Комплекс «наивной гимназистки»
Украинские политики верят в нерушимость «царского слова», но сомневаются в грузинской демократииВопреки ялтинским заявлениям Тимошенко, что газовых проблем с Россией нет, оказалось, что они все-таки есть. И немалые. На «5 канале» в программе «Я так думаю» (где оживленно обсуждали газовые дела на фоне ялтинского саммита глав правительств СНГ) Анна Безулык прямо спросила нардепа Пашинского (БЮТ): не слишком ли скользкими являются устные обещания В. Путина не применять штрафных санкций к Украине, если российская сторона упорно не желает перевести обещания в письменную, протокольную форму. Г-н Пашинский продемонстрировал полную, хотя и мало аргументированную, уверенность в нерушимости «царского» слова В. Путина. В особенности бютовца впечатлила троекратность соответствующих публичных заявлений российского премьера. Триада, троица, тройственность играют магическую роль в создании многих народов, но почему украинские политиканы, привыкшие «кидать» друг друга каждый Божий день, с наивностью гимназистки веруют в кристальную честность других?... А тем более в такие архаические вещи, как «царское» слово, «купеческое» слово или «честное пионерское». Да уж, российские деятели — хозяева своего слова: сами его дают и сами забирают назад, в чем украинская общественность неоднократно имела возможность убедиться.
Показательным, в том числе для «Блока Литвина», оказался вопрос его представителя Сергей Гриневецкого: почему во время переговоров с Россией по газу в Украине с визитом находится президент Грузии Михаил Саакашвили? То есть, в Украину не должны прибывать иностранные руководители, которые могут быть неприятны Москве. Из этого следует, что все такого рода визиты должны предварительно согласовываться на Смоленской площади. Так это и было во времена УССР, когда Украина имела Министерство иностранных дел, но не имела иностранных дел.
В данном контексте вспоминается ситуация с известным историком и писателем Виктором Суворовым, приглашенным для публичных выступлений в Варшаву в 90-е годы теперь уже минувшего столетия. Само имя Виктора Суворова вызывает в демократической (?) России, равно как и в тоталитарном СССР, скрежет зубов в кругах властей предержащих. Вот так о происходившем в Польше рассказывал сам В. Суворов российскому историку Дмитрию Хмельницкому: «По большому счету, самый мой большой триумф был в мае 1992 года в Польше... Я выхожу в аэропорту, мне сразу репортеры задают вопрос, не является ли это провокацией: наш Лех Валенса полетел в Москву рассказывать, как мы тут сидим без топлива, а тут Суворов в Варшаве... Тут еще была целая предварительная история... Правительство Польши обратилось к правительству Великобритании, чтобы меня задержали, не выпускали, ибо получается дипломатический скандал».
В. Суворову пришлось обратиться к проживающему в Британии знаменитому диссиденту Владимиру Буковскому. Буковский обращался к польской общественности. «Он звонит в Польшу. А «солидарность» еще жива, еще дышит». Он допускает «утечку информации». Вы, мол, поляки, за что боролись? Что терпите? Они, конечно, «как это?!». Польский гонор, вы ж понимаете... Он и отвечает, что вот автор написал книгу, немножечко против Советского Союза, против коммунизма, а его Польша не принимает... И пресса взорвалась. За что боролись?! Человека в Польшу не пускают! Чтобы понравиться Москве! Польский МИД тон сменил. Звонят в британский МИД: «мы его приглашаем! От имени правительства!».
Надеюсь, мечтаю и верю, что и у нас появится украинский гонор, особенно среди политиков. Кстати, в отличие от «Блока Литвина», ТРК «Україна» не впала в страх и панику, не побоялась пригласить президента Грузии Михаила Саакашвили в свою новую и пока еще интересную программу «Готов отвечать». Саакашвили выступал в свойственном ему высокоэмоциональном стиле, впрочем, это даже никакой не стиль, а характер, натура, суть этого человека. Специалист уже по демократии Мустафа Найем упрекнул грузинского лидера, что в Грузии «мало демократии!». Саакашвили пояснил, что в его стране уволили с работы тысячи коррупционеров, которые, лишившись «корыта», стали ядром нынешней оппозиции. Действительно, успехи в борьбе с коррупцией в Грузии — очевидны и признаны наиболее авторитетными международными организациями. Это тем более поразительно, что в советские времена грузинская коррупция была просто легендарной, рассматривавшейся в качестве неотъемлемой особенности национального характера и образа жизни. И вот теперь грузинское ГАИ, полиция не берут взяток. Для Грузии происшедшее является самой радикальной, глубинной революцией, потрясшей многовековые устои. Но ведь всякая борьба с коррупцией — это провоцирование колоссального ожесточенного сопротивления заинтересованных лиц, группировок и кланов. Но иного пути в борьбе с этим злом нет. Это понимал даже тот древний политолог, который сказал киевскому князю: «Княже, не розігнавши бджіл, меду не їсти». Вот почему пока еще ни один украинский политик не отважился бросить настоящий вызов отечественным и зарубежным «пчелам», не осмелился начать подлинное противодействие коррупции.
На слова Михаила Саакашвили некий человек из зала, ссылаясь на шефа МВДЮ. Луценко высказал упрек, мол, наибольшее количество преступлений в Украине совершают грузинские воры в законе и это требует визового режима с Грузией. Ну, это уже вопрос к г-ну Луценко, г-ну Медведько, почему грузинские воры в законе чувствуют себе в Украине намного более комфортно, чем в Грузии? Может, г-ну Луценко следует пройти стажировку в грузинском МВД, где коллеги поделятся с ним опытом?
А у Анны Безулык продолжали обсуждать газовую тему. Александр Чалый произнес абсолютно правильную фразу о том, что из российского газа надо выдавить коррупцию и геополитику. «Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овес и сено». А кто же из порядочных людей против? Жаль, что бывший дипломат не рассказал, как это сделать. Тем более что делать это придется не только украинской стороне. Богдан Соколовский озвучил такую же правильную и такую же загадочную, с точки зрения ее практического осуществления, фразу: заключить справедливые газовые соглашения с Россией. Но ведь нынешние соглашения «Газпром» считает суперсправедливыми...
А в это время, в Ялте, Ю. Тимошенко уверяла, что с «Газпромом» Украина имеет стандартный контракт, такой же как и европейские государства. Прекрасно. Но почему же столько секретности, тумана и недоговоренности? Недоумение не было рассеяно и дежурной антикоррупционной риторикой г-жи премьер-министра. В. Путин, стоявший рядом с Ю.В. во время пресс-конференции, сообщил журналистам, что с Тимошенко ему работается очень комфортно.
Представляю, какие чувства это должно было вызвать в штабе В.Ф. Януковича... Однако сознание все время грызла мысль, с чего бы это вдруг В. Путин так добр и благостен?
Почему Москва, которая не верит не только слезам, но и улыбкам, так протежирует Ю. Тимошенко? И во сколько эта кремлевская доброта обойдется Украине? Что нам всем придется за это отдать? К сожалению, современная власть в стране часто прибегает к тайной, закрытой от общества дипломатии.
Разумеется, российские журналисты в Ялте не могли не воспользоваться пикантной ситуацией одновременного присутствия в Украине В. Путина и М. Саакашвили и поставили российскому премьеру соответствующий вопрос. Путин отвечал с истинным наслаждением, упиваясь собственной брутальностью, сарказмом и фирменным «изысканным» юмором. От этого отдает какой-то поразительной инфантильностью, заставляющей вспомнить ответ В. Путина американскому журналисту, спросившему о судьбе российской подводной лодки «Курск». Тогда Владимир Владимирович улыбнулся и без всякой приличной, по случаю гибели людей, скорби лаконично закрыл тему: «Она утонула». А тут речь идет о смерти сотен людей с грузинской и российской стороны и ... такая юношеская веселость, такой пионерский задор.
Вообще-то история дипломатического этикета ничего подобного публичному юмору а-ля Путин не знает. Это уже нечто по ту сторону добра и зла...
А ТРК «Україна» после «Готов отвечать» не убоялась пригласить лидера Грузии и на «Шустер-LIVE». Там Саакашвили некто из зала подкинул тему: как проходят переговоры между Грузией и Россией? Президент ответил, что проходят очень тяжело, ибо их не устраивает лично Михаил Саакашвили. Надо сказать, что Кремль не устраивали все грузинские президенты: и Звиад Гамсахурдиа, и Эдуард Шеварднадзе.
Политолог Виталий Кулик спросил: почему если в твоем паспорте есть штамп о посещении Абхазии, то в Грузии за это берут штраф в 3000 дол. (кстати, это же возмущает некоторых наших правозащитников)? Саакашвили заметил, что не нужно благовоспитанным гражданам посещать оккупированные территории другой страны без ее специального разрешения; кстати, эрудированный политолог Кулик (позволю себе эту нотацию на правах бывшего преподавателя студента Кулика) мог бы вспомнить, что на земле Республики Кипр ожидает туриста, посетившего никем, кроме Турции, не признанную Турецкую республику Северного Кипра. Подсказываю: большие неприятности...
«На нас потому и напали, что мы оказались слишком успешны в созидании свободного общества и конкурентной экономики. Большинство грузин считают, что после революции Роз стало лучше. Мы отменили 90% лицензий. У нас маленькое, но эффективное правительство», — заверил президент Грузии.
Когда Михаил Саакашвили покидал студию, публика устроила ему бурную продолжительную овацию. Некоторых украинских (?) политиков и депутатов от подобной «неполиткорректности» рядовых участников программы перекосило и заклинило...
Выпуск газеты №:
№216, (2009)Section
Медиа