Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого - процентами с него.
Фома Аквинский, теолог, святой католической церкви

Опасные танцы, безумное порно и сказки в тюрьме

В Киеве продолжается юбилейный кинофестиваль «Молодость»
4 июня, 2021 - 11:30
«НОЧЬ КОРОЛЕЙ» (РЕЖИССЕР — ФИЛИПП ЛАКОТА, ФРАНЦИЯ — КОТ-Д'ИВУАР — КАНАДА — СЕНЕГАЛ)

Фестиваль вступил в свою наиболее насыщенную фазу: начался международный полнометражный конкурс.
   Первый фильм в этой категории — «После любви» (режиссер — Алим ХАН, Великобритания) — можно так же назвать «После смерти», потому что, собственно, сюжет здесь запускает не любовь, а смерть.
    Видим вполне благополучных супругов -британских мусульман, Мэри (чуть за 60, перешла в ислам после того, как вышла замуж, религиозное имя — Фагима) и Ахмед Гусейн, которые приходят домой, обмениваются привычными будничными репликами, Мэри хозайничает на кухне, Ахмед включает телевизор и замолкает. Совсем. Его уход происходит моментально.

Собственно, после этого момента Мэри узнает о его другой жизни. О другой женщине на другом берегу Ла-Манша, или Английского канала — зависит от того, с какой стороны смотреть. Мери и отправляется на ту сторону.

Фильм опирается на два компонента: хорошо просчитанный сценарий и актрису Джоанну Сканлан в главной роли. Она работает выразительно и нюансировано, и там, где режиссер дает ей соответствующие установки, в ее игре нет ничего лишнего — только элегантная сдержанность. Лишнее появляется при непродуманных попытках изобразить сильные эмоции — бросается в глаза преувеличенная мимика, искусственные слезы, ненужные жесты. Под конец мелодраматизм зашкаливает. Впрочем, эти погрешности на общий результат все же не влияют. Хан закладывает в сюжет несколько острых поворотов, заставляет Мэри изображать из себя другую — ведь без этого спектакля она не сможет собрать свою жизнь в одно целое и начать с новой страницы.


«ПОСЛЕ ЛЮБВИ» (РЕЖИССЕР — АЛИМ ХАН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Алим Хан, сценарист и режиссер англо-пакистанского происхождения, родился и вырос в Кенте (Великобритания). Дебютировал с короткометражным фильмом «Диана» на Лондонском ЛГБТ-кинофестивале в 2009 году.  Его следующую короткометражную картину, «Три брата», заказали Film London в рамках программы поддержки London Calling Plus. Премьера состоялась в Лондонском ЛГБТ-кинофестивале в 2014 году, после чего фильм был показан на нескольких международных фестивалях. В 2015 году «Три брата» были номинированы на премию Британской академии телевидения и киноискусства BAFTA в категории «лучший британский короткометражный фильм». В том же году журнал Screen International отметил Алима как Звезду будущего.

Алим Хан сказал о своем фильме: «Моя потребность рассказать эту историю родилась из желания открыть собственный опыт существования между двумя мирами, в двух идентичностях. Будучи смешанного англо-пакистанского происхождения, я вырос в двух культурах одновременно. К тому же я — мусульманин и гей, поэтому долгое время был вынужден вести двойную жизнь. В юности мне было трудно с этим смириться. Ощущение обособленности от всех и вся было где-то на клеточном уровне. «После любви» — это многоуровневая история, в центре которой женщина, хватающаяся за обломки своего разбитого сердца и идентичности. Она ищет истину, понимание и, самое главное, восстановление чувства семьи».

«После любви» в прошлом году получила специальную награду Gan Foundation — грант на поддержку дистрибуции фильма — этот приз обычно вручается на Каннском фестивале.

В драме «Карнавал» (режиссер — Хуан Пабло ФЕЛИКС, Аргентина-Бразилия-Чили-Мексика-Боливия-Норвегия) главным героем является трудный подросток по имени Кабра (Мартин Лопес ЛАЧЧИ). Он живет вместе с матерью Росарио (Моника ЛАЙРАНА) на севере Аргентины. Он мечтает стать профессиональным танцором маламбо — традиционного танца гаучо. Ежедневно репетирует, готовясь к важному соревнованию. Ради того, чтобы получить специальные танцевальные сапоги, идет на преступление — перевозит запрещенный товар через границу. Накануне соревнований они с матерью едут к отцу Кабры — Эль Корто (Альфредо Кастро Неруды) — он только освободившегося из тюрьмы. Все, что нужно было сделать, — увидеться, отдать отцу его автомобиль и вернуться домой. Однако ситуация начинает усложняться. Росарио не совсем разлюбила Корто, и Кабра тоже тянется к нему, а последний встряет в серьезный переплет. И парню приходится сделать тяжелый выбор — между мечтой своей жизни и отцом.


«КАРНАВАЛ» (РЕЖИССЕР — ХУАН ПАБЛО ФЕЛИКС, АРГЕНТИНА — БРАЗИЛИЯ — ЧИЛИ — МЕКСИКА — БОЛИВИЯ — НОРВЕГИЯ)

Хуан Пабло Феликс родился в 1983 году в Буэнос-Айресе. Окончил Национальную кинематографическую школу ENERC Argentina, после чего работал генеральным продюсером и ассистентом режиссера в FX Stunt Team, крупнейшей латиноамериканской компании по созданию спецэффектов. Является режиссером документальных фильмов, телесериалов, короткометражных фильмов и рекламы в Аргентине и Испании. «Карнавал» — его полнометражный художественный дебют.

Пабло Феликс умело руководит сюжетом, сочетая элементы криминального боевика, триллера и семейной драмы и повышая напряженност — так что следить за этой историей интересно до последнего кадра. Мартин Лопес Лаччи чрезвычайно органичен в роли юного бунтаря, а отдельной изюминкой являются сцены танцев и карнавальных празднеств — красочных, громких и отчаянных.

Фильм награжден призом за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Гвадалахаре.

Нашу страну в полнометражном конкурсе представляет украино-польская копродукция «Я работаю на кладбище». Главный герой фильма по имени Саша (Виталий Салий) — менеджер фирмы, занимающейся установкой памятников на кладбище. Саша — ужасный мизантроп; людей он ненавидит. Его 14-летняя дочь Алиса (Анна ИВАНОВА), живущая с матерью (родители разведены) — единственное светлое пятно во всем безрадостной жизненном пейзаже Саши.


«Я РАБОТАЮ НА КЛАДБИЩЕ» (РЕЖИССЕР — АЛЕКСЕЙ ТАРАНЕНКО, УКРАИНО-ПОЛЬСКАЯ КИНОПРОДУКЦИЯ)

Сценарий фильма основан на одноименной книге «Я работаю на кладбище» блогера и писателя Павла Белянского в украинском переводе Романа КОЛЯДЫ. Собственно, сценарная основа, энергичные, исполненные юмора и профессионального цинизма диалоги и работа оператора Вячеслава Раковского является сильными сторонами картины. Проблемы, которые влияют на конечный результат, — взаимодействие режиссера с актерами. Последние не раскрывают свой потенциал в той мере, которая необходима для этой истории.

Так или иначе, «Я работаю на кладбище» — первая в нашем кино попытка создать кино о столь чувствительной и богатую сюжетами тему, как кладбищенский бизнес.

Автор фильма Алексей Тараненко начинал как документалист. Его неигровой фильм «Стилизация послевкусия» получил специальную награду на конкурсе документального кино «Скилет» (США). Алексей — автор нескольких сценариев, рекламных роликов и полнометражных фильмов. Вот что он говорит о своем полнометражном дебюте:

«Прежде всего, наш фильм — это трагикомедия, где глубоко трагические вещи очень тесно переплетаются с комическими. Эти межжанровые качели всегда привлекают зрителя. Кроме того, история также является профессиональной драмой, рассказывающей о людях не очень популярных профессий — всех, кто работает на кладбище. Сама тема помогает заинтересовать зрителей чем-то, чего они никогда и нигде не видели. Несмотря на постоянную тему утраты и ее принятия, фильм — о жизни. Он говорит, что жизнь коротка, удивительна, что все имеет свой конец и смерть является частью жизни. Что мы живы, пока еще любим. Никто не исчезает, пока о них помнят, и в своем горе нам главное не забывать о живых людях, которые так нуждаются в нашей любви «.

ВНЕ КОНКУРСА

Внеконкурсная секция «Фестиваль фестивалей» привлекает внимание публики и прессы уже больше декады, ведь сюда входят участники официальных отборов и призеры главных кинофорумов мира — Канн, Берлина, Локарно, Венеции, Карловых Вар и других. Остановлюсь на двух самых интересных, на мой взгляд, работах, премьеры которых уже состоялись на «Молодости».

«Ночь королей» (режиссер — Филипп Лакота, Франция-Кот-д’Ивуар-Канада-Сенегал).

Молодого человека (Коне Бакари), одного из членов уличной банды «Микробы», отправляют в Ла Мака — тюрьму среди лесов Кот-д’Ивуара, которой руководят заключенные. Согласно традиции, когда восходит красная луна, Босс по прозвищу «Черная борода» (Стив ТЬЕНТХЕУ) назначает парня новым «Романом», и теперь тот должен рассказывать историю другим заключенным. Если история заканчивается, а красная луна еще на небе — Романа должны убить.

Филипп Лакота вырос в Абиджане — бывшей столице Кот-д’Ивуар (ранее — Берег Слоновой Кости) — рядом с кинотеатром «Магия». Его режиссерское творчество приобретало разные формы, пока в 2002 году он не сосредоточился на новейшей истории своей страны. Так, он снял «Хроники войны на слонов Побережья» — фильм на пересечении документалистики и дневника. За ним следовал полнометражный неигровой «Бег» — история странствующего сумасшедшего, награжденная призом в Амьене в 2014 году.

«Ночь королей» можно назвать поэтическим кино без каких-либо иносказаний, потому что оно таковым и является в прямом смысле. Здесь царит поэтика повествования, поэтика ритуалов, которая окрашивает совсем не поэтические обстоятельства места. Роман собирается рассказать о жизни и смерти своего друга Замы, криминального короля Беззаконного квартала. То, что сначала выглядит бандитской басней, постепенно перерастает в историю всей страны — с войнами королей и королев, магией, причудливыми обычаями, военными переворотами, любовью и ненавистью. Каждый сюжетный поворот иллюстрируется заключенными в чрезвычайно выразительных пантомимах. У Романа же одна цель — дожить до рассвета; и ему нужно продолжать рассказ любой ценой. Эта современная версия Шахерезады имеет свои недостатки — определенную надуманность некоторых мотивов, наивность режиссерских решений — но, безусловно, заслуживает внимания.

Фильм получил награду Amplify Voices на МКФ в Торонто (2020) и еще десяток призов на фестивалях в Америке и Европе, в том числе в Роттердаме.

«Неудачный трах, или Безумное порно» (режиссер — Раду ЖУДЕ, Румыния-Люксембург-Чехия-Хорватия).

Раду Жуде — румынский режиссер и сценарист. В 2003 году он окончил Бухарестский университет медиа. Работал ассистентом Кристи Пую на съемках базовой для румынского «нового кино» драмы «Смерть господина Лазареску». Он срежиссировал несколько короткометражных фильмов, отмеченных наградами, и более 100 рекламных роликов. Жуде — любимец Берлинского кинофестиваля. Уже его дебют «Самая счастливая девушка в мире» выиграл CICAE Prize в конкурсе «Форум» в 2009 году. Черно-белая историческая Aferim! (2015) принесла «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Наконец, «Безумное порно» награждено «Золотым медведем» за лучший фильм в этого году.

Интересно, что этот фильм для Жуде нетипичный уже потому, что он, во-первых, имеет эпиграф из «Махабхараты», а, во-вторых, действительно начинается с настоящего порно. Школьная учительницы Эми (Катя ПАСКАРИУ) занимается сексом со своим партнером Эуджен. Обычная шалость; но из-за ссоры и недоразумения обиженный Эуджен выкладывает ролик в Сеть. Затем удаляет, но уже поздно — кто-то перехватил видео и выложил на популярном ресурсе «Порнхаб». Возмущенные родители детей в школе, где преподает Эми, требуют ее увольнения, однако она отказывается сдаваться.

Здесь кадр просто переполняют глубоко знакомые постсоветские реалии. Невкусная и наглая реклама, стихийная уличная торговля, дорожные пробки, мусорные объявления, предвыборные плакаты, салоны игровых автоматов, обмен валют, водители, которые паркуются где попало и хамят в ответ на замечания, очереди, ссоры в очередях, руины исторических зданий, невежество и предрассудки («научно доказано, что ладан борется с разными формами рака», «никто не заражается ковидом от ложки во время причащения, в ней нет бактерий»).

Мы наблюдаем за одним безумным днем ??из жизни Эми. Она передвигается преимущественно пешком по карантинному городу в своих ежедневных заботах и пытается хоть как-то урегулировать ситуацию с видео. И хотя ролик выложил ее партнер (который еще позволяет себе становиться в позу жертвы), все обвинения падают на нее. Получается кино и смешное, и горькое.

Отталкиваясь, по сути, от анекдота, Жуде дает портрет современного румынского общества. Подобный фильм был бы более чем актуаен для нас — но кто осмелится такое профинансировать и снять?

Фестиваль продлится до следующего воскресенья, 6 июня. Накануне, 5 июня, объявят призеров «Молодости». Основной фестивальной площадкой является столичный кинотеатр «Жовтень».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ