Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Плюсы, минусы, подводные камни

плана ЕС по борьбе с дезинформацией
07 декабря, 12:42

Европейская комиссия представила план борьбы с дезинформацией. 5 декабря документ презентовали на пресс-конференции в Брюсселе несколько европейских высокопоставленных должностных лиц, в частности, вице-президент Еврокомиссии Андрус Ансип и еврокомиссар по вопросам цифровой экономики и цифрового общества Мария Габриэль.

ФОКУС НА РОССИИ

Главный фокус защитных мероприятий — на недопущении влияния России на избирательный процесс во время избрания нового состава Европарламента в 2019 году: Габриэль призывала приложить все усилия, чтобы обеспечить невмешательство в будущих  выборах в Европейский парламент.

Но идет речь и о национальных выборах: более чем 50 избирательных кампаний, включая президентские, запланированные в государствах-членах ЕС до 2020 года, и все они в настоящее время находятся под угрозой внешнего, а точнее — российского влияния.

«Мы должны сохранять единство и консолидировать наши усилия для защиты нашей демократии против дезинформации. Мы видели попытки вмешательства в выборы и референдумы, и доказательства указывают на Россию как основной источник этих кампаний», — цитирует Ансипа Deutsche Welle. «Дезинформация является частью российской военной доктрины и частью стратегии раскола и послабления Запада», — отметил он, согласно сообщению Reuters.

Как известно, еще в 2015 году для противодействия российской дезинформационной активности в информационном пространстве Европы ЕС создал специальную рабочую группу по стратегическим коммуникациям. Однако кадровое и ресурсное обеспечение структуры были явно недостаточными для выполнения поставленных перед специалистами задач.

РЕСУРСОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ

Новый план, как сообщает DW, предусматривает многоразовое увеличение бюджета внешнеполитического ведомства Европейского союза, связанного с деятельностью в сфере стратегических коммуникаций. С 1,9 миллиона евро в 2018 году эта сумма вырастет до пяти миллионов евро в 2019-ом. В течение двух лет количество сотрудников, занятых на этом направлении, будет увеличено на 50—55 лиц. В настоящее время в рабочей группе, которая занимается «восточным» (читай: российским направлением) на условиях полной занятости работает только 14 человек.

Еще одно ключевое направление, на котором будет сосредоточено усилие ЕС, — поддержка независимых и качественных медиа. «Мы будем поддерживать качественные средства массовой информации и прозрачность в средствах массовой информации. На это будет направлено 61 миллион евро», — сообщила Мария Габриэль.

Запланированы мероприятия и относительно повышения уровня медиа-грамотности и развития критического мышления у населения стран Европейского союза. Мария Габриэль обратила особенное внимание государств-членов ЕС на необходимость активизации и расширения работы в этом направлении. По мнению еврокомиссара, медиа грамотны и критически мыслящие люди будут принимать более обоснованные решения, то есть смогут не принимать во внимание фейковые новости и не поддаваться влиянию дезинформационных кампаний.

ИНТЕРНЕТ — НЕ «ДИКИЙ ЗАПАД»

Запланированы и другие мероприятия по противодействию российскому влиянию на информпространство ЕС. В марте 2019 года должна начать работу европейская система быстрого оповещения о дезинформации. Она будет фокусироваться исключительно на «скоординированных попытках иностранных игроков манипулировать свободными и открытыми дебатами». Как предусматривается, работа системы позволит государствам-членам Евросоюза оперативно получать сведения о начале дезинформационной кампании и согласовывать общие действия в ответ.

Еще одним направлением борьбы с фейками станет активное привлечение в этот процесс социальных сетей и высокотехнологических компаний, таких, как Google, Facebook, Twitter и Mozilla.

В октябре крупные игроки на европейском интернет-рынке с подачи Еврокомиссии уже подписали Кодекс поведения. Речь, в частности, идет об обеспечении прозрачности политической рекламы, закрытии фейковых аккаунтов, маркировка сообщений, распространяемых ботами, удалении неправдивого или незаконного контента (разжигание ненависти, экстремизм и онлайн-продажа контрафактной продукции).

С января по май 2019 года компании должны будут ежемесячно публиковать отчеты о выполнении своих обязательств. Документы будет тщательным образом анализировать Еврокомиссия. Цель мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить быстрое и эффективное выполнение обязательств, добровольно взятых на себя компаниями согласно ранее подписанному Кодексу.

Нельзя позволить превратить Интернет в «Дикий Запад», отметила Мария Габриэль, сообщает болгарское издание «24 Часа». «Мы должны сразу узнавать, где распространяется дезинформация, и кто за этим стоит», — отметила еврокомиссар.

4,5 ТЫСЯЧИ ПРИМЕРОВ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

Попробуем оценить план ЕС относительно противодействия дезинформации и спрогнозировать эффективность его реализации.

Сначала о хорошем.

Хотелось бы, во-первых, порадоваться за Европейский Союз: наконец, еврочиновники начали называть «противника по имени» (Россия) и четко артикулировать его цели и задачи («раскол и послабление Запада»).

Нужно отметить, что одновременно с презентацией плана борьбы с дезинформацией было обнародовано специальное исследование относительно распространения российской пропаганды в Евросоюзе.  Эксперты дипломатического корпуса ЕС и Европейской комиссии подготовили доклад, в котором четко заявили о том, что российская пропаганда является наибольшей угрозой для Европейского союза.

Как сообщает «Радио Польша», над докладом с 2015 года работала специальная группа ЕС по борьбе с российской пропагандой. Она выявила 4,5 тысячи примеров дезинформации, которая поступает из России.

Глава МИД Польши Яцек Чапутович, комментируя настоящий документ, заявил, что растет осознание преднамеренной дезинформации и гибридных мероприятий, которые проводятся Россией. По словам министра, Евросоюз и НАТО все больше осознают угрозу со стороны России.

Эти сообщения однозначно настраивают на оптимистичный лад — определение противника и методов его деятельности является первым шагом к победе.

Во-вторых, в Евросоюзе поняли, что на волонтерских усилиях эффективное противодействие российским дезинформационным кампаниям не построишь, и прибавили ресурсы специальной команде, которая действует при «комиссариате» ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности и занимается стратегическими коммуникациями, — главным образом, развенчивает российские фейки.

5 ПРОТИВ 1100

А теперь о некоторых сомнениях.

Как уже было сказано выше, Европейская Комиссия собирается направить 5 миллионов евро на борьбу с дезинформацией. В соответствующем отделе ЕК будет работать несколько десятков людей. Зато Россия, как отмечалось, собственно, на презентации европейского плана, выделяет на распространение фейків 1,1                миллиарда евро в год. Только на «фабрике ботов и троллей» в Санкт-Петербурге работает 1000 сотрудников, занятых полный рабочий день,  85% усилий которых направлено на распространение фальшивых сообщений.

То есть ресурсы РФ и ЕС, что направляются, соответственно, на дезинформационные атаки и на защиту от них, являются абсолютно несоизмеримыми.

Можно, конечно, говорить, что дело в качестве, а не в количестве, но иногда, как  знаем, российская тактика «массированных атак» бывает успешной против европейских профессиональных, но малочисленных армий.

Это первая пессимистическая заметка относительно обнародованного ЕС плана действий.

Вторая — это явное и подчеркнутое нежелание еврочиновников занимать проактивную позицию. Впрочем, борьба с последствиями остается борьбой с последствиями.

Следующее замечание связано с предыдущим. Желание бороться исключительно с дезинформацией, не рассматривая это явление в контексте российского гибридного вмешательства в европейские дела, делает план ЕС априори ограничено эффективным.

Если бороться только против проявлений российской дезинформационной активности, лишь в ЕС и только в сфере вмешательства в выборы, это разве что заставит кремлевских технологов разрабатывать другие схемы и искать другие каналы влияния на европейское сообщество. Не думаю, что это для них будет неподъемной задачей.

Еврочиновники явно боятся слов гибридная война и не хотят вмешиваться в безопасностные проблемы. Но, ставя своей целью борьбу только с локальными, только последствиями, только с частью проблемы, можно разве что обеспечить себя работой на многие годы вперед, потому что эта борьба будет длиться бесконечно.

И ЕЩЕ РАЗ О РАЦИО

И, наконец, главное замечание — отсутствие проактивной позиции. Можно, конечно, отнести к таким мероприятиям деятельность, направленную на повышение медиаграмотности и развития критического мышления. Но если бы в Еврокомиссии кто-то задался бы целью изучить труды Нобелевских лауреатов, они бы узнали, что человек по своей природе не способен принимать полностью рациональные решения.

В экономике существует теория ограниченной или связанной рациональности, за разработку которой американскому ученому Герберту Саймону в 1978 г. была присуждена Нобелевская премия. Содержание теории ограниченной рациональности в том, что человек не может, не в состоянии принять действительно выгодное (самое полезное) для себя решение. Поэтому даже максимально медиаграмотный человек с максимально развитым критическим мышлением не способен будет противостоять дезинформации и пропаганде. Потому что он — человек.

Это длительная философская дискуссия, но, кажется, она, как никогда, является важной и актуальной. Проактивные мероприятия, направленные на противодействие российской дезинформации, должны основываться не только на воспитании людей.

ФОРМАТ И СМЫСЛЫ

Нужно понимать, что Россию не превращает и не собирается превращать информационное пространство на «Дикий Запад», а для защиты демократии нужно лишь заставить ее играть по правилам. Совсем нет. Россия действует очень технологически, системно и может легко подстраиваться под любые правила и рамки. Главными в деятельности российских технологов являются смыслы, а не формат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать