Новая история для старого телевизора
В Киеве впервые за 20 лет провели фестиваль украинского телевиденияНе часто бываешь на фестивале, на входе которого символическая баррикада, два вооруженных охранника в камуфляже, а сам вход возможен лишь при наличии паспорта и желательно с предварительной регистрацией — одним словом, «режимный объект». Это — акция «Новая история для старого телевизора», проходившая в Киевском телецентре во время Дней музеев. 18 мая впервые за 20 лет прошел фестиваль, посвященный истории становления независимого украинского ТВ, а организовали его Музей телевидения НТКУ вместе с культурно-просветительским центром «Маєток». Мероприятие вызвало ажиотаж — его посетили более 600 человек, и среди них — корреспонденты газеты «День».
«Здание телецентра похоже на космический корабль, который то ли приземлился на века, то ли замер на старте, так и не взлетев», — говорит заведующая Музеем телевидения НТКУ Лариса БОГДАНОВА. И в самом деле, тех посетителей, которые никогда не были в телецентре, прежде всего, поражала масштабность и неординарность локации, «новое слово» в проведении акций, по сравнению с традиционными павильонными или open-air фестивалями в Украине. Несмотря на небольшую продолжительность мероприятия — всего три часа из-за режима работы объекта — программу предложили довольно насыщенную: это и показ документального кинофильма об истории Первого Национального, и экскурсия по Музею телевидения НТКУ с записью собственных синхронов, и выставка телевизоров раритетов — 20 уникальных приемников, первые из которых выпущены еще в 50-е годы, и встреча с генеральным продюсером музыкальной программы «Фольк-music», и выступления музыкантов. Для тех, кто проголодался, работал фудкорт, а для фанатов приставок — игровая зона.
КАЖДЫЙ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ ОПЕРАТОРОМ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНАЛА, ЗАГЛЯНУВ В КАМЕРЫ КИЕВСКОЙ ТЕЛЕСТУДИИ, КОТОРЫМИ СНИМАЛИ ПЕРВЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Те посетители, которые пошли на сокращенную обзорную экскурсию по Музею телевидения НТКУ (обычно она продолжается два часа), с интересом исследовали и фотографировались с уже, кажется, архаичной телевизионной аппаратурой, как, например, телевизор с увеличительной линзой КВН-49 или радиоприемники довоенных времен, рассматривали галерею эскизов и макетов декораций к телепередачам, выполненных художниками телеканала, заочно знакомились с легендарными телеведущими Первого Национального. Немногие знали, что раньше кино делали «вручную» — для одной минуты видео нужно было резать и склеивать по 10—15 раз, а первые дикторши Киевской телестудии говорили на украинском еще с 50-х годов и работали исключительно в прямом эфире. Для тех, кого увлек телевизионный процесс, предлагали записать собственные синхроны (обязательный структурный элемент телевизионного репортажа или документального фильма, который содержит фрагменты интервью участников совещающегося события. — Авт.). По словам организаторов, записали полные две кассеты (около двух часов) мнений людей о том, какими были их первые телевизоры, какую роль сыграло ТВ в их жизни, и главное — какими они хотят видеть современное Общественное.
ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 50-х: «КВН-49», ТЕЛЕВИЗОР С «ДВОЙНЫМ» ЭКРАНОМ. НА ОДНОМ ПОЯВЛЯЛАСЬ КАРТИНКА, КОТОРАЯ УВЕЛИЧИВАЛАСЬ С ПОМОЩЬЮ... ГЛИЦЕРИНА ИЛИ ДИСТИЛЛИРОВАННОЙ ВОДЫ(!), ЗАПОЛНЯЮЩЕЙ ПРОМЕЖУТОК МЕЖДУ ЭКРАНАМИ!
В это же время на основной сцене проходил показ наиболее интересных фрагментов документального фильма «Эпоха ПЕРВОГО. 60 лет» (с 1951 по 2011 годы), полная версия которого длится 6 часов. Зрители узнали о том, как оригинально киевские телевизионщики сняли и показали в прямом эфире визит Брежнева в Украину. Несмотря на то, что были официальные распоряжения «сверху», в кадр попали «жизненные» курьезы: вот Первый секретарь ЦК КПСС сморкается в платочек, вот спотыкается, вот общается со своими охранниками, — правда, все эти элементы при монтаже таки вырезали и в архивах они не сохранились. Николай Княжицкий рассказывал на камеру, как в начале 90-х в программе «Вечерние новости», где он был ведущим, политический обозреватель падал со стула и как он прямо в эфире прокомментировал эту ситуацию, мол, все в стране разваливается, даже стулья на телевидении. Не обошли вниманием и смешные моменты, телевизионные ляпы, оговорки ведущих, и конечно — историю легендарного Деда Панаса, в миру — Петра Весклярова. Кстати, никто из телевизионщиков не подтверждает скандальную легенду о нецензурном высказывании, которое якобы употребил ведущий «Вечерней сказки».
Среди ретроэкспозиции приемников скромно примостился телевизор-копилка — от тех, кто пришел на фестиваль не с пустыми руками и головой принимались «гениальные идеи и не только... на развитие общественного вещания и музея телевидения!». «Благодаря этому мероприятию хотелось бы приблизить общество к телевидению, показать его историю и направление движения в будущее, донести до нашей молодежи ценности общественного вещания», — подвела итог пани Лариса Богданова. А соорганизатор от культурного цента «Маєток» Ния НИКЕЛЬ отметила: «Я хочу, чтобы мы гордились тем, что сделала киевская телестудия. И не следует забывать, что именно украинец Борис Грабовский первым в мире изобрел телевидение. Сегодня же украинское ТВ открыто для новых идей и людей — каждый может приобщиться к переменам к лучшему»... На экранах, расставленных в холле телецентра, часто появлялись слоганы «Общественное. Свободным. В независимой». Хотелось бы, чтобы так и было в действительности украинского телепространства.
Выпуск газеты №:
№87, (2015)Section
Медиа