Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Корона» от «Дня» — за стиль

Дарья ШАПОВАЛОВА: У нас за последние два года произошел такой скачок, о котором Париж может только мечтать!
29 декабря, 19:51
НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХ ЛЕТ С НАЧАЛА ВЫХОДА В ЭФИР ПРОГРАММА «НЕДЕЛЯ МОДЫ С ДАРЬЕЙ ШАПОВАЛОВОЙ» ЗАМЕТНО ЭВОЛЮЦИОНИРОВАЛА КАК В КАЧЕСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ, ТАК И В ОТНОШЕНИИ РАСШИРЕНИЯ СВОЕЙ АУДИТОРИИ. СЕГОДНЯ ЕЕ ТРАНСЛИРУЮТ ПЯТЬ ТЕЛЕКАНАЛОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ «ТОНИС». ВЕРОЯТНО, УСПЕХ ПРОЕКТА СВЯЗАН С ТЕМ, ЧТО ОН ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ СТИЛЬ, УМ И ЭНЕРГИЧНОСТЬ, ЧТО НА УКРАИНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ СЛУЧАЕТСЯ НЕЧАСТО / ФОТО МЭТТА ИРВИНА

«Неделя моды с Дарьей Шаповаловой» — единственный фешн-проект в украинском эфире и одна из очень немногих программ, к которым применимо понятия «стиль» и «качественная журналистика». Именно так, ведь за программой о моде (которую, стоит признать, у нас часто воспринимают упрощенно) стоит немало усилий, энергии и знаний. Иначе журналисту, освещающему главные недели моды в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже просто не выжить.

Но в случае программы «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой» качественная журналистика заключается не только в умении компетентно рассказать о том, что происходит на глобальном мировом подиуме, но и поддержать талантливых людей в своей собственной стране.

Именно поэтому в числе личностей, которые, по нашему мнению, заслуживают всяческой похвалы и поддержки, «День» называет Дарью ШАПОВАЛОВУ — автора и ведущую программы «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой», которая смело расширяет границы «украинского мира» и насыщает его новыми смыслами.

 

***

 

— Известно твое утверждение, что главное для тебя — мода, а где ее «транслировать» — в журнале, на телевидении или в интернете, — это уже не столь важно. Но все-таки, можно сказать, что телевидение сейчас не в моде. Почему же с фэшн-программой ты вышла именно на телевидение, а не, например, сразу в интернет?

— Честно говоря, о качестве украинского телевидения на момент запуска нашей программы я не задумывалась. Я действительно больше работаю с модой, чем с телевидением. Потому для этого проекта телевидение как инструмент — далеко не предел. У нас большие проекты в интернет-направлении. Я не удивлюсь, что когда-то мне придется работать исключительно в сети. Но на данный момент телевидение дает ту платформу, которая имеет больший вес, охват и с которой нам проще общаться, к примеру, с зарубежными домами моды. Так что пока мы параллельно развиваем нашу интернет-составляющую. Уже сейчас наша Facebook-страничка — вторая по популярности во всей стране, после журнала «Топ-10». Как по мне, такое внимание к программе о моде — это беспрецедентный для Украины факт. Мне даже в редакции российского Vogue признаются, что иногда модные новости они узнают именно от нас. К примеру, сообщение о том, что Карен Ройтфельд ушла с поста главного редактора французского Vogue первыми в русскоязычном сегменте интернета опубликовали мы.

— Кстати, отец Карен Ройтфельд — одессит...

— До недавних пор Карен каждый год приезжала в Одессу инкогнито. Она рекламирует этот город в европейском фэшн-мире, убеждает всех, что в Одессе непременно нужно побывать каждому.

К сожалению, у нас также мало знают, что у Кэти Хорин, которая пишет о моде для The New York Times, тоже украинские корни. И наоборот: у нас мало знают и об украинцах, реально завоевывающих западный мир моды. Вот, например, сейчас мы делаем материал о дизайнере из Харькова, творчество которого модному миру известно под маркой Bob Basset. Его команда создает невероятные причудливые маски, которые собирают американские и европейские коллекционеры. Кроме того, его произведение в этом сезоне красуется в рекламной компании Givenchy. Мы очень гордимся тем, что нам удалось сделать еще одно такое открытие! На самом деле, в мире моды есть масса людей с украинскими корнями. И этим тоже нужно гордиться!

— Как и тем, что Украине посвящают свои коллекции именитые дизайнеры.

— Как рассказал мне Стивен Джонс, один из самых известных дизайнеров-шляпников, он лично видел на рабочем столе у Джона Гальяно книгу, посвященную украинскому костюму, когда дизайнер работал над коллекцией «Осень/зима 2009 — 2010». И это было видно по коллекции. К сожалению, настолько талантливо переосмыслить то, что у нас есть, мы пока не можем. А человек со стороны на это способен.

В одной из недавних программ у нас был сюжет «Украина в мире большой моды». Там мы рассказываем о том, что одно из первых упоминаний Украины в мире моды относится к 70-м годам. Его автор — британский дизайнер Зандра Роудс, коллекция которой называлась «Украина, и шаль с шевронами». Наверное, были еще более давние «цитаты», но, чтобы убедится в этом, нужно серьезно покопаться в архивах.

— Удивительно, что еще никто не пытался серьезно исследовать этот вопрос...

— Да, это странно. Ведь наше культурное наследие — достаточно богатое.

Посмотрите, как интересно Лилия Пустовит изучает и переосмысливает наше культурное прошлое. На самом деле, дизайнеры, работающие в мировых модных столицах, всегда гордятся своим происхождением. Мода — глобальная, но дизайнер должен помнить и уважать ту страну, в которой он родился и начинал свой путь.

— Я вообще воспринимаю творчество Лилии Пустовит как часть украинского национального возрождения в новом качестве, отвечающем современным вызовам. А кого из дизайнеров ты еще бы отметила?

— Прежде всего, бурлящее сообщество молодых дизайнеров. По моему мнению, это и есть показатель культурного возрождения в Украине. Появление молодых людей, готовых творить, свидетельствует о том, что общество очищается. Среди них нет тех, кто столь же интенсивно как Лилия интересовался бы украинской культурой, но, тем не менее, они идентифицируют себя с Украиной. И это главное. Тут необходимо понять, что за эти 20 лет сложился не самый лучший образ украинского дизайнера...

— А почему так случилось?

— Когда развалился Советский Союз, в моду пришло много самопровозглашенных «дизайнеров». Это был своеобразный переломный момент, и, в конце концов, это нормально. Но сейчас ситуация в украинской моде уже более здоровая. Появляется много талантливой молодежи, которая не боится ехать в Европу и продвигать свои коллекции там. Мы всегда стараемся освещать презентации украинских дизайнеров в Лондоне, Милане, Париже, потому что это для них важно. Ведь шанс, что на их показ придет известный критик — невелик, просто потому, что график модных событий, к примеру, в Париже очень насыщен. Именно поэтому мы создали проект Kiev Fashion Days, который собирает в одно время и в одном месте талантливую молодежь и авторитетных зарубежных критиков, которые могут оценить молодую украинскую моду. Кстати, о Kiev Fashion Days написал итальянский Vogue. И сейчас вся модная Москва только о том и говорит, что Киев есть на сайте Vogue.it, а Москвы там нет. Для них это показатель, они знают, насколько сложно попасть на сайт этого издания.

К слову, в рамках Kiev Fashion Days мы привозим в Украину многих авторитетных лекторов. И мы будем продолжать эту практику. Если молодой дизайнер побывал на лекции Годфри Дини (модный критик, главный редактор портала Fashion Wire Daily. — Прим. «Дня»), Мэтта Ирвина (авторитетный фэшн-фотограф. — Прим. «Дня») или Стефана Фежера из французского Vogue, он уже совсем по-иному начнет мыслить. С другой стороны, когда мы приглашаем авторитетных европейцев в Киев, сначала они боятся, но потом, узнав, что здесь побывала, к примеру, Хилари Александр из Daily Telegraph, смелее принимают приглашение.

— Ты сказала о том, что бум молодой украинской моды связан с очищением общества. А с чем связанно это очищение? Ведь, в конце концов, тому мало что способствует...

— Просто выросло новое поколение. Мы не помним Советского Союза, мы живем в совершенно иной реальности. Именно поэтому наше поколение может создавать что-то новое. Да, мы еще не управляем страной, но, тем не менее, мы уже в состоянии влиять на ситуацию, например, в области моды. Мы хотим быть в Европе на самом деле, кстати, для нас это намного проще, чем для России. Хотя до сих пор, когда мы нашим зарубежным приятелям говорим: «Приезжайте в Киев!», сначала они относятся к этому предложению с опаской, спрашивают, где это. А когда мы отвечаем, что это самая большая по территории страна в Европе и лететь до нее не более трех часов, то они просто не верят... Но, приезжая, не жалеют о потраченном времени. К примеру, Годфри Дини недавно побывал в Украине уже во второй раз. И, увидев, как с 2008-го года выросла наша мода, искренне изумился и признался: «Я просто не узнаю украинскую моду!..».

— Если говорить о модной Украине не только в разрезе фэшн, а в широком понимании, то какая она и где она?

— Думаю, это молодежь. Безусловно, нам стоит говорить и о нашем культурном наследии, но дозировано. Тот же Годфри как-то сказал мне, что раньше в украинских коллекциях было слишком много национальных мотивов, а сейчас мы научились правильно интерпретировать этническую тему.

Всегда модной будет наша богатейшая природа, объекты исторической памяти. Но мы, наконец, должны рассказать об этом миру, привлечь туристов сюда. Кстати, сделать это можно, в том числе — посредством моды.

— Приходится постоянно констатировать, что в нашем обществе сложилось несколько искривленное отношение к моде как к «гламурчику». Почему это случилось, по твоему мнению, и как этот стереотип перебороть?

— Надо просто много работать. В нашей программе мы постоянно показываем, что между модой и светской жизнью нет никакого знака равенства. Каким-то образом они связаны, но не более того. В нашем обществе сложилось обратное представление — и это следствие определенных телепрограмм и показушного поведения украинских «звезд». Однако правильное понимание в Киев уже пришло, просто нам нужно больше качественных модных событий. Я уверена, что лет через пять их будет много. Ведь еще лет пять назад никто не думал, что в Киеве откроется бутик Chanel.

— Сейчас ведь многие дома моды рассматривают Украину как потенциальный рынок?

— И это, кстати, тоже имеет непосредственное отношение к проблеме развития туризма. Если в Киеве будут открываться модные магазины, где иностранные гости смогут покупать те же вещи, которые они привыкли покупать в каком-нибудь городке Портофино, где живет менее тысячи человек, но там есть бутик Louis Vuitton, то наша туристическая сфера, безусловно, будет развиваться значительно интенсивней.

Развитие модной индустрии действительно может дать импульс для развития туризма и сопутствующих сфер. И эта возможность, заметьте, у нас есть только благодаря тому, что Украина — молодое государство.

— Может ли мода быть фактором «окультуривания»?

— Да, конечно. Если коллекция дизайнера тебе действительно интересна, то ты стремишься понять, почему он создал именно такое платье, почему обратился к этой культуре. Это я знаю по себе.

Грамотный фэшн-критик должен объяснить тем, у которого просто нет времени читать все модные обзоры и разбираться в нюансах, что послужило вдохновением для создания того или иного образа. С фэшн-критикой у нас пока все не так гладко. И это понятно — ведь индустрия у нас молодая. У нас нет таких традиций как, к примеру, во Франции, где уже в XVII — XVIII веке начали задумываться о том, что мода может быть важной статьей экспорта для государства. Тогда нам было не до этого, но сейчас у нас есть все возможности для того, чтобы создать полноценную индустрию моды. Даже молодые российские дизайнеры хотят отшиваться в Украине, потому что в России нет такого количества фабрик, которые могут обеспечить определенное качество пошива.

— Да, но у нас эти фабрики стоят...

— К сожалению, на данный момент это так. В связи с этим скажу только, что самая амбициозная цель, связанная с Kiev Fashion Days, состоит в том, чтобы со временем дать возможность дизайнерам создавать недорогие капсульные коллекции, а людям, которые приходят на показы, соответственно, — возможность покупать одежду от украинских дизайнеров за небольшие деньги — 10—20 условных единиц. А позже эти же покупатели перейдут на первые линии дизайнерских брендов... Что касается дизайнеров, то сейчас им следует очень много работать над собой. Они должны осознать, что фэшн-бизнес — это очень серьезный бизнес. К сожалению, пока далеко не у всех из них есть бизнес-партнеры, хотя это необходимо для грамотного развития настоящей модной марки. У нас уже выросло хорошее поколение молодых дизайнеров, а еще должно вырасти хорошее поколение бизнесменов, которые готовы вкладывать деньги в довольно непростой, но очень интересный модный бизнес.

— А как насчет доверия к украинским дизайнерам со стороны покупателей?

— Женщины, которые сейчас покупают вещи от украинских дизайнеров, — это состоявшиеся люди, которые могут себе позволить одежду от зарубежных дизайнеров, но они осознанно делают выбор в пользу украинских. Совсем не из патриотических соображений. А потому, что эта одежда — интересная и качественная.

В определенный момент, думаю, люди станут настолько свободными, что им будет все равно, покупать вещи от французского или украинского дизайнера. Они просто, скажем так, будут покупать свой стиль, философию определенного дизайнера, который может быть как французом, как итальянцем, так и украинцем.

Хотя это — дискуссионный вопрос. Недавно Луиз Уилсон, преподаватель Лондонской школы имени Святого Мартина (это одна из авторитетнейших дизайнерских школ в мире, которая воспитала Маккуина, Гальяно и многих других) убеждала меня в том, что нам, в Восточной Европе, очень повезло. Наши дизайнеры выросли в совершенно другом обществе, они не воспитывались под таким же мощным прессингом своих старших и более успешных коллег. И это, как утверждает она, является нашим плюсом, а мы непременно должны воспользоваться этой ситуацией! Сейчас в украинской моде все развивается очень положительно. У нас за два последние года произошел такой скачок, о котором Париж может только мечтать.

— Когда немодное превращается в модное и наоборот? Что влияет на процесс формирования тенденций, по твоему мнению?

— Все. Мода — очень чувствительная сфера. На нее влияют и политические, и экономические события. 11 сентября ввел в моду черный цвет и «милитари» — как неосознанное желание защищаться. Почему в моду вошло длинное? Скорее всего, это реакция на экономический кризис, вследствие которого у людей появилось желание закрывать тело. В целом, кризис значительно перекроил карту модного мира: ожил масс-маркет, дизайнеры стали создавать коллекции для массовых брендов. Как по мне, это хорошая тенденция. Я считаю, что мода должна быть для всех. Конечно, наряды за невероятные деньги будут всегда. Но я совершенно согласна с Карлом Лагерфельдом, который как-то признался мне, что дизайн должен быть правильным и грамотным в любой ценовой категории.

Сейчас в моду вошли 70-е. Можно найти массу тому объяснений. На моде ведь отображаются малейшие волнения в обществе. Просто далеко не каждый может уловить эту связь. Потому-то в этой сфере работают умные, тонкие люди, умеющие «видеть» на 5 — 10 лет вперед. Если что-то вошло в моду, это не случайность.

Сейчас миром правит неоминимализм. мы видим, что и в Украине многие дизайнеры стремятся к простым формам. Но главная тенденция в нашей моде сегодня состоит в том, что дизайнеры ориентированы на Европу. Они исповедуют европейские ценности.

— Из чего «состоит» сегодня модный человек?

— Модный человек — это не тот, кто научился просто красиво одеваться и при этом ничего собой не представляет. Мода проходит, а стиль остается. Эту фразу сказала Коко Шанель в начале прошлого века, и с тех пор она стала заповедью для всех поколений настоящих модников. Чтобы выработать свой стиль, необходимо интересоваться не только модой, но и искусством, культурой, кинематографом, литературой, тем, что происходит в обществе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать