Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Большие проблемы «малой» журналистики

Что ждет региональные медиа во времена реформ и выборов
17 августа, 12:37
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Он [редактор] мне велел взять местные листки, просмотреть их и написать статью о духе прессы в Теннесси, в которой нужно вспомнить обо всем, что представляет хотя бы какой-то интерес.

Марк Твен. «Журналистика в Теннесси».

До 1 января 2019 года пресса Украины, в том числе региональная, должна буть разгосударствлена.

Количество местных изданий после реформирования может уменьшиться в 3 раза, ...а те, что останутся, будут преимущественно печатать «джинсу» и гороскопы.

Об этих и других прогнозах относительно украинского регионального медиарынка читайте в нашем обзоре.

«НОВОСТНАЯ ПУСТЫНЯ»

Недавно в словаре медийщиков появилось понятие «новостная пустыня». Нет, это не об отсутствии событий и новостей о них — это об отсутствии медиа, которые и должны сообщать людям обо всем важном, что происходит вокруг.

Исследователи из Columbia Journalism Review в прошлом году составили карту «новостных пустынь» на территории Соединенных Штатов. Авторы исследования собрали информацию и отметили на карте количество местных изданий в каждом городе и поселке. Оказалось, что многие населенные пункты не имеют собственного средства массовой информации, то есть представляют из себя именно вот эту «новостныю пустыню».

Понятно, что существуют центральные медиа, или СМИ ближайших больших городов, которые поставляют новости, на первый взгляд, о все в мире. Но это не так: «крупные медиа» не в состоянии заменить локальные издания, которые должны быть эксклюзивными источниками информации именно о жизни «на местах». Новости небольших населенных пунктов — это отдельный информационный поток, который попадает на страницы или в эфиры центральных СМИ лишь в случае чрезвычайных или широкомасштабных событий. И, если нет местных медиа, которые рассказывают о чисто локальных новостях, — все, город, поселок или район превращаются в «новостую пустыню».

Отсутствие региональных медиа является не просто каким-то неудобством для жителей. Оказывается, что невозможность узнать местные новости свидетельствует... о недостаточно развитой территории.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ НАЛИЧИЕ СМИ

На днях главный редактор проекта VoxUkraine Борис Давиденко в колонке для журнала «Новое время» объяснил, как именно связаны наличие СМИ и качество жизни.

Данные, согласно которым в районах США, где за последние 10 лет количество локальных медиа существенно сократилось или вообще они исчезли, власть работает хуже и стоимость ссуд для местной власти существенно дороже, чем в городах, где местные СМИ продолжили работать. К такому выводу пришли экономисты из университета Иллинойса и Университета Нотр-Дам. Эксперты провели специальное исследование, чтобы узнать, как локальные новостные издания (газеты), а, точнее, их закрытие, отражаются на работе местной власти и эффективности распоряжения государственными финансами.

Исследователи, в частности, выявили, что прибыльность по облигациям городов без собственных изданий в среднем на 0,5-1,1 процентного пункта выше, чем в населенных пунктах с работающими медиа. Учитывая размер рынка — почти $4 триллиона — эффект СМИ выражается в десятках миллиардов долларов.

Согласно данным исследователей, инвесторы хотят получить повышенную плату за риск сотрудничества с районами, где прекращают выходить СМИ, потому что без локальных медиа снижается подотчетность местной власти, количество расходов на содержание чиновнического аппарата значительно растет, а качество решений местных руководителей ухудшается.

Понятно, что речь идет исключительно о независимых медиа, а не о т.н. коммунальных СМИ, которые были очень распространенным явлением в Украине и имели единственную задачу: с утра до ночи петь осанну местному руководству. Впрочем, таких «ручных медиа» со следующего года уже не останется.

РЕФОРМА С «НО»

В этом году в Украине как раз должен завершиться процесс вывода коммунальных средств массовой информации из собственности местных органов власти и в целом разгосударствление СМИ. В конце этого процесса теоретически у нас должны были бы появиться независимые медиа, в том числе в регионах, благодаря которым, опять же теоретически, можно было бы работать над повышением прозрачности работы местной власти, увеличением уровня инвестпривлекательности региона и бороться за высшее качество жизни.

Государственное телевидение и радио и филиалы экс-УТ1 и УР-1 в регионах, как известно, уже работают как Общественное телерадиовещание. Есть много вопросов к работе этой структуры, но она есть и она работает.

С печатной прессой все намного сложнее. Но, как всегда, есть одно но.

По состоянию на 1 июля реформировались лишь 31% коммунальных и 17% государственных изданий, а это лишь 218 из 746 участников процесса реформирования. 1 января 2019 года реформа завершается. «Те газеты, которые не успеют завершить предусмотренные законом процедуры реформирования до 31 декабря 2018 года, потеряют свои свидетельства о государственной регистрации. Практически это означает, что они будут лишены права в дальнейшем издаваться», — отметил председатель Государственного комитета по вопросам телевидения и радиовещания Олег Наливайко во время пресс-завтрака, который провели 19 июля в Киеве общественные организации, занимающиеся реформой.

Ранее, на июньском заседании коллегии Госкомтелерадио, Олег Наливайко основной причиной медленного хода реформы назвал экономическое положение издательской отрасли. По его мнению, это объясняется мировыми тенденциями, отсутствием собственного производства газетной бумаги (когда-то была сделанная ставка на импорт из России), повышением цен на печать, увеличением тарифов на доставку прессы (за десять лет «Укрпошта» подняла тарифы в девять раз) на фоне крайне плохого качества этой услуги. А в последнее время к последним проблемам прибавилось еще и начало процесса закрытия почтовых отделений в сельских районах.

Эксперты утверждают — время для разгосударствления прессы уже безнадежно упущено. Такую реформу нужно было провести десять лет назад, когда рынок прессы был на подъеме и ведущие издания, в том числе и в регионах, сами искали возможности для разгосударствления. Сегодня отсутствие гарантированного и стабильного бюджетного финансирования большинство редакций просто пугают, и они пытаются тянуть до последнего, либо потому, что сейчас получат хорошее финансирование (говорят, именно поэтому «тормозит» Киев и Закарпатье), либо потому, что вообще и не собираются этим заниматься, потому что не верят в свое независимое будущее и способность удержаться на плаву в нынешней сложной экономической ситуации.

Важно спрогнозировать, сколько изданий действительно исчезнет 1 января 2019 года. Но все эксперты говорят, что речь идет о сотнях региональных газет. Юрист Центра демократии и верховенства правая Екатерина Кулина в начале июля отмечала, что после 2018 года могут не выжить 528 нереформированных изданий.

Наверное, нужно надеяться, что вместо этого на местах будет создано достаточное количество онлайн— СМИ, а филиалы Общественного смогут «закрыть» все вопросы по сбору и распространению местных новостей и без печатной прессы. Если же нет — «безгазетные» территории Украины могут превратиться в ту самую «новостную пустыню».

«ЗАКАЗУХА» И «ДРУГОЕ»

Но даже там, где реформированные издания продолжат свой выход, не стоит ждать «фонтана» новостей и прыжка качества журналистики.

13 августа был обнародован Аналитический отчет мониторинга региональных СМИ за июнь 2018 года Института демократии имени Пилипа Орлика.

Независимые эксперты Института с 11 до 17 июня исследовали контент 32 местных печатных изданий и 32 электронных медиа в 8 регионах Украины: Донецкой, Луганской, Харьковской, Черновицкой, Одесской, Днепропетровской, Житомирской, Львовской областях. Были оценены 1620 материалов в прессе и 2766 публикаций сайтов.

Выяснилось, что жизни местных громад в местных печатных и онлайн-изданиях было посвящено 16,2% текстов. В то же время пятую часть (более 20%) всех публикаций составили материалы на т.н. «другую» тематику — это бытовые советы, развлечения, гороскопы, объявления, иногда литературные произведения.

В региональных печатных изданиях «другое» составляет 26%. Причем, если сравнить количество «другого» год назад и сейчас, то увидим, что оно значительно выросло: если в августе 2017-го объем «развлекательных» материалов составлял 2%, то сейчас это более четверти публикаций.

В онлайн-изданиях преобладают темы криминала и борьбы с ним правоохранительных органов: каждая пятая новость посвящена этой теме — 20,2%. Жизнь местной громады — вторая по освещению тема — привлекает внимание авторов 18,3% материалов.

Шестая часть публикаций в газетах и тринадцатая часть материалов на сайтах, как утверждают авторы мониторинга, обнародованы с нарушением закона и имеют признаки политической и коммерческой заказухи.

Еще один признак местных изданий: склонность подавать новости о работе власти, в том числе местной, с помощью «паркетных» материалов и перепечатки официальных прес-релизов практически без изменений и дополнений. Эксперты Института демократии имени Пилипа Орлика даже заявили о «типичной «болезни» местной журналистики — «прессрелизм».

Нет оснований надеяться, что в ближайшем будущем региональные медиа, которые выживут после реформирования, кардинально изменят свою редакционную политику.

«ВЕСЕЛЫЕ ВРЕМЕНА» ДЛЯ ПРЕССЫ

Некоторые тенденции дальнейшей жизни провинциальных СМИ можно увидеть уже сейчас.

* Количество газет с 1 января 2019 года уменьшится, не исключено, что в разы (1,5?  2? 2,5?..). Следовательно, угроза возникновения в Украине «новостных пустынь» довольно реальная.

* Устоять перед искушением размещения предвыборной «джинсы» не удастся, наверное, ни одной редакции. В следующем году, как неважно спрогнозировать, количество «заказух» в медиа вырастет в разы — приближаются выборы, и, как говорят, основные контракты с предвыборными штабами на «информационную поддержку» уже подписаны. Ждем засилия «веерных» размещений и «разгона месседжей»

* Пока реформированные региональные медиа будут искать форматы для освещения деятельности органов местной власти по стандартам журналистики и продолжать размещение нудных пресс-релизов от пресс-служб, жители провинции будут наслаждаться на страницах газет бытовыми советами, гороскопами, изучать объявления, иногда читать рассказ, а в интернете просматривать криминальные новости.

Когда все эти тенденции «заработают» на полную, можно будет пригласить в Украину исследователей, в частности из Соединенных Штатов, чтобы они изучили на нашем материале, как присутствие медиа в регионе положительно влияет на прозрачность работы местной власти и качество самоуправления, на осведомленность людей о жизни в своем населенном пункте и на уровень заинтересованности инвесторов.

(Почему-то подумалось — не перевернем ли мы своей журналистикой представления западных экспертов о роли и месте СМИ в жизни общества? Хотя вряд ли: они же точно читали «Журналистику в Теннесси» Марка Твена, следовательно, ничему не должны удивляться).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать