Перейти к основному содержанию

Оккупация телевидения... и головы

Кульминацией битвы двух миров являются предновогодние телеэфиры
02 января, 18:32
Фото inter.ua

Зимние праздники украинцев давно превратились в настоящее гибридное явление - в первоначальном смысле слова "гибридный", что означает "смешанный".

Мы объединяем религиозное Рождество с атеистическим календарным Новым годом, пытаясь создать новую культурную традицию. Постепенно Святой Николай, Санта Клаус замещают Деда Мороза со Снегурочкой, "Просекко" побеждает "Советское шампанское", а вот "Оливье" все еще продолжает стоять на праздничном столе как бастион нашего советского прошлого.

Настоящей кульминацией битвы двух миров, кроме наших предновогодних кухонь, являются телевизионные эфиры. В последний день старого года и первый день нового телеканалы демонстрируют нам настоящее реалити-шоу, главными участниками которого являются на самом деле не эстрадные звезды, а мифы и стереотипы массового сознания. И пока в этом столкновении "в телевизоре" новых традиций европейской Украины с советским прошлым, как и раньше, побеждают последние - как "Оливье", которое остается непобедимым.

"Сижу на кухне, делаю майонез, переключаю каналы. Почти на всех - советские фильмы. Неужели у всех перед Новым годом ностальгия по СССР просыпается или это мне одному так кажется?" - написал в своем Твиттере 31 декабря министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

Конечно, не один он пришел к этому выводу. Культ встречи Нового года как "главного праздника года" был придуман именно в Советском Союзе в 1937 году, чтобы вытеснить традицию празднования Рождества. Поэтому закономерно, что праздник с такой историей имеет именно такой ментальный контекст.

"Москва слезам не верит", "Ирония судьбы, или С легким паром" - эти советские кино-хиты выплеснулись в эфиры украинских каналов ("Интер", СТБ) именно на новогодние праздники. Активисты возмущались - в этих фильмах снимались артисты, которые поддерживают российскую агрессию на Донбассе и аннексию Крыма и внесены в Перечень лиц, представляющих угрозу нацбезопасности. То есть трансляция фильмов с их участием должна быть запрещена. Но общественное возмущение никоим образом не повлияло на программу телепередач. Советские ленты в который раз выиграли битву за новогодние экраны телевизоров украинцев у голливудских рождественских блокбастеров "Один дома" или "Реальная любовь" (Украина, к сожалению, пока не сняла свою собственную новогоднюю сказку).

Другим проявлением влияния "совка" на новогодние программы украинских телеканалов является присутствие в праздничных концертах артистов, которые сейчас являются "кремлевскими звездами". Комплекс неполноценности относительно "столицы СССР" обеспечивают рейтинги программам, где поют артисты, открыто презирающие и Украину, и украинцев.

Анонсировалось, что в «Большом новогоднем концерте «На Интере - Главная елка страны» прозвучат популярные песни 2017 года и любимые новогодние хиты разных лет", "музыкальные произведения из фильмов, культовые песни группы ABBA, Фрэнка Синатры и Джорджа Майкла, украинские народные песни и композиции, без которых не обходится ни одна новогодняя вечеринка". Но по факту снова произошел фирменный "интеровский" советско-российский праздник с участием Софии Ротару, Ани Лорак, Светланы Лободы, Таисии Повалий и ALEKSEEV-а, которые либо постоянно живут, либо гастролируют в России, получают призы на песенных конкурсах из рук чиновников РФ, поют на кремлевских концертах...

Не обошли звезды с неоднозначным политическим реноме и ТРК "Украина", где в музыкальном шоу "Большое новогоднее приключение" пели опять таки София Ротару, ALEKSEEV.

Блогеры называли присутствие фактически российских звезд в эфирах украинских телеканалов плевком в лицо украинцев и предъявляли претензии Министерству информационной политики, Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания и Службе безопасности Украины. Но не только государственным органам надо показывать свое недовольство. Можно спросить у маленьких украинцев, зачем они смотрят концерты с участием "артистов-рашистов".

Еще правильнее, кажется, будет задать вопрос Министерству культуры и деятелям украинского шоу-бизнеса. Как так получилось, что на 27 году независимости украинский музыкальный рынок является частью постсоветского пространства, провинциальным филиалом российского шоубиза? Почему государство, украинские инвесторы и меценаты не вкладывают достаточно средств для обеспечения бума и роста в отечественном шоу-бизнесе? Почему у нас не выросли свои, отечественные и независимые от России продюсеры, которые могут "зажечь" настоящих своих (!) звезд из отечественных звездочек в достаточном количестве? (Олег Винник на всех ведущих каналах - это был не успех, а приговор украинскому шоубизк, что за 26 лет смог вырастить одну сугубо украинскую, а не украинско-российскую звезду, "заслужившую доверие" "великих" телепродюсеров.)

Можно, конечно, гордиться успехом "альтернативной" новогодней программы на «1+1», доля просмотра которого, как утверждает генеральный директор канала Александр Ткаченко, составила более 30%. "Вечерний квартал" действительно является успехом команды Зеленского и "плюсов". Но недавний очень неприятный скандал вокруг сериала "Сваты", язык и содержание "кварталов", к сожалению, показывают, что эта связь "с империей" и здесь тоже крепка и важна для "функционирования проекта".

Претензией на свой, родной новогодний праздник на "голубом экране" была программа "ЧереЩур" на UA:Перший. Но... есть одно но. Программе явно не хватило а) ресурсов, б) креатива именно в области шоубиза, в) праздничного настроения. Невероятно печальные песни и небольшая студия были, наверное, очень своевременными именно для сегодняшней Украины, но в какой-то степени можно понять и тех, кто, сидя за праздничным столом, переключался с малобюджетного и унылого Общественного на "искрометные" шутки от Зеленского или веселые песенки от пророссийских певцов на шикарных шоу "Интера" и "Украины".

Киевлян от просмотра одиозных каналов могла бы спасти трансляция на ТРК "Киев" новогоднего концерта с Софийской площади, по крайней мере того его кусочка, когда диджею и симфоническому оркестру удалось создать волшебную атмосферу современного украинского праздника. Но шумные народные гуляния под стенами древних православных храмов во время предрождественского поста создавали контекст той самой противоречивой гибридности, о которой говорилось в начале статьи. Кроме того, даже праздник в центре столицы не смог сравниться по яркости с шоу на ведущих каналах...

Можно долго дискутировать, демонстрируют ли советские фильмы и российских поп-звезд потому, что они являются пропагандой "совка", то есть современной российской пропагандой, или каналы делают это потому, что они обеспечивают им рейтинг. Но факт остается фактом - пока чиновники удивляются, а активисты возмущаются, зрители продолжают видеть на экранах сказочное советское прошлое с хеппи-эндом и артистов, поющих для Путина. По закону социальной психологии, такие телезрители будут пытаться воплотить идеализированное советское прошлое в свою жизнь и жизнь своей страны и будут симпатизировать "русскому миру", к которому они сами принадлежат благодаря песням "кремлевских звезд".

Советская, она же российская, пропаганда работает, и работает эффективно.

Известные блогеры охарактеризовали положение дел в украинском новогоднем телеэфире как состояние "внутренней оккупации". И эта проблема намного глубже.

Надо признаться - это внутренняя оккупация уже или еще не просто на телевидении, она у нас в голове.

Эта гибридная оккупация происходит не только на телевидении. Все эти совковые фильмы, кремлевские звезды уже являются частью картины мира многих, очень многих наших сограждан. Культивация совковой системы ценностных координат и ментальных конструкций делает бесконечным поколения "совка", которое продолжает не только жить само по себе - оно рождает детей, которые ни секунды не жили в СССР, но ностальгируют по киношному миру "московских высоток", районам брежневских новостроек и восхищаются советско-российской эстрадой.

Пока каждый из нас не скажет "совку" и "русскому миру" "достаточно" и "прощай", привидения "счастливого советского прошлого" и "великого русского мира" будут каждый Новый год весело прыгать и петь на наших телеэкранах. С надеждой, что когда-нибудь им удастся войти, вернуться в наш мир, точнее, вернуть наш мир себе.

Гибридная война с бывшей советской империей - это не только боевые действия, дипломатические баталии и информационное противостояние. Это и культурный "фронт" - песни, фильмы... И этот фронт тоже важен. Россияне это понимают. А мы?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать