«Информационное разоружение»
Для борьбы с российской информационной угрозой эксперты советуют начать
Современный мир является миром противостояния, а не сотрудничества; методы этого противостояния вышли далеко за пределы традиционной политики, дипломатии или обороны и распространяются на другие сферы, в частности — на информационную политику.
Эти тезисы, их развитие и планы действий на их основе можно увидеть в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине РФ и Концепции внешней политики Российской Федерации. И они не просто зафиксированы на бумаге — Россия использует информацию как инструмент доминирования и войны и в повседневной практике.
Об этом шла речь на презентации доклада «Укротить гидру: Как противостоять информационной агрессии Кремля?», которая состоялась две недели назад в Киеве. Главная цель исследования, которое содержит аналитику и рекомендации, — посоветовать, как осуществить системные и эффективные шаги для адекватного ответа на российскую информационную угрозу.
Доклад был подготовлен «Інтерньюз-Україна» при финансовой поддержке Европейского Союза и Международного фонда «Возрождение» в рамках проекта «Общественная синергия» под эгидой Украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. Среди тех, кто готовил рекомендации, — Владимир Ермоленко, директор европейских проектов ОО «Інтерньюз-Україна», главный редактор UkraineWorld.org, журналист Hromadske.ua, Виталий Рыбак, координатор европейских проектов в ОО «Інтерньюз-Україна», аналитик UkraineWorld.org, Татьяна Попова, экс-заместитель министра информационной политики Украины, в настоящее время эксперт по стратегическим коммуникациям ОО «Информационная безопасность», Екатерина Крук, аналитик European Values Kremlin Watch и StopFake Роман Шутов, советник Фонда поддержки креативного контента Игорь Соловей, руководитель международного отдела медиапортала LB.ua.
Авторы презентованного доклада о борьбе с «информационной гидрой Кремля» многое советуют многим — международным сообществам, национальным парламентам, национальным правительствам, институциям ЕС, Администрации Президента и правительству Украины, Верховной Раде, гражданскому обществу и медиа. Впрочем, одной из самых концептуальных идей стал призыв к пересмотру принципов международной безопасности ради приобщения информационной компоненты.
Как отмечают эксперты, «стоит осознать, что сегодня к вопросам безопасности, мира и разоружения относятся вопросы информационного оружия и информационного разоружения» и «важно переосмыслить безопасностные ценности европейского континента, заложенные в 1970-х годах, в частности ценности Хельсинского финального акта как процесса, направленного на укрепление безопасности, мира и разоружения». Поэтому авторы доклада советуют международной общности подумать, разработать и зафиксировать в каких-то совместных конвенциях принципы не только военного, но и информационного разоружения.
«Превращение информации в оружие — это использование информации не для увеличения пространства свободы, прав, знаний граждан, а для его сужения, то есть достижения целей доминирования, демотивации, деморализации и уничтожения оппонента», отмечается в исследовании. И «первоочередной задачей» в процессе борьбы с российской информационной угрозой является, по мнению экспертов, «противодействие попыткам превращения информации в оружие».
В этой ситуации «национальные правительства и парламенты, а также международное сообщество должны искать пути разоружения злоумышленных информационных стратегий и инструментов». Медиаэксперты уверены: «информационным разоружением должна стать международная борьба против информационной агрессии, нейтрализация основных инструментов и каналов ее распространения и наложения санкций против субъектов, которые таким распространением занимаются».
Логика этого подхода понятна: если разоружить противника, он не сможет против тебя воевать. Цветы в стволах, Make Love, Not War — это замечательно. Действительно, мир лучше войны, даже если идет речь об информационном противостоянии. Но как этого достичь? Каким именно образом медиаэксперты предлагают отобрать информационное оружие у Кремля?
Вот перечень советов из текста доклада.
РЕКОМЕНДАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ И ПАРЛАМЕНТАМ:
• Увеличить уровень прозрачности медиа, в частности онлайн-медиа, чтобы обеспечить отслеживаемость злоумышленных влияний и повысить уровень ответственности информационных ресурсов.
• Увеличить уровень прозрачности политических и информационных кампаний, особенно во время выборов; обеспечить, чтобы технологии и алгоритмы для увеличения такой прозрачности на интернет-платформах были доступны как можно шире в мире.
• Повысить уровень законодательной борьбы против сознательного распространения дезинформации и информационных манипуляций.
• Повысить уровень законодательной борьбы против языка ненависти и вражды, прежде всего ее систематических проявлений на российских информационных ресурсах.
• Принять стратегии информационной безопасности на национальных уровнях и воплощать их.
• Наложить санкции (запрет въезда и замораживание активов) на агентов информационных атак.
• Наложить санкции на российские «медиа»-компании, которые нарушают предыдущие санкционные режимы (например, российские «медиа»-компании которые аннексировали медийные частоты в Крыму или Донбассе).
• Наложить требования относительно брендирования российских государственных «медиа» (с требованием указания «финансируется российской властью»).
• Активнее выявлять каналы непрозрачного финансирования относительно ресурсов по распространению дезинформации и языка ненависти.
• Систематичнее развивать медиаграмотность, не только на уровне формального образования, но и на уровне неформального или внеформального образования.
РЕКОМЕНДАЦИИ УКРАИНСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И УКРАИНСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ:
• Всегда придерживаться подхода «объяснять, не врать». Избегать любых рисков нанесения вреда истине.
• В полной мере выполнять «Доктрину информационной безопасности» Украины.
• Обеспечить стабильную координацию ключевых государственных институций относительно вопросов информационной безопасности. Создать правительственный центр, который будет заниматься мониторингом, анализом информационных атак и ответом на них.
• Увеличить кадровый и ресурсный потенциал этих институций.
• Мониторить эффективность тех шагов государственной политики, которые уже были осуществлены, чтобы улучшить их эффективность в будущем.
• Работать с техническими гигантами (Facebook, Twitter, Google) для установления партнерства, которое будет учитывать украинскую обеспокоенность.
• Сотрудничать с гражданским обществом относительно проверки фактов, мониторинга и выявления агентов злоумышленных информационных влияний.
• Создать максимально благоприятные условия для международных журналистов, которые работают с украинскими темами.
• Принять законодательство, которое будет принимать во внимание безопасностные аспекты информационной темы, но также будет обеспечивать соблюдение основополагающих прав и свобод.
• Увеличить поддержку Общественного вещания.
• Обеспечить равный доступ к медиа, в частности к эфирам олигархических каналов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ЕС:
• Увеличить ресурсы для EU East StratCom TaskForce.
• Сотрудничать с национальными командами (как правительственными, так и неправительственными), которые работают в сфере противодействия дезинформации и которые анализируют злоумышленные информационные влияния со стороны России.
• Сотрудничать с командами за пределами ЕС (в частности из стран Восточного партнерства), которые работают в этой сфере.
• Сделать противодействие информационной войне приоритетом для Восточного партнерства, в частности парламентской ассамблеи EURONEST.
• Увеличить сотрудничество между ЕС и Украиной под эгидой интегрирования Украины в цифровой рынок ЕС.
• Использовать открытые для Украины программы ЕС (прежде всего образовательные и исследовательские) для развития медиаграмотности и исследовательской работы в сфере противодействия информационным угрозам.
• Использовать другие европейские инструменты (например, Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении) как инструмент давления на Россию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ И МЕДИА:
• Реализовать проекты, которые разоблачают систематических агентов информационных влияний.
• Работать над укреплением демократических наративов.
• Увеличивать саморегуляцию и сорегуляцию, чтобы правительства могли принимать инициативы, которые исходят от самой отрасли.
• Расширять практики и навыки фактчекинга среди медиа и общества в целом.
В этом перечне советов есть много спорных, непонятных, даже просто некорректных. Например, что значит рекомендация исполнительной и законодательной власти Украины обеспечить равный доступ к медиа, в частности к эфирам олигархических каналов? Что члены правительства и депутаты должны сделать и зачем?
Впрочем, есть и более концептуальное замечание.
Сами медиаэксперты в своем докладе отметили, что в Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2016 году, идет речь о том, что «неотделимой составляющей современной международной политики для решения внешнеполитических заданий становится применение инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в придачу к традиционным дипломатическим методам». «Мягкая сила» объясняется с точки зрения решения «внешнеполитических задач». Одним из приоритетов внешней политики России определяется «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведения до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы». Также четко и ясно говорится о том, что Россия «развивает собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом», а также «способствует укреплению позиций российских и русскоязычных средств массовой информации в мировом информационном пространстве, оказывая им необходимую для этого государственную поддержку».
То есть Россия, по сути, определяет в качестве своего «информационного оружия» на международной арене российские и русскоязычные медиа. Именно телеканалы, мультимедийные проекты, онлайн-платформы и являются теми пушками и ружьями, с помощью которых Кремль доставляет свои информационные мины и пули до адресата. Отдельно взятые пропаганда, дезинформация не являются оружием по определению. Это всего лишь снаряды и пули, которыми стреляют пушки и ружья.
Но медиаэксперты в своем докладе советуют бороться не со СМИ РФ, а с продуктами их жизнедеятельности, с информационными патронами и снарядами, дополнительно усиливающими свою защиту от злокачественного и деструктивного влияния «российской информационной гидры». Впрочем, это же не является разоружением. Это конструирование системы информационного ПВО, противоракетной обороны (медиаграмотность + развитие независимых СМИ), это маркировка некоторого (!) оружия как оружия (брендирование госросСМИ), разминирование (борьба с уже распространенными фейками), персональная борьба с «полевыми командирами» (санкции против медиаменеджмента)... Это все меры защиты, а не попытки разоружить противника.
Конечно, они необходимы, но, к сожалению, они не смогут укротить «информационную российскую гидру» — только научат, как можно защищаться от ее нападений. Само чудовище останется и продолжит терроризировать весь мир и в дальнейшем.
Выпуск газеты №:
№228-229, (2018)Section
Медиа