Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новое ТВ со старыми привычками

Россияне столкнулись с проблемой контента для общественного телевидения. Что ожидает нас?
27 апреля, 12:14

На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании общественного телевидения в России. На формирование команды, выработку стратегий и другие организационные вопросы у российских медийщиков осталось меньше года — общественный телеканал должен появиться на экранах уже с января 2013-го. Генерального директора (он же по совместительству будет занимать и должность главного редактора), в соответствии с указом, утверждает президент сроком на четыре года. Указом президента также будет утвержден и состав Совета по общественному вещанию. Члены этой организации будут избираться раз в пять лет и работать на общественных началах. Как отмечается в указе, совет должен собираться не реже, чем раз в три месяца. Кандидатов в члены Совета будет выдвигать Общественная палата. Она же будет заниматься и формированием контента будущего телеканала.

Относительно финансирования общественного ТВ, согласно сообщениям сайта lenta.ru, на первых этапах своего существования оно будет финансироваться государством по кредитной схеме. В дальнейшем же основным источником финансирования, по закону, будет прибыль от целевого капитала, а также от частных взносов. Контент телеканала будет определяться как совокупность информационного, информационно-аналитического, общественно-политического, культурно-просветительского и образовательного типов вещания. Общественное вещание россияне будут создавать на базе телеканала «Звезда».

Но оптимизм от подписания указа об общественном ТВ в России разделяют не все. Российская телеведущая и продюсер Тина КАНДЕЛАКИ трезво анализируя ситуацию, пишет в своем блоге на сайте «Эхо Москвы»: «Радость по поводу создания общественного ТВ я пока что никак разделить не могу. Потому что не понимаю, кто же эти таинственные люди, которые будут делать новое, прогрессивное, дискуссионное телевидение для граждан. Список руководителей и производственных компаний слишком ограничен, чтобы ожидать имен и откровений. С одним свежим лицом уже продлили контракт на телеканале НТВ до 2016 года. О чем это говорит? О том, что в упряжке те же кони. А здесь вдруг появится новый табун и создаст принципиально новое ТВ, которое мы так и не смогли получить при старом. И что будет двигать людьми, которые, самоцензурируясь на одном канале, после перехода на общественное ТВ вдруг резко перестанут это делать?»

Это вопрос более чем актуальный и для Украины. Ведь в нашем случае такое вещание планировали создавать на базе государственного Первого Национального. И если в России вопрос общественного ТВ начали активно обсуждать летом 2011-го, у нас этот процесс начался значительно раньше... Однако финиш, судя по всему, в ближайшее время не ожидается.

— Сейчас происходит полное торможение, как это уже неоднократно случалось. Есть проект, который разрабатывался гуманитарным советом, рабочей группой при гуманитарном совете. Этот проект уже неоднократно согласовывался с Госкомтелерадио, с министерством финансов, с Кабмином. В него все вносят правки, потом рабочая группа выступает с заявлением о том, что таким образом уничтожается суть общественного вещания, и все снова начинается с начала. — Когда Янукович стал президентом в 2010 году, он заявил, что подаст соответствующий закон на рассмотрение Верховной Рады и будет лично его лоббировать, — рассказывает шеф-редактор «Телекритики» Наталья ЛИГАЧЕВА. — Недавно, когда мы на одной из последних пресс-конференций ставили вопрос по поводу общественного вещания, было видно, что президент не готов отвечать.

Общественное телевидение, по мнению Натальи Лигачевой, не создано в Украине исключительно из-за отсутствия политической воли, причем как со стороны правящих сил, так и со стороны оппозиции. По поводу контента и финансов — было бы желание. По мнению редактора, в Украине есть возможность собрать команду профессионалов, которая будет создавать качественный продукт.

Другой медиа-эксперт Отар ДОВЖЕНКО высказал опасения относительно финансовой стороны вопроса и темпов роста рейтинга общественной телерадиокомпании:

— У нас все время происходит подмена понятий. На любое замечание к коммерческому телевидению и радиовещанию относительно того, что оно не удовлетворяет потребность в контенте не только меньшинств, но и украиноязычного большинства, представители власти и рынка хором говорят: «Вот если бы было общественное телерадиовещание, оно бы удовлетворяло все эти потребности». На самом деле, этого быть не может. Общественное телерадиовещание удовлетворяет потребности общества и является важным игроком на медиа-поле в странах, где оно существует десятки лет. Примеров того, чтобы рынок был сформирован преимущественно из коммерческих игроков, а затем вдруг откуда-то пришла общественная телерадиокомпания и отвоевала у них большой кусок рынка, я, по крайней мере, не знаю. Необходимо понимать, если общественная телерадиокомпания будет создана и даже если каким-то образом будет качественно отличаться от Первого Национального канала, на базе которого ее хотят создать, все равно первые годы, даже первые десятилетия по рейтингу популярности это будет что-то, мягко говоря, скромное. В настоящий момент на Первом Национальном есть контент, который, по крайней мере, по формату, по некоторым признакам не уступает контенту коммерческого канала, но добавило ли это ему популярности? Очень мало. Конечно, у нас есть много людей, которые могут делать качественный продукт, но он требует в первую очередь хорошего финансирования. Если посмотрим на те вещи, которые делают общественные телерадиокомпании европейских стран и Америки, то их продукт не уступает коммерческому. А у нас существует такое представление, что все, что некоммерческое, должно быть малобюджетным. Где взять дотации на такой качественный контент — я не представляю. Разве что надеяться на то, что богатые помогут бедным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать