Перейти к основному содержанию

«Лента за лентой шедевры подавай»

В Киеве прошел кинофестиваль «Открытая ночь — Дубль 18»
28 июня, 21:17
Фото с официальной страницы Facebook фестиваля

Уже 18 лет подряд украинский режиссер Михаил Ильенко вместе с неравнодушными к киноискусству людьми организует фестиваль «Открытая ночь», который призван открывать новые таланты отечественного кинематографа. В ночь с субботы на воскресенье вся Украина имела шанс наблюдать за рождением собственного, нового кино. Одновременно с Киевом, где уже традиционно на
Арт-причале проходил фестиваль, 40 онлайн-площадок по всей стране, 4 из которых — в зоне АТО, а также еще 12 —
за рубежом транслировали в прямом эфире это кинособытие. Наши солдаты в Славянске, Рубежном, Старобельске смотрели на Украину, отраженную в работах молодых кинорежиссеров, вместе с Бельгией, Польшей, Германией, Францией, Канадой и Кипром. Едва ли не впервые за всю историю своего существования «Открытая ночь» стала чем-то большим, чем просто кинофестиваль. Ранее зрители и жюри наблюдали драматургию, интересные истории, раскрытие социальных проблем, анализировали сюжет. Сегодня же «Открытая ночь» стала площадкой для объединения всех тех, кто любит свою страну и хочет о ней рассказать, показать ее людей, их боль и радость, их жизнь такой, как она есть. Наверное, недаром слоган фестиваля звучит так: «Мы. Для нас. О себе».

В этом году в конкурсной и внеконкурсной программе было много документальных фильмов о войне и Майдане, а скорее о том, как эти вещи пролегают через жизни людей и как они их меняют. Сам бессменный организатор и основатель фестиваля Михаил Ильенко на открытии сказал: «Что бы мы ни снимали, какие бы книги ни писали, давайте часть своей души и таланта вкладывать в победу... Для меня бойцы на передовой — главная фокус-группа страны», — и сорвал аплодисменты. Из этой фокус-группы на открытии присутствовал боец ​​«Легиона Свободы» Александр Мартыненко, который призвал молодых режиссеров снимать больше роликов, особенно социальных, о проблемах солдат, возвращающихся с фронта в мирные города. Конечно, все украинское кино не должно превращаться в документальные или игровые фильмы о войне и проблемах, связанных с ней, но эти процессы дают колоссальный материал для съемок и сюжетов, которые в будущем могли бы создать «новую украинскую волну». И именно такие фильмы отметили жюри самыми высокими наградами, а зрители — громкими аплодисментами.

Гран-при фестиваля получила документальная новелла «Буратино» объединения «Babylon’13» о безвыходной борьбе людей с войной и огнем за свой дом. В конце концов, герои фильма вынуждены были покинуть свой дом, а это — сакральное место для украинца. Это история о боли, но также и о том, как в самый тяжелый момент безысходности украинцы стоят вместе — жители расстрелянного городка уезжают, но оставляют украинским солдатам все заготовленные под обстрелами продукты. «Это жизнь, это нерв, эти разрушенные дома как матрица того, что происходит в стране и в душах людей», — говорит о своих впечатлениях от фильма одна из членов жюри, заместитель главного редактора газеты «День» Анна ШЕРЕМЕТ. Получили награды и еще ряд фильмов, тесно связанных с сегодняшней ситуацией в стране. Гран-при конкурса документальных фильмов получил фильм «Сотня Крым», и — это история мусульманина, который потерял свою родину — опять же возвращаемся к теме дома. Лучшим документальным фильмом признали «Богданчик», где маленький мальчик говорит о том, что раньше он хотел стать пожарным, а теперь хочет идти на войну, стать защитником. И все это — с детской искренностью и прямотой. Могли ли мы еще несколько лет назад предположить, что часть наших детей станет «детьми войны»? И что мы можем сделать, чтобы их самих защитить от этого?... Одно из решений — помогать волонтерам — подсказывает гран-при промо- и рекламного ролика — «Армии нужны глаза».

Но если неигровое кино так хорошо проявило себя в этом году, то дела с игровым — чуть хуже. Жюри фестиваля жаловались на частое отсутствие драматургической основы в картинах, сценаристы и режиссеры часто были одними и теми же людьми, что возвращает нас также к проблеме финансирования украинского кино и проблеме квалифицированных кадров. И хотя, по словам Анны Шеремет, это были больше «киновысказывания, чем само кино», жюри планку оценивания не занижало, и поблажек никому не давало. Поэтому главный приз в конкурсе игрового кино получили фильмы «Конченый», сценарий к которому писала известная украинская писательница Екатерина Бабкина, и «Последний посетитель». Первый — об истории любви, в которую часто влезают подруги со своими советами, второй — мистический, об «ангеле» в ночном баре — неожиданное место для «духовных посланников». Анимационных лент на 18 дубле «Открытой ночи» было мало, и почти без конкуренции главный приз конкурса анимационных фильмов получила лента «Выдумка», а лучшим анимационным фильмом стала работа «Моя душа стала жить отдельно». Оба — о познании себя, только первый глазами девочки, а второй — глазами женщины.

... 47 фильмов смотрели зрители и жюри на протяжении шести часов, чтобы определить лучших. Кто засыпал, кто-то плакал, кто-то выходил нервно закурить сигарету на фильмах о войне, кто-то смеялся над героями и сюжетами молодежных работ. Над зрителями летал коптер, который организаторы пообещали отправить через несколько дней в зону АТО. «Лента за лентой шедевры подавай», — сказал перед показом историк философии, культуролог, член жюри Алексей Панич. Приблизительно в таком ключе все и прошло, разве что среди «лент» не все работы были шедеврами, встречались и «холостые». И как сказали братья Капрановы: «Когда видишь кого-то, кому уже 18 — столько же и нашему фестивалю, а мы его видели, еще когда ему был год, то хочешь не хочешь на глаза наворачиваются слезы и хочется сказать: боже, какой ты стал взрослый. И поскольку фестиваль такой взрослый, то мы предлагаем организаторам начать программу для взрослых ... А если серьезно, то мы сегодня с вами здесь сеем те семена, из которых будут вырастать новые каннские пальмы и ветви на них для украинского кинематографа — для этого и работает «Открытая ночь» столько лет». И правда, украинский режиссер Марина Врода, которая завоевала золотую пальмовую ветвь за короткометражный фильм «Кросс», когда-то была лауреатом «Открытой ночи». Теперь дело за амбициями других участников «Открытой ночи».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать