Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бойтесь пирожков с котятами

Как защитить себя от манипуляций и пропаганды в соцсетях
15 февраля, 12:47

Этот год для украинцев, которые являются аудиторией средств массовой информации и пользователями социальных сетей, — самый сложный с точки зрения нашествия агитации, пропаганды, контрпропаганды, дезинформации, фейков и манипуляций.

Во-первых, Украина остается в сфере действия российских информационных спецопераций, которые являются частью гибридной агрессии РФ.

Во-вторых, в связи с выборами президента и парламента в течение одного года, медиаполе перенасыщено предвыборным пиаром, компроматом и просто банальной рекламой. Эти ингредиенты создают концентрированный информационный бульон, и в этой питательной среде быстро размножаются вредные нарративы и «мыслевирусы».

В итоге мы получаем токсичное медиапространство, которое к тому же в условиях тотального проникновения информационных технологий окружает нас с утра до ночи, атакуя не так, как раньше — из газетных страниц, радиоприемников и экранов телевизоров, но и со смартфонов и гаджетов, в которых загруженные приложения социальных сетей.

FACEBOOK ВПЕРЕДИ

Еще год назад четверть жителей Украины — 24% — получали информацию из социальных сетей. Это — данные опроса, который проводился Киевским международным институтом социологии в феврале 2018 года по заказ ОО «Детектор медиа». Сейчас этот показатель точно не меньше.

Наиболее популярной в Украине соцсетью — с точки зрения распространения информационного контента — считают Facebook. По состоянию на декабрь 2018-го уже 30,95% (13 млн) украинцев пользовалось FB. За 5 лет (с марта 2014 года) рост составил +9,8 млн (+306,2%). В 4 квартале 2018 года количество Facebook-пользователей в Украине выросло на 1 млн — по этому показателю Украина занимает 3 место в мире, уступив только Индии и Филиппинам. (Данные исследования агентства PlusOne).

Хотя по всем данным телевидение остается источником информации №1, социальные сети, в первую очередь FB, на этих выборах очевидно сыграют очень существенную роль.

Как именно соцсети влияют на общественное мнение?

МАКЕДОНСКИЙ КЛОНДАЙК ФЕЙКОВ

Классикой жанра является опыт последних американских выборов.

Один кейс является наиболее интересным — это создание целой индустрии генерации и распространения фейковых новостей «на аутсорсинге», то есть вообще за пределами США.

Сотни англоязычных, работающих на американскую аудиторию сайтов с фейковыми или манипулятивными статьями, тысячи фейковых аккаунтов и десятки «групп» в социальных сетях для распространения такого типа публикаций были созданы во время президентской кампании в США 2016 года... в Македонии. Их работа была направлена на поддержку кандидатуры Дональда Трампа.

«Столицей фейков» был македонский город Велес с населением около 50 тыс. человек.

В декабре 2016 года СМИ цитировали мэра этого городка, который с гордостью говорил о местных Интернет-ресурсах, которые помогли победить Трампу на выборах: «Никто не может знать этого наверняка, но приятно думать, что мы могли изменить ход истории США».

Сначала медиа писали о феномене Велеса как об успешном бизнес-проекте молодых македонских программистов, которым удалось заработать достаточно большие деньги на монетизации «желтых» заглавий и вымышленных сенсаций, несмотря на то, что они совершенно не разбирались ни в политике, ни в журналистике. Однако позже совместное расследование BuzzFeed News, международного консорциума Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) и Investigative Reporting Lab Macedonia показало, что явление, которое сначала было представлено как «технологический клондайк в балканской глубинке», могло быть хорошо продуманным, профессионально реализованным проектом, который руководился из единого центра (за пределами Македонии).

По данным расследователей, по крайней мере, один участник т.н. российской «фабрики троллей», которого специальный прокурор Роберт Мюллер обвинил в возможном вмешательстве в американские выборы, побывал в Македонии незадолго до того, как там был зарегистрирован первый сайт, который специализируется на «политических новостях» из США.

Официальное расследование относительно работы македонской «фабрики фейков» во время избирательной кампании Трампа все еще не завершено. Между тем, The Times недавно сообщила о фальшивом сайте BBC, который публикует статьи, что занимается продвижением нынешнего американского президента и его идей. По данным издания, этот проект существует несколько месяцев и, скорее всего, снова таки связан с Македонией (которая сейчас уже Северная Македония). То есть индустрия продуцирования фейков и последующая раскрутка через социальные сети, которая показала свою эффективность, продолжает свою работу.

«КЕМБРИДЖСКИЕ АНАЛИТИКИ»

Конечно, российские спецслужбы или украинские политтехнологи не будут обращаться к македонцам, чтобы реализовать проект «украинского Велеса». У нас и отечественных кадров для запуска и раскрутки такой индустрии более чем достаточно.

Когда-то еще будут сделаны поствыборные мониторинги и аналитика, но то, что маховик влияния на общественное мнение уже работает в полную силу, думается, уже почувствовали на себе все пользователи социальных сетей.

Как еще, кроме продвижения таблоидного контента, могут влиять на избирателей в соцсетях? Здесь стоит вспомнить еще один кейс, тоже американский.

Некоторое время назад стало известно, что избирательный штаб Дональда Трампа во время кампании в США 2016 года использовал услуги компании Cambridge Analytica, которая специализировалась на анализе данных пользователей социальных сетей и целевой рекламе для корпоративных и политических заказчиков. Сообщается, что штаб Трампа в 2016 году заплатил Cambridge Analytica около 6 миллионов долларов за ее услуги во время избирательной кампании.

Как работали «кембриджские аналитики»? Представители компании утверждали, что могут разрабатывать психологические профили потребителей и избирателей в разных странах и использовать эти сведения для эффективного влияния.

Впоследствии стало известно, как им это удалось реализовать на практике.

Выяснилось, что Cambridge Analytica скрыто собрала (купила базу у псевдоисследователя, который собрал сведения о пользователях FB с помощью тестов-ловушек) и использовала данные 87 миллионов пользователей Facebook для создания «персональной рекламы». Очень тонко, адресно настроены рекламные и пропагандистские кампании, безусловно, по определению намного более действенны, чем традиционные методы продвижения продуктов или политиков.

Сейчас ничего не известно о работе структур, подобных Cambridge Analytica, на украинских выборах. Впрочем, британское издание Financial Times в свое время утверждало, что компания собирается возродиться под другой вывеской, так что не факт, что нас не ожидают сенсационные разоблачения в 2020 году, после завершения президентской и парламентской избирательных кампаний.

СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Теперь неотложный практический вопрос — как защититься от информационно-дезинформационного цунами, от фейков и от «индивидуально настроенных» коммуникационных кампаний?

Ответ, к сожалению, неутешителен.

Если вы являетесь постоянным пользователем соцсетей и к тому же — живой человек, с эмоциями и чувствами, у вас нет шансов — вы непременно можете попасть под влияние пропаганды и стать жертвой информационных манипуляций.

Когда в 1996 году Конгресс принял закон «о благопристойности коммуникаций», тогдашние социальные сети рассматривались как нейтральные поставщики телекоммуникационных услуг, которые позволяли клиентам взаимодействовать друг с другом. «Но эта модель явно устарела», — констатировал в своей статье, которая напечатана в «Дне» от 25 января 2019 г., Джозеф Най, профессор Гарвардского университета.

Итак, на сегодняшний день лекарств от токсичного «бульона» с фейками, дезинформацией, манипуляцией и пропагандой, нет. Но можно заняться профилактикой.

Первое, что нужно сделать — не пользоваться сомнительными источниками информации (не покупать условные «пирожки» у «уличных торговцев»).

Второе — не репостить материалы без проверки или хотя бы спокойного детального изучения и анализа текста сообщения.

Третье — пытаться воспринимать политические новости как можно менее эмоционально. Причем не имеет значения, о позитивных или негативных эмоциях идет речь — даже с помощью котиков в ваше сознание могут забросить нужный заказчику «мыслевирус» или пропагандистский  штамп.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать