Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

Плач, смейся, критикуй власть

Из чего состоит ТВ-меню украинца
19 апреля, 2019 - 13:03

Очень многие люди искренне не понимают, откуда взялись такие рейтинги кандидатов в президенты. Причем речь идет не о рядовых гражданах — удивляются эксперты, ученые, творческая интеллигенция.

У меня есть простой ответ на сложный вопрос — посмотрите телевизор. «Голубой экран» — все еще самый эффективный коммуникатор, и на этих выборах влияние ТВ трудно переоценить.

ТОП-50

Вот ТОП-50 телевизионных программ украинских каналов за март 2019 года для аудитории старше 18 лет (то есть избирателей) в городах с населением свыше 50 тыс.

Данные исследования телевизионной аудитории Индустриального Телевизионного Комитета.

Попробуйте найти в этом перечне новости «неолигархических» каналов, просветительские программы, познавательные документальные фильмы об украинской истории и культуре — не выйдет.

Лидерами новостийных программ являются Сегодня ТРК «Украина» и ТСН «1+1». А первые ступеньки рейтинга — у политически нейтральных мелодрам.

СЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ

Вот пересказ сюжетов сериалов — лидеров рейтинга.

Т/с «Сердце матери», Украина, 2019. Мелодрама.

В центре сюжета история Аси Демидовой, у которой умирает мама, и Ася остается совсем одна. У девушки есть мечта — стать известным модельером. Она устраивается на швейную фабрику, где Асю ждет судьбоносная встреча с директором фабрики Артемом Ермолаевым, карьерный рост и другие неожиданные повороты судьбы.

Т/с «Солнечный ноябрь», Украина, 2019. Мелодрама.

Главные герои картины — брат и сестра Нина и Кирилл Петровские из благополучной обеспеченной семьи, в которой господствуют любовь и взаимопонимание. Молодые люди очень близки, их отношения наполнены нежностью и юмором. Кирилл — лучший ученик гимназии, он хорошо рисует, популярен среди однолеток, особенно среди девочек. Нине же не хватает звезд с неба — она старательная ученица, хорошая, милая, красивая, но и только.

На виду у зрителей главная героиня из неуверенной в себе, пассивной и не очень счастливой девочки превратится в сильную деятельную личность, энергия которой объединяет и примиряет абсолютно разных людей. Пройдя через серьезные испытания, потеряв и снова обретя любовь своей жизни, победив страшную болезнь, Нина становится источником надежды и света не только для своей семьи и друзей, но и для всех, кто нуждается в ее помощи и поддержке.

Т/c «Мама моей дочери», Украина, 2019. Мелодрама.

В центре сюжета — история двух подруг Оли и Даши, которые дружат чуть ли не с пеленок. Они помогают друг другу решать любые проблемы, поддерживают в сложных ситуациях. Даже их мужья организовали общий семейный бизнес — клининговую компанию. Поэтому когда обе девушки узнали, что скоро станут мамами, то очень обрадовались, что их дети тоже родятся почти в одно время.

Но, к сожалению, на этом благополучное развитие фабулы прерывается трагически — сразу после рождения ребенок одной из подруг, Даши, умирает. И в ее жизни начинается черная полоса. Муж оказался за решеткой после того, как пытался выяснить обстоятельства смерти своего малыша у медицинской сестры и на эмоциях нанес ей тяжелую травму. Даша терпеливо ждет мужа из мест лишения свободы, но после его освобождения их семья все равно находится на грани развала. Чтобы не напоминать друг другу о трагедии, они решают расстаться и начать жизнь с чистого листа.

Оставшись без мужа, без работы, девушка идет к своей подруге, и предлагает ей поработать няней ее пятилетней дочери. А дальше идет ряд странных совпадений, которые наталкивают Дашу на неожиданные выводы, и сюжет опять делает резкий и захватывающий поворот.

Ожидаемо, в фокусе — жизнь рядового человека, вне времени и пространства. Проблемы, которые являются близкими и понятными телезрителям, изложены в формате мелодрамы, — то есть легко и непринужденно.

Среди ток-шоу в лидерах — также бытовые или простые житейские истории — о качестве воды или о бомжах с вокзала.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАБАРЕ И... БИАТЛОН

Наряду с мелодрамами среди лидеров рейтинга — политический юмор. Даже при наличии большого количества «Квартала» в разных проявлениях люди с удовольствием смотрели Dizel Show от 22.03.2019. Заявленной темой программы было «Кто идет в президенты? За кого голосовать на выборах 2019?», а открывалось представление песенкой «Да здравствует Минздрав» о легализации марихуаны.

В действительности подобные шоу являются классическими политическими кабаре, и было бы целесообразно относить их к общественно-политическим  программы. Как и проекты «Студии Квартал 95» — их традиционные «кварталы» и, в первую очередь, сериал «Слуга народа».

Среди традиционных форматов общественно-политического спектра, которые вошли в мартовский ТОП-50, — программы «1+1» в виде расследований, посвященные действующему Президенту. Люди смотрели «Украинские сенсации», несмотря на все претензии медиа-экспертов по поводу нарушенных стандартов. Рядовой зритель в этих тонкостях не разбирается, ему было интересно — он смотрел.

Отдельно хочется рассказать, что же происходит на наиболее «правильном» с точки зрения соблюдения журналистских стандартов Общественном вещателе. Ни одна из передач НСТУ не вошла в число самых рейтинговых на украинском телевидении. Что касается рейтингов «UA: Первый», то в марте лидерами, ожидаемо, стали информационные программы, которые транслировались в день голосования, — это выпуски новостей и итоговое ток-шоу о выборах «Обратный отсчет». Но в другие дни внимание зрителей привлекли... трансляции чемпионата мира по биатлону. (Данные из ежемесячного обзора показателей телепросмотра украинского ТВ, который готовит «Детектор медиа» в партнерстве с рекламным агентством Vizeum Ukraine (Dentsu Aegis Network Ukraine).

В принципе, это закономерный результат концепции НСТУ о неважности рейтингов, даже более того — о сознательном отказе от популярности телеканалов Общественного вещателя. Они решили идти своим путем, готовить невкусную и неинтересную «манную кашу» (выражение Зураба Аласании) — и вот результат.

И дело ведь не в рейтинге как таковом — дело в том, что Общественное телевидение из-за своей непопулярности является абсолютно невлиятельным.

МАСКУЛЬТ ПОБЕЖДАЕТ ЭЛИТУ

На этой неделе Александр Зинченко — историк, публицист, журналист, автор и ведущий проекта «Рассекреченная история» на «UA: Первый» написал в своем «Фейсбуке» (очевидно, находясь под впечатлением от рейтингов кандидатов в президенты): «Моя работа — это просветительская. Ощущение, что не справился с заданием. Ощущение, что ничему не научил».

Когда исторический телепроект только запускался, Александр Зинченко говорил о нем так: «Думаю, что «Рассекреченная история» может быть интересной всем, начиная от школьной и студенческой молодежи и заканчивая теми, кто считает, что недостаточно знает историю. Кроме рассекречивания, мы также будем обсуждать и уже известные вещи, о которых, по нашему мнению, нужно время от времени напоминать. Благодаря этому проекту молодое поколение сможет открыть для себя то, о чем не могли узнать когда-то их родители или родители родителей».

Но как программа могла стать популярной, если проект по формату был не предназначен для рядового зрителя, особенно для молодежи, и к тому же транслировался на нерейтинговом канале?

Влияние «Рассекреченной истории» на настроении общества было, очевидно, мизерным — но не из-за того, что автор «не справился с задачей» — содержание как раз таки было обеспечено. Но форма, формат, которым должны были заниматься непосредственно телевизионщики, априори определили «нишевость» программы. В итоге произошло то, что должно было произойти, — нет рейтинга — нет популярности среди зрителей — нет электорального влияния.

Как верна и другая закономерность — есть рейтинг — есть влияние на настроения электората.

В целом связь между выбором гражданами любимых передач и их голосованием на избирательных участках можно будет проанализировать в полном объеме уже после завершения избирательной кампании. Оксана Романюк, исполнительный директор Институт массовой информации на днях написала в «Фейсбуке:» «Мы еще будем подводить итоги, но уже можно сказать — эти выборы сделало телевидение. Настолько сильного влияния еще не было». Впрочем, даже поверхностный обзор трендов и тенденций говорит о тесной взаимосвязи между политическими настроениями и содержанием телепространства.

Украинский дипломат, постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба, который недавно представил свою книгу «Война за реальность. Как побеждать в мире фейков, правд и сообществ», серьезно и системно изучает влияние медиа на общественное настроение. Несколько дней назад он изложил в посту в «Фейсбуке» свои оценки того, что происходит в Украине. По мнению дипломата, у нас имеет место противопоставление массовой культуры и элитарной политической культуры.

«В сухом остатке:

— маскульт побеждает элиту;

— элита, чтобы сохранить влияние на общество, должна переосмыслить себя в категориях маскульта;

— «прикол» — это не вспышка, это ключевое слово маскульта завтрашнего дня (соответственно, нет смысла насмехаться над приколом);

— нужно учиться жить в этой реальности и управлять ею», — констатирует Дмитрий Кулеба.

ВИРТУАЛЬНОЕ ОКНО В РЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Первым шагом всей отечественной т. н. элитарной тусовки должен был бы стать внимательный просмотр всех рейтинговых программ украинского телевидения.

Кстати, как мы помним, предвыборная кампания выборов президента стартовала 31 декабря прошлого года. Вот рейтинг ТОП-10 декабря 2018 года (возраст 18+, города 50+).

Данные исследования телевизионной аудитории Индустриального Телевизионного Комитета.

Сериалы-мелодрамы, политический юмор, просто юмор, новости «олигархических» каналов, эстрадные концерты, экстрасенсы. В сущности, перечень самых популярных телепрограмм — это окно в мир повседневной жизни «маленьких» украинцев, с их интересами, страхами, надеждами, желаниями и мечтами. Вполне, реальными, между прочим.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments