Перейти к основному содержанию

«Чтобы действительно считать себя украинцем, нужно иметь за спиной крепость, а такая крепость состоит из рода»

В Острожской академии состоялся премьерный показ фильма известного украинского режиссера Василия Витра «Богдан Хмельницкий»
13 мая, 20:05

Первое, что необходимо для того, чтобы сделать что-то важное и объединить вокруг себя других, — это желание. Такое желание было у Василия Витра, когда он работал над фильмом «Богдан Хмельницкий», и у Ларисы Ившиной, которая не только открыла талант украинского режиссера для себя, но и показала его другим на страницах газеты «День». Было такое желание у руководства и студентов Острожской академии, которые оказались готовыми не только посмотреть фильм, но и осмыслить его. Возможно, именно поэтому после Киева и Львова 11 мая острожане первыми посмотрели творческий продукт режиссера и сценариста Василия Витра и студии «ВІАТЕЛ» (директор Галина Криворчук) фильм «Богдан Хмельницкий».

— Когда я посмотрела фильм на его презентации в Киеве, у меня сразу возникла идея пригласить режиссера Василия Витра и генерального продюсера проекта «Игра судьбы» Галину Криворчук с презентацией фильма в Острожскую академию, — рассказала перед началом презентации, представляя гостей, инициатор встречи, главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — И я счастлива, что они откликнулись на эту идею. Ведь Острожская академия является тем местом, где особенно нужен серьезный продукт и где есть подготовленный зритель. Потому что фильмы студии «ВІАТЕЛ» прививают новый вкус к прочтению и переосмыслению украинской истории. И, возможно, именно в Остроге творцы этих фильмов найдут новые перспективы для своего сериала.

Действительно, обмен брендами стал общей хорошей традицией газеты «День» и Острожской академии. Имя Ларисы Ившиной ассоциируют с Острожской академией, а первого проректора университета Петра Кралюка уже давно знают как прекрасного автора газеты «День». И такой обмен дает результаты, так как он сплачает людей, объединяет их интеллектуальный потенциал и создает новый качественный продукт.

После показа фильма «Богдан Хмельницкий», отвечая на один из вопросов студентов, Василий Витер сказал, что хочет снять ленту о князьях Острожских. К слову, идею о таком фильме давно озвучили Игорь Пасичник и Лариса Ившина. А 2010 год, как известно нашим постоянным читателям, объявлен Годом князя Константина Острожского — выдающейся, но мало известной современникам фигуры украинского позднего средневековья.

Неизменной особенностью Острожской академии является то, что встречи студентов с талантливыми современниками всегда перерастают в динамичное общение. На этот раз молодые люди не только задали Василию Витру вопросы, которые возникли у них после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», но и рассказали о своих впечатлениях о фильме.

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЖАЛЕТЬ ВРЕМЕНИ ДЛЯ СВОЕЙ ИСТОРИИ

Алиса ГОРДИЙЧУК, студентка: —Мы привыкли воспринимать Богдана Хмельницкого очень стереотипно. Значительная часть представлений о нем была навязана советской историографией. Ваш фильм разрушает многие стереотипы в восприятии этой личности, например, вы один из немногих показываете, что жизнь Хмельницкого все-таки закончилась поражением. Но, вместе с тем, это нисколько не уменьшает величия и важности этой фигуры, скорее наоборот, способствует более глубокому ее пониманию. Помимо Хмельницкого большинство выдающихся украинских личностей были противоречивыми и неоднозначными. Как вы считаете, сколько еще таких фильмов нужно снять, чтобы дать обществу толчок не только к переосмыслению одной исторической фигуры, а к изменению подходов к пониманию нашей истории в целом?

Василий ВИТЕР: — Если говорить о том, сколько фильмов я еще собираюсь снимать, то, переводя на практический язык, мне нужно прожить приблизительно 780 лет. И это касается только сериала «Игра судьбы». А сколько фильмов, которые рассказывали бы о наших героях, о нашей истории нужно для Украины? Ввиду кризисного времени, в котором мы живем, ежегодно необходимо снимать около 150 фильмов хронометражем не менее часа. Тогда мы каким-то образом получим информацию, услышим имена, жизненные истории, познакомимся с кругом общения, семьей наших героев. Ведь сейчас, чтобы действительно считать себя украинцем, нужно иметь за спиной крепость, а такая крепость состоит из рода. И род — это не просто имена предков, это целые истории из жизни многих людей, это лица, это семейная символика. Кстати, если говорить о том же Богдане Хмельницком и хорошо углубиться в его время, то я уверен, что каждый из вас найдет какую-то свою веточку и поймет, что за вами стоит.

Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант: — Ваш фильм «Богдан Хмельницкий» стал свидетельством того, что украинское кино и кино документальное, во-первых, может быть интересным зрителю, а во-вторых, может поднимать важные общественные проблемы. Есть ли еще кто-то в Украине, кто снимает такие фильмы, непосредственно вы воспитываете ли себе последователей? Ведь, во-первых, художественная связь поколений от Леся Курбаса до вас не может и не должна прерываться, а, во-вторых, такого интеллектуального украинского кинопродукта должно становиться все больше?

В. В.: — У меня есть два курса в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. Это курсы телережиссеров — пятый, где учится 8 человек, и первый, где учится 18 студентов. Это штучный товар, ведь учеба предполагает очень много индивидуальных занятий. Я стараюсь, чтобы эти молодые люди были воспитаны так, чтобы по окончании они хотели снимать украинское кино. Потому что есть примеры выпускных курсов, из которых в украинском кино, к величайшему сожалению, не работает никто. Работают в российском, даже в турецком. На сегодняшний день существует неутешительная картина, хотя студии, подобные нашей, еще в Украине есть. На фильмы, которые снимает наша студия, государство средств не выделяет. Мы делаем очень простую вещь — закладываем свое имущество, например, автомобиль, на котором я приехал, берем кредит в банке, приобщаем талантливых людей — операторов, сценаристов, звукооператоров — а за талант нужно платить — и снимаем кино. На сегодняшний день в таком формате. Это не значит, что я не мог бы снимать игровые фильмы, я снимал и такие, подбирал хороших актеров. Может, когда-то я подарю вам свой фильм, который называется «Дальше полета стрелы».

ЛЮБИТЬ И ЦЕНИТЬ СВОЕ — ЭТО НОРМА ЖИЗНИ, А НЕ ПОДВИГ

Тарас ДОВГАЛЮК, студент: — Вы сняли довольно продуктивный фильм, но все-таки хотелось бы спросить, почему вы выбрали именно такой формат — рассказ с показом портретов, ведь динамическая съемка несет в себе большую эмоциональную нагрузку?

В. В.: — Вы задали хороший и профессиональный вопрос. Но ответ будет очень коротким. Я никогда не объявляю перед публикой стоимость фильма, но в этот раз скажу. Это около миллиона гривен. А на динамическую съемку нужно около 50 миллионов долларов. Вот вы еще не видели фильм Никиты Михалкова. Я его посмотрел ради любопытства, чтобы оценить с профессиональной точки зрения, и понял, что 50 миллионов будто потрачено, но для чего? Ныне проходит своеобразная борьба: кто кому больше навяжет свою историю. Российская Федерация навязывает нам свою историю, как она ее видит. Украинцы уже потеряли такую тему, как Тарас Бульба. Пока мы сравнивали сценарии, они сняли такой фильм, который им нужно. Наш киевский зритель посмеется над этим фильмом. Лично я скажу, что фильм с точки зрения материальной культуры, абсолютно неправдивый. Помните, как в этом фильме изображена Запорожская Сечь? Там в основном сидят старые деды, нищие. Могли ли бы такие деды побеждать лучшую армию тогдашней Европы — армию Речи Посполитой или лучшую армию Азии — армию Оттоманской Порты? На Сечи до 30 лет вообще немногие доживали. Это первое несчастье этого фильма. Другое несчастье этого фильма в том, что в действительности казаки, которые заканчивали и Острожскую академию, и учились по всей Европе, были стильными людьми, казаком быть было модно, а казацкая шляхта одевалась не хуже, чем шляхта польская. И где это все в фильме? Украинство поселено в рубленые хаты. Посмотрите зарисовки Левобережной Украины Боплана — там одни каменные дома стоят. Следовательно, видим неправду в материальной культуре, которая навязывает нам неправдивое виденье себя.

Виктория СКУБА, магистрантка: — После презентации фильма в Киеве в прессе, в частности в газете «День», встречались мнения о том, что на ошибках Хмельницкого нужно учиться нашим современникам. И это правда. Но, вместе с тем, ваш фильм, возможно, благодаря новаторскому подходу к раскрытию образа государственных деятелей через призму их личностных переживаний акцентирует внимание все же на величии этой личности, а не на просчетах. Мы часто критикуем своих героев, рассматриваем поражения на фоне побед — вместо того, чтобы ценить победы на фоне поражений. Поэтому важность вашего фильма еще и в том, что он создает качественный национальный миф, заставляющий ценить себя и свою страну. Не хотите ли вы в контексте создания гордого национального мифа следующий свой фильм снять о некоронованном короле земель русских князе Василии-Константине Острожском, который неотъемлемо связан с историей Острожской академии?

В. В.: — После сегодняшнего дня хочу. Хочу и откровенно говорю, что у нас имя князя Острожского входило если не в первые десять имен, то в 15 точно. И мы никак не могли подобраться к этой личности. Где-то находилась какая-то копейка, и нужно было ехать на съемки. Богдан Хмельницкий у нас уже 50-й герой. Но это все из-за того, что я просто не был в Остроге. Я впервые в жизни приехал в Острог. Передо мной открылось какое-то чудо. Правда. Мы ехали по каким-то глухим селам, и вдруг — Европа. Этим действительно необходимо серьезно заняться. Нужно обдумать какую-то сюжетную линию. У нас уже сложилась определенная форма подачи информации, потому что за пять лет бренд «Игра судьбы» уже знают в Украине. «5 канал» показывает эти небольшие фильмы, как результат — их кто-то видит, следит за проектом. Вот так за эти годы материал и накапливается. Почему это важно? Наш украинский кинопрокат полностью потерян. Сейчас есть прокат американских и российских дистрибьюторов. Даже если наш фильм захочет увидеть зритель, он в наши украинские кинотеатры не попадет. И потому для нас важно иметь таких зрителей, как вы. Сами понимаете, что студия «ВІАТЕЛ» всего не потянет. Дай Бог нам еще здоровья, сил и главное — желания снять эти фильмы. Показывать — это уже другое дело. Я очень надеюсь на вас в том смысле, что даже такое кино не оставило вас равнодушными, что потребность в этом есть. На самом деле надеюсь на молодежь, потому что старшее поколение, к величайшему сожалению, останется таким, какое есть. А какими вы будете? Это важно знать. И я хотел бы в своих ощущениях получить ответ на вопрос, нужно ли вам украинское кино. Я знаю, что оно нужно. А тогда уже можно разрабатывать модели, формы. На государство не стоит надеяться, но во всем мире существует очень простая формула. Я, кинопроизводитель, беру кредит в банке, вкладываю эти деньги в кино, снимаю его и иду к зрителю. А зритель платит деньги за билеты. И если этот фильм окупает себя, то я возвращаю долг и снимаю следующий фильм. Так делается кино. Теперь подумайте о себе. Вы кредитуете американские и российские фильмы. А мы, понимая такое положение вещей, начинаем искать другие способы. Слава Богу, у нас появились партнеры. Казалось бы, неожиданные. Газета «День» додумалась до простой вещи — публиковать еженедельно анонс о том, что на «5 канале» идет сериал «Игра судьбы», а количество зрителей увеличилось в несколько раз. Придумана такая простая жизненная формула — помочь друг другу. Во Львове уже хотят купить билеты на наш фильм. Этот механизм просто нужно запустить, и необходимо иметь желание сделать это.

Иван ТОПИШКО, преподаватель: — При просмотре этого фильма мне постоянно приходила в голову мысль, что история нас учит не тому, что мы должны делать, она нас учит тому, чего мы не должны делать. С этой точки зрения фильм, безусловно, актуален. Но не считаете ли вы, что в фильмах такого рода нужно усиливать сюжетную линию народности?

В.В.: — Проект «Игра судьбы» существует в двух вариантах: таком, как вы видели, и телевизионном — десять небольших фильмов по 15— 18 минут. Когда мы создавали презентационный вариант, сначала думали сшить эти короткие фильмы, но в результате его длительность была бы больше трех часов. Тогда мы стали делать другую драматургию. В телеверсии шире освещены бунты, народное положение, церковные дела, когда православный не мог зайти в церковь, потому что поляки сдавали православные церкви в аренду евреям. В презентационной версии мы сделали ударение на частной жизни Богдана, на том, что малоизвестно, — на любви. Здесь я абсолютно солидарен с Линой Костенко: единственное, что может нас спасти, это любовь. Ваш ректор сегодня рассказал мне, что когда он согласился на должность ректора Острожской академии, которая тогда лежала в руинах, над ним шутили, что он не в своем уме. Я тоже не в своем уме, потому что верю в любовь и в то, что любовь все преодолеет.

КОММЕНТАРИИ

Татьяна КУЧЕРУК, студентка специальности «Литературное творчество»:

— Приятно, что, учась в Острожской академии, я имею возможность посещать такие встречи с выдающимися украинцами и непосредственно с ними общаться. Для меня, как для молодого человека, это чрезвычайно важно, ведь это дает возможность сформировать здоровые и крепкие ценностные ориентиры в жизни. Поскольку я интересуюсь современным кинематографом, то бесспорно приезд Василия Витра стал для меня важным событием. Это очень открытый для общения с молодежью человек, несмотря на свои знания и статус. Что же касается фильма «Богдан Хмельницкий», то, выходя из зала, где его демонстрировали, я чувствовала гордость за то, что в истории МОЕГО народа есть такие личности. Малый актерский состав, обыгрывание репродукций картин и голос за кадром порождают в середине зрителя напряжение и динамику, которую я переживала на протяжении всего фильма. Передо мной явился Хмельницкий не просто как выдающийся политический деятель, а как чрезвычайно сильная личность со своими сильными сторонами и внутренними драмами. По-моему, его биография еще нуждается в переосмыслении украинским народом. Очевидно, что Василий Витер и его творческий коллектив своей работой ставит перед собой сложную, но такую важную для нашего общества задачу — создать крепкий миф украинской истории. И продукт такого качества побуждает меня сказать: я горжусь историей своей страны и хочу жить здесь.

Анна КОЗАЧЕНКО, студентка специальности «Документоведение и информационная деятельность»:

— Прежде всего хотелось бы поблагодарить Ларису Алексеевну, не без участия которой Острожская академия стала третьим местом, где презентовали фильм Василия Витра «Богдан Хмельницкий». Раньше я была твердо убеждена, что документальный фильм, который продолжается свыше двух часов, — это слишком. Если форма подачи материала будет такой же неординарной и новаторской, как у Василия Петровича, то дополнительное время — лишь в радость. Лично мне фильм «Богдан Хмельницкий» очень понравился. Потому что, как по мне, он является синтезом свежего авторского взгляда, результата аналитической проработки большого массива источников и литературы, и, самое главное, метко выбранной точки зрения. Режиссер фильма показал человека, мужа, отца и только в контексте этого — авторитетного рыцаря, выдающегося полководца. Как ни трактуй, однако большинство мировых конфликтов, переворотов, войн и достижений происходят из-за собственных амбиций, любви, личных симпатий или неприязни. А об этом история любит умалчивать. Однако Василий Петрович ставит их на первый план, подавая, таким образом, гетманство Хмельницкого через призму реальной жизни реального человека. Думаю, никто не будет отрицать, что историей интересуется меньшинство. Почему? Потому что достаточно часто ее подают как подборку сухих фактов, иногда с патетическим привкусом. А что интересует среднестатистического человека? То, что непосредственно касается его жизни. В герое Богдане Василия Витра зритель может найти себя, понять, что проблемы и опасения имеют место в жизни каждого человека. Однако иногда они получают разную степень важности.

Юлия ЯРУЧИК, студентка специальности «Литературное творчество»:

— Кино — самое массовое из искусств. Однако заметить массовость качественного украинского кино в последнее время становится все сложнее. Даже более того — некоторые вещи давно потеряли свой художественный характер, хотя по праву им надлежит исполнять незаурядную роль в обществе. Студентам Острожской академии очень повезло. Ведь они имели возможность посмотреть непревзойденную киноленту Василия Витра. Это действительно тот фильм, который бы мог служить шаблоном для будущего отечественного кино. «Богдан Хмельницкий» заставил каждого не только вспомнить страницы нашей истории, но и понять, почему происходило так, а не иначе. Большинство документальных фильмов просто констатируют определенные факты, а этот — заставляет думать, переживать, увлекаться. Фильм выполнил функции не только созерцания и наслаждения (это было бы деградацией). Он поднял на высшую ступень, не побоюсь сказать, национальное сознание каждого. Так как прошлое — это то, без чего мы не можем шагать в будущее. Поэтому всем, а особенно молодежи, следует больше времени уделять истории и личностям, которые ее творили. Иначе мы станем маргиналами.

СПРАВКА «Дня»

Студия «ВІАТЕЛ» основана в 1994 году известным украинским кинорежиссером Василием Витром.

С момента основания студией «ВІАТЕЛ» создано более 125 фильмов. Одним из наиболее продолжительных кинопроектов студии стала отснятая на кинопленке кинотрилогия о возрождении храмов: «Михайловский Златоверхий», «Успенский собор», «Владимирский собор в Херсонесе». Эти фильмы снимались с 1997-го по 2005 годы методом кинонаблюдения и стали первыми в истории украинского кинематографа кинолентами, созданными в формате Dolby digital (2001—2005 гг.) и на новых носителях DVD (2001 год).

В 2003 году студия «ВІАТЕЛ» зарегистрирована также как издательство «ВІАТЕЛ», выпустившее книгу-фотоальбом «Слово о Михайловском Златоверхом». С этого же года издается периодический каталог фильмопроизводства «Континент фильма», а с 2007 года — его версия на веб-сайте www.continentfilmu.com.

В 2005 году студия «ВІАТЕЛ» начала снимать сериал документальных короткометражных фильмов «Игра судьбы» (веб-сайт www.hradoli.com). К концу 2009 года снято 79 фильмов.

В 2008 году совместно с Государственной службой кинематографии Министерства культуры и туризма Украины создан полнометражный документальный фильм «Михайловский Златоверхий монастырь. 900 лет». В том же году при студии «ВІАТЕЛ» основано творческое объединение «Ательє 9», которое создали студенты телережиссерского курса КНУТКТ им. Карпенко-Карого. Они начали два телевизионных цикла: «Вернисаж» и «Киев инкогнито».

Фильмы студии «ВІАТЕЛ» были представлены на многочисленных международных выставках, научных конференциях, среди которых «ЭКСПО-2000» в Ганновере, а также в Литве, на Мальте, в Германии, Польше, во Франции, Италии, Македонии и других странах мира. Фотоальбом «Слово о Михайловском Златоверхом» был представлен в экспозиции украинской книги на Всемирной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.

Фильмы студии «ВІАТЕЛ» принимали участие и отмечены наградами на всеукраинских и международных фестивалях, среди которых «Вітер мандрів», «Відкрий Україну», «Кінолітопис», «Молодість», «Пролог», а также на фестивале документальных фильмов «ТОURFILM-2000» в Карловых Варах. Фильмы студии «ВІАТЕЛ» демонстрировались на украинских общенациональных и региональных телеканалах, в том числе посредством спутника за пределами Украины. Всего — на 25 телеканалах Украины и мира.

За последние несколько лет студия «ВІАТЕЛ» провела более 40 презентационных и премьерных показов своих фильмов в кинотеатрах и культурных центрах в Киеве, Хмельницком, Чернигове, Львове, Черкассах, Харькове, Белой Церкви, Прилуках, Чернобае, Партените, Ялте.

Партнером презентаций фильма «Богдан Хмельницкий» в городах Украины стали газета «День» и «5 канал».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать