Как вернуть доверие
«Надо насытить информационное поле качественными смыслами, чтобы люди понимали, что на самом деле происходит в стране», — активисткаПо информации общественной организации «Донецкий пресс-клуб», свыше 40% граждан, которые проживают на территориях Донбасса, подконтрольных украинской власти, благосклонно относятся к так называемым «ДНР» и «ЛНР». Кроме того, штампы российской пропаганды приносят с собой и люди, которые переселяются сюда с временно оккупированных территорий.
«Весной мы проводили фокус-групповые интервью, — рассказывает руководитель общественной организации «Донецкий пресс-клуб» Татьяна Строй. — В результате мы выяснили, что люди в Красноармийске, который не был оккупирован, смотрят «Оплот ТВ», похожая ситуация в Волновахе, Великой Новоселке и других городах. Мало того, что российских СМИ здесь хватает, еще и сепаратистские появились. Украина представлена меньше всего, и мы не видим активных попыток со стороны государства в том, чтобы доносить до населения информацию об Украине. Нам удалось выяснить, что люди очень мало знают об украинской государственной политике. Они не понимают, куда страна сейчас движется, о реформах практически ничего не слышали.
Недавно мы общались с заместителем министра информационной политики Артемом Биденко и спрашивали, как их структура в дальнейшем будет работать в нашем регионе. С нашей точки зрения, нужна социальная реклама, просветительские проекты, что-то такое, что насытит информационное поле, чтобы люди понимали, что происходит в стране. Но поддержки в этих инициативах пока нет».
О проблеме информирования населения активисты Донбасса задумались еще в марте прошлого года. Когда в Донецке начались первые беспорядки и обозначились сепаратистские тенденции, общественные активисты решили издавать информационный бюллетень под названием «Говорит Донецк», чтобы иметь возможность донести объективную информацию до всех слоев населения. Активистам удалось издавать бюллетень около трех месяцев, но в начале июня им пришлось покинуть родной Донецк и переехать в соседние города.
«На протяжении года издание пытались возобновить, — делится пани Татьяна. — Осенью несколько номеров бюллетеня появилось в Мариуполе, куда переехал редактор издания Дмитрий Дурнев. Зимой мы начали говорить о том, что стоит издавать газету на постоянной основе. Какое может быть доверие к изданию, которое выходит раз в полгода? С февраля мы вели переговоры с международным фондом «Відродження», который и помог обновить выпуск газеты и начать издательство. Наша газета ориентируется на потребителей традиционных медиа, в частности на тех, кто не пользуется интернетом и получает информацию только из СМИ. Мы пытаемся писать в простом стиле, чтобы издание было доступным для всех, в частности удобным для людей старшего возраста. Эти люди по большей части обращаются к телевидению. Преимущественно еще и не к украинским каналам. Поэтому со своей стороны мы планируем развенчивать мифы и фейки, давать социально значимую информацию, разъяснять сообщения о действиях украинской власти, и о решениях относительно нашей территории. Главное, чтобы ответы были достоверные и полные, на этом мы сосредоточиваемся. Это издание вряд ли будет интересным для молодежи. Те, кто пользуются социальными медиа, могут шире охватить ситуацию, имеют больше возможностей для того, чтобы получить нужную информацию».
Первый номер обновленного бюллетеня с названием «Говорит Донбасс» увидел свет в канун общественного форума в Славянске. Сейчас издание выходит еженедельно. Пока оно распространяется бесплатно и создается на волонтерских принципах. Основатели надеются, что их издание станет самым распространенным массовым региональным СМИ после периода оккупации:
«Самой авторитетной и самой массовой газетой в нашем регионе было издание «Донбасс», — говорит Татьяна Строй. — После начала боевых действий оно не выходило, потом начало выходить в сокращенном виде. В настоящее время редакция возобновляет работу, но эти изменения только ожидаются. Со времени оккупации и до сих пор у нас не было ни одной региональной массовой газеты. Те газеты, которые есть, — локальные. Константиновские пишут о Константиновке, краматорские — о Краматорске. Тем более люди не имеют возможности выписывать издание. Из-за кризиса они думают о том, как выживать. Вряд ли среди неотложных дел — подписка газеты. Поэтому мы решили предложить альтернативу — бесплатно распространять издание, где будем освещать важные и конфликтные моменты для людей, которые не имеют доступа к социальным медиа, разъяснять им информацию и формировать позицию».
Сейчас активисты начали регистрацию издания как полноценного средства массовой информации. Пока распространяют газету волонтеры, но впоследствии она может появиться и на раскладках. Пани Татьяна надеется, что их издание сможет создать альтернативу засилью российских СМИ в регионе. Единственное, чего сегодня требуют активисты, — содействия в работе от государства, в частности создания комфортных экономических условий и налаживания диалога. Ведь, по словам активистов, органы государственной власти в регионе до сих пор остаются закрытыми и по большей части не стремятся идти на контакты с медиа.
Выпуск газеты №:
№140, (2015)Section
Медиа