Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что они смотрят, когда мы спим

27 июля, 00:00
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

В иерархии приоритетов украинского телевидения эротика, вампиры и культура находятся на одной ступени. Именно эти категории составляют основную сетку вещания украинских телеканалов ночью. Не учитывая, конечно, повторов бесконечных телесериалов. При этом постепенно познавательные передачи и хорошее кино отодвигаются все дальше и дальше в ночь. Ну как, скажите, смотреть в 4.25 «Документ+» или «Аргумент кино» после полуночи с воскресенья на понедельник? Тем временем адресуются эти программы якобы «современным, образованным и неравнодушным украинцам». Простите, но до такого времени не «доживают» даже самые неравнодушные.

Согласно утверждениям социологов, ночных зрителей можно разделить на три группы. Первая — это люди, свободные в профессии, и молодая аудитория — до 40 лет, активная ночью. Вторая группа — это работающие ночью, но не слишком напряженно: вахтеры, охранники, телефонистки, дежурные врачи, милиционеры. Это люди всех возрастов и социальных групп. Они ориентированы на спокойные программы, хороший фильм, музыку, беседу с известным ведущим. Третья группа — самая сложная. Это интеллектуалы: аспиранты, преподаватели вузов, журналисты, интеллигенты на пенсии и так далее. Эти люди — наиболее активная часть аудитории, они звонят по телефону в студию, присылают вопросы. Но, по нашему мнению, можно отметить еще одну весомую часть аудитории — тех, кто не может спать в силу каких-либо неблагоприятных причин.

Помнится, когда-то на одном из отечественных телеканалов в новостях бравурно рассказывали о том, как в ближайшее время изменится канал. К суперизменениям причисляли беспрецедентную сетку ночного вещания, разработанную согласно исследованиям ученых и в основном рассчитанную на людей с расстройствами психики, которые не могут спать ночью. Такое заявление было сделано еще несколько лет назад, но качественного ночного телевидения пока что нет. Разве что секс, ощущения страха и примитивные сериалы оказывают терапевтическое воздействие. Вряд ли.

Ночное телевидение можно назвать достаточно перспективным. Сейчас телевизионщики утверждают, что традиционные рамки прайм-тайма расширились. Кроме классического (с 19.00 до 23.00) появился еще и ночной прайм- тайм — с 0.00 до 3.00. Именно в это время, как утверждают специалисты, должны появляться программы разговорного жанра, рассчитанные как раз на тех, кто ощущает беспокойство. Телезрители должны иметь возможность приобщиться к беседе, высказаться так, как они это не в состоянии сделать днем. Ведь для многих голубой экран — единственный собеседник.

Тем временем почти все программы и фильмы, демонстрируемые в ночное время на отечественном телевидении, призваны просто заполнить эфир. Менеджменты каналов не хотят расходоваться на покупку качественных программ и фильмов или производство собственных. Поэтому ночные эфиры превращаются в свалку, где в тридцатый раз «крутят» «Ментов» или дублируют вечерние новости. И только время от времени попадается не полова.

В памяти всплывает ситуация с программой «Первая экспедиция», выходившей на «Интере». Одну из немногих интеллектуальных передач на нашем телевидении и единственную такую на «Интере» в начале года просто тихо прикрыли. Низкие рейтинги, убыточность, и в конечном счете контракт канала с производителем программы закончился... Вот и все. Сейчас из интересного на «Интере» разве что «Живой звук», демонстрирующий концерты мировых музыкальных звезд. И выходит он, естественно, ночью — в 2.40.

Таким образом, размещение телепродукта в сетке вещания становится красноречивым свидетельством его качества. Чем ближе к прайм-тайму — тем хуже качество, чем глубже в ночь... также ничего хорошего, только несколько качественных передач. Из нас выращивают сомнамбул.

У ночного телевидения проблема формата. Что лучше всего показывать ночью? Какие форматы наиболее удачны для этого времени суток? Это сложные вопросы, которые в пределах отечественного телевидения не находят своего разрешения. Потому что никто, собственно говоря, и не пытается. Но телевизионщикам стоит задуматься, что ночное ТВ можно рассматривать как рекламную «целину». Ее уже начали осваивать, хотя, после новых поправок к рекламному законодательству, в основном водочными напитками.

Есть в пространствах ночного ТВ и свои легенды. Еще с 90-х выходит на телеканале «1+1» программа «Аргумент кино». Среди бурных процессов коммерциализации ей все- таки удалось выжить.

Владимир ВОЙТЕНКО, автор и ведущий программы «Аргумент кино»:

— Я удивляюсь, что «Аргумент кино» и поныне выходит на общенациональном большом коммерческом канале. Все начиналось еще в 90- х. Когда программа только появилась на «1+1», было совсем другое телевидение, не было такого количества каналов, и не было между коммерческими каналами такого соревнования за рекламодателя. То, что «Аргумент кино» до сих пор есть на «1+1», хоть и в такое темное время, это, на мой взгляд, свидетельствует о культурном и киносентименте, который есть у руководства канала, потому что это люди, пришедшие из кинематографа. «1+1» — это неспециализированный коммерческий канал, главной задачей которого является прибыль. По природе своей он оперирует большими цифрами. А наша программа не сможет конкурировать, если, например, «Интер» в это время поставит уголовный сериал. С 1999 года, когда «Аргумент кино» еще выходил в 23.00, телевидение действительно очень изменилось. И большие телеканалы, к которым принадлежат прежде всего «1+1» и «Интер», становятся чем дальше, тем универсальнее, то бишь более среднестатистическими. Они ориентируются на проекты, которые могут заинтересовать как можно более широкий сегмент публики. Понятно, что автоматически отпадают интеллектуальные программы. Хотя на самом деле такое кино, которое освещается в программе «Аргумент кино», есть на всех каналах, просто оно распылено.

Понятно, что время выхода программы никого не удовлетворяет, но нужно понимать, что здесь сложно упрекать телеканал. Ведь скорее всего «Аргумент кино» должен был бы выходить, во-первых, в нормальное время — очень часто мне жалуются, что досмотреть фильм обычно очень тяжело. А во-вторых, как и везде в мире, подобные программы должны выходить на каналах общественного телевидения, функционирующих иначе, чем коммерческий канал, либо же на небольших нишевых специализированных коммерческих каналах. Здесь прежде всего нужно говорить о необходимости создания общественного телевидения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать