Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Фейки за партами

или Почему учителей пугает телевидение
27 марта, 2021 - 19:56

«Прочитал аргументы противников вакцинации от Covid-19 и обнаружил шокирующую правду, которую скрывает от нас власть, — в Украине тупо не работает школьное образование». Об этом написал на днях в своем «Фейсбук» господин Владимир Гевко из Тернополя.

С точки зрения формирования общественного мнения, условные «школьные знания» создают фундамент, на котором потом строятся представления о мире, который люди черпают из медиа, — и традиционных, и новых. И если в голове у человека еще со школы вместо объективной картины современного мира смесь «белых пятен» и устаревших сведений, то и новости он будет воспринимать через эту призму своих неполных и несовременных представлений. Следствием становится доверие к ненаучным утверждениям, фейковым сообщениям, популистским лозунгам.

Недостаточный уровень среднего образования действительно можно считать ключевой причиной сползания страны в пропасть невежества — в том числе, и вопросах медицины. Но усиливает эффект некачественного образования вторая по значимости причина — то, что в Украине «тупо не работает» образовательная функция средств массовой информации. И даже хуже — СМИ нередко сами или занимаются пропагандой банальных глупостей, или же продвигают откровенно деструктивные месседжи — и по поводу вакцин и вакцинации также.

Эта сложная и устаревшая проблема ярко проявилась во время пандемии.

С одной стороны, украинцы годами очень недоверчиво относились к любым вакцинам. С другой, у нас неоднократно власть «ловили» на махинациях с медицинскими препаратами. Соответственно, нынешняя кампания по вакцинации, которая априори должна была быть проблемной из-за ее масштаба и задекларированной скорости, была обречена на невосприятие значительной частью украинского общества. В условиях политического противостояния внутри страны, пропагандистских атак со стороны пророссийских медиа и не надлежащего уровня правительственных коммуникаций эти объективные причины усилились.

В результате, кроме проблем с закупкой и поставкой вакцин, имеем одновременно проблему и с доверием к имеющемуся в Украине препарату для прививок (хотя, очевидно, в наших условиях никакая другая вакцина также не получила бы 100% одобрения общества). То есть, даже если власть вдруг доставит в страну 40 млн доз, даже если она организует эффективную кампанию по вакцинации, далеко не все украинцы заявят о своем желании прийти и сделать прививку.

Лишь треть — 33,4% населения Украины готовы сделать прививку против коронавируса в ближайшие месяцы, 60,7% — не готовы, 5,9% — колеблются («трудно сказать»). Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования «Отношение украинцев к вакцинации и возможному карантину, март 2021 года» Киевского международного института социологии (КМИС). 54% из тех, кто не готов вакцинироваться,  сомневаются в вакцине.

Опросы проводили 10-12 марта методом CATI (телефонные интервью с использованием компьютера) на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров среди 2 014 респондентов старше 18 лет со всех регионов Украины, кроме временно неподконтрольных. Статистическая погрешность не превышает 2,4% для показателей, близких до 50% и 1,1%, — для показателей, близких до 5%).

Можно посмотреть не только на количественные показатели, но и на содержательные маркеры.

Буквально на днях «Новая украинская школа» собрала мнения школьных педагогов о вакцинации — 1165 педагогов заполнили специальную анкету. Выборка не может считаться репрезентативной, а результаты не являются исследованием. Однако, по мнению авторов исследования, им удалось «уловить» общее отношение к прививкам от коронавируса.

Следовательно — 57,3% опрошенных не хотят вакцинироваться. На вопрос «Почему?» педагоги отвечали по-разному, но были среди них и такие ответы:

«Вакцина изготовлена с использованием абортивного материала. А это — грех», учитель из Ивано-Франковска.

«Считаю глупостью вакцинироваться против респираторной инфекции, еще бы от насморка прививки выдумали», учитель из Киева.

Директор одного из лицеев Житомирской области, комментируя отказ большинства педагогов от прививок, объясняла: «Учителя растеряны, потому что поток фейковой информации из телеэкрана о плохой вакцине их пугает».

То есть, круг замкнулся: сначала в школе людей не учат критическому мышлению, потом этой особенностью аудитории активно пользуются медиа для создания «хайпа» и повышения рейтинга или для ведения гибридной войны или выяснения политических отношений, на этом фоне даже учителя «пугаются фейков», после этого они ни сами не способны критически мыслить, ни воспитывать критическое мышление у детей...

Конечно, можно и нужно более активно бороться с «антивакцинированием», как и со всей другой дезинформацией в СМИ и в социальных сетях. Но базовой защитой от неправдивых новостей и — как результат — фейковых представлений о мире, в котором мы живем, является все же образование и культура. Потому что если человека со школьной парты приучали к средневековому или конспирологическому взгляду на мир, никакие курсы по медиаграмотности не убедят его в том, что Земля не плоская, миром не правят рептилоиды, а вакцины не являются средством чипирования человечества.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ