Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как «поймать»... украинское радио?

«День» попробовал разобраться в проблеме отсутствия вещания на линии разграничения и оккупированных территориях Донбасса
28 октября, 14:19
ФОТО FACENEWS.UA

На днях в социальной сети Facebook получил распространение пост оператора кино и телевидения, а ныне — волонтера, Сергея Тахмазова о фактической невозможности поймать радиоволны украинских станций на передовой и прилегающих территориях. «Если ехать от Мариуполя, вдоль линии фронта, к Попасной, можно много чего услышать. Кроме привычных для уха «прилетов» и «отлетов», хочется какого-то разнообразия. Захотелось послушать радио. Чего я только не услышал: «Радио ДНР», «Новороссия», «Республика», «Казачье», и еще какие-то кацапські радиопомои. Послушав этот разнообразный бред, насмеявшись, захотелось послушать наши станции. Но... Не то что их нет. Их просто мало. Не совсем понимаю, «Русское радио Украина» — это чье? Местами, с боем, прорывается «Армия FM». Но местами. Для них нет частот», — описал трагикомическую ситуацию волонтер. И заметил: «Я даже ничего не скажу в адрес «Мінстеця», это все равно, что впрягать дохлого коня в воз. Но Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания явно нуждается в выездном заседании. Вдоль линии фронта. В темное время суток. От Мариуполя — до Попасной...»

Известен исторический факт, что во время Первой мировой войны немцы организовывали мобильные радиостанции с запасным генератором, который работал от... велосипеда! С таким «техническим обеспечением» велось вещание на оккупированные территории. А у нас в большинстве прифронтовых населенных пунктов сигнал украинских радиостанций и телеканалов не доносится, зато прекрасно принимаются российские. Со всеми последствиями, из этого вытекающими, — засилье враждебной риторики, через которую мы теряем украинских граждан. Это подтверждает «Дню» волонтер Тахмазов: «Мозги людям промывают очень хорошо — несмотря на то, что они видят, откуда «прилетает» и стреляют, когда 24 часа в сутки слышат о «злых карателях из Намибии, Африки и Индии», хоть это и полная бессмыслица, дезориентируются и зомбируются». Такое положение дел имеет объективное объяснение — ключевые башни, которые обеспечивали вещание почти на весь регион, находятся в Луганске и Донецке, и их захватили террористы. По другим, стратегическим объектам, они вели целенаправленный огонь. Но у нас было почти три года, чтобы покрыть как минимум прифронтовые зоны качественным украинским сигналом. Что для этого было сделано и ждут ли украинские теле- и радиопередачи на Донбассе, «День» спросил у волонтеров и в профильных структурах. Прежде всего, важным является вопрос: почему нет системы блокирования враждебных частот?

«МЫ НЕ ТО ЧТО ПРОИГРАЛИ ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ... МЫ ДАЖЕ ЕЕ НЕ ВЕДЕМ»

Сергей ТАХМАЗОВ, волонтер:

— Запрос на украинское вещание однозначно есть. На линии разграничения в городах и городках наши военные хорошо контактируют с местным населением, помогают по возможности, но по радио и телевидению их постоянно дискредитируют.  Бойцы на передовой это понимают, смеются над этими «Казачьими радио», но тоже нуждаются в новостях и информации, а доступа к ним нет. Интернет в основном очень слабый.

Распиаренная телебашня на Карачуне была построена, но она объективно не имеет технической возможности «донести» сигнал до линии фронта. Идут разговоры о проектах еще одной или нескольких вышек, однако с нашей бюрократией и многочисленными нормативными актами они будут строиться очень долго. Есть другие выходы — например, запускать передатчики на метеозондах, которые при поднятии на 500 метров будут покрывать до 90 км территории. Этот проект попробуем сделать в каком-то отдельном городе, всего один такой зонд будет стоить 250—300 долларов.  

Война на востоке Украина — уже шестая, которую я снимаю. И первая гибридная — с такой важной информационной компонентой. В Афганистане, на Балканах, Косово не было такой ситуации, а в Украине появилась проблема «захвата» ума и сознания местного населения, которое потеряло ориентацию в пространстве. Так, как проехались «по ушам» и сознанию жителей Донбасса и Луганщины, думаю, не было еще негде и некогда. Разве что во время Второй мировой подобными методами пользовались нацисты. Кстати, главный редактор немецкого журнала «Штурмовик» Юлиус Страйхер — предтеча Дмитрия Киселева — был осужден и казнен первым на Нюрнбергском трибунале за свою пропагандистскую деятельностью. К сожалению, на линии разграничения я почувствовал, что информационную войну мы не то, что не выиграем, но даже не ведем.

«СТАВИМ СЕБЕ ЦЕЛЬ, ЧТОБЫ СОЛДАТЫ НАС СЛЫШАЛИ В ОКОПАХ»

Яна ХОЛОДНАЯ, продюсер «Армия FM»:

— Военное радио «Армия FM» мы запустили 1 марта, чтобы поддержать бойцов на фронте. Не секрет, что им иногда приходится слушать враждебные радиостанции, по которым рассказывают о «бравых походах» так называемых «ДНР/ЛНР», а это разочаровывает и деморализует. Такое положение дел стало первопричиной проекта. Но приятно отслеживать и понимать, что нашу радиостанцию слушают не только военные, но и гражданское население — в Покровске, Константиновке, Бахмуте и Краматорске, где имеем FM-обеспечение. Пока мы без собственных частот, и то, что транслируемся — заслуга небезразличных людей и местных радиостанций, которые на бесплатной основе предоставили нам свои волны. Также «Армия FM» появилась в Счастье и Новотошковке на Луганщине — помогли волонтеры, закупив передатчики, которые охватывают территорию в 15 км.

В начале октября Нацсовет позволил транслировать «Армию FM» еще в четырех городах. Это маленькие населенные пункты, но по нашим расчетам через них мы будем хотя бы частично достигать передовых позиций. Ставим себе цель, чтобы солдаты нас слышали и в окопах. В ноябре будем принимать участие в конкурсе на лицензию. Имеем амбициозные планы, хотим вести вещание на территории всей Украины и не только. Нужно повышать авторитет военных и осведомленность о войне на востоке, чтобы о ней не думали забывать.

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ДОНОСИТЬ КОРРЕКТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»

Андрей ЧЕМЕС, исполнительный продюсер онлайн-радио «Сковорода»:

— Потребность в новых, интересных форматах и альтернативных источниках информации существует. В настоящий момент перед национальными медиаменеджерами, то есть перед Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания, стоит задача, во-первых, способствовать распространению украиноязычных радиостанций, особенно на востоке, а, во-вторых, обеспечить эти территории сетью приемников, а также их безопасность. Доносить местным жителям корректную информацию с украинской стороны и достучаться до них — главная цель. Недавние похороны Моторолы показали, насколько велико зомбирование пропагандой. Украинские медиа и журналисты должны бороться против этого, таким образом способствуя борьбе военных на востоке. Избегать стереотипов, экспериментировать, распространять «свободные идеи» — этого требует современная аудитория.

«ПО ЛИНИИ ФРОНТА РАБОТАЕТ ТЕСТОВЫЙ ПРОЕКТ СЕТИ МАЛОМОЩНЫХ ПЕРЕДАТЧИКОВ»

Сергей КОСТИНСКИЙ, член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания:

— Первый путь возобновления вещания в зоне проведения антитеррористической информации — это строительство новых башен. В настоящий момент уже завершен процесс строительства и происходит установка необходимого оборудования на башне на горе Карачун. По законам физики, FM-сигнал распространяется в среднем на 40 км, поэтому их должно быть несколько на территории АТО. Сейчас проходит аудит, а после будем принимать решение по строительству вышки в Покровске (город в западной части Донецкой области. — Ред.). Второй путь, менее затратный, — обеспечение прифронтовой зоны маломощным FM-вещанием, то есть установка локальных передатчиков в населенных пунктах или военных частях, которые будут распространять сигнал на 3—5 км, чтобы обеспечить покрытие нужных территорий. Уже сегодня мы совместно с Мининформполитики, Министерством обороны и «Армией-FM» реализовываем такой тестовый проект. Тест оказался удачным, и в ближайшее время мы презентуем свои наработки.

Также в понедельник (24 октября. — Ред.) состоялось переформатирование комиссии по вопросам обеспечения стабильного функционирования системы национального телевидения и радиовещания. Комиссию возглавили Вадим Черныш и Юрий Артеменко. Они поставили себе одним из приоритетных заданий заполнение тех белых пятен, где нет украинского радиовещания.

За последние полгода комиссия сделала большой объем работы. Было установлено более 60 передатчиков, было выдано для вещания дополнительных 59 радиочастот в Донецкой и Луганской областях, а это очень много. Была применена процедура выдача частот без конкурса, то есть как только частота была просчитана и согласована с Генштабом, сразу передавалась Национальным советом вещателю.

К сожалению, глушение украинских радиостанций на оккупированных территориях имеет место. Не могу сказать, происходит ли и насколько эффективно блокирование нами враждебных частот, но знаю, что глушение — финансово очень затратная вещь. На одну частоту в одном районе нужен отдельный передатчик, он не может глушить сразу несколько. Наша функциональная обязанность — развитие вещания, а вопрос противодействия — дело военных.

На жаль, глушіння українських радіостанцій на окупованих територіях має місце. Не можу сказати, чи відбувається і наскільки ефективно блокування нами ворожих частот, але знаю, що глушіння — дуже фінансово затратна річ. На одну частоту в одному районі потрібен окремий передавач, він не може глушити одразу декілька. Наш функціональний обов’язок — це розвиток мовлення, а питання протидії — справа військових.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать