики для обустроенного пропагандой ада, вероятно, быть не может.

До сих пор такого взгляда не предлагал никто.

В широкий украинский прокат «Донбасс» выйдет 18 октября.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ