По чужим лекалам
На эти праздники украинское ТВ побило все китчевые рекорды, считают зрителиВ новогоднюю ночь с телевидения особый спрос. Во-первых, потому, что встречать Новый год у телевизора (как бы не кривили губы снобы) все-таки для многих из нас — традиция, может, даже более стойкая, чем пресловутые оливье и шампанское на праздничном столе. Во-вторых, задолго до 31 декабря все каналы сами наперебой убеждают зрителей, что наконец-то подготовили для них нечто, совершенно уникальное. И ведь большинство из нас знает, что верить не стоит, но все-таки беремся за пульт. Оказывается, действительно — зря. Единственное, чем, кажется, украинским каналам удалось нас удивить, — это полной «оригинальностью» в момент, когда стрелки часов сходятся на цифре «12». На одних — полное молчание. Другие все же дали в эфир бой часов. И лишь на трех (?) каналах прозвучал Государственный Гимн. В остальном же — торжество одинаковости: знакомые до оскомины лица, мелодии и ритмы. В основном — в жанре «секонд- хенда», причем непонятно какой страны, по чьему заказу сделанное и для кого. Ни одного эксклюзивного, запоминающегося собственного телепродукта. Почему такой кризис жанра? Ведь безденежьем ТВ сегодня при всем желании не может оправдаться. Мы попытались это выяснить из первых рук. Но на каналах по разным причинам (занятость одних, отсутствие других первых лиц и т.д.) от разговора ушли. Хотя, нам кажется, он нужен в первую очередь телевизионщикам. Зрители (в данном случае — устами уважаемых экспертов «Дня») свое слово сказали. Но нам почему-то кажется, что разговор этот не окончен. Ведь праздник заканчивается, а проблемы, о которых ведут речь эксперты, остаются.
Сергей ТРЫМБАЧ , киновед, кинокритик:
— Украинское новогоднее телевидение, в принципе, не изменилось. Помню, как перед Новым годом-2005 телевизионщики, во всяком случае, некоторые из них, говорили о том, что они не успели после «оранжевых» событий подготовиться к Новому году, создать что-то оригинальное уже вне цензурных требований. Вот прошел и 2006-й, и 2007- й Новый год, а украинское телевидение остается в том же поле российского влияния. Мы встречаем Новый год по российским лекалам и, собственно, даже не лекалам, а берем их готовый продукт. Отчасти это политика, но списать это на правительство Януковича (мол, он такой пророссийский) невозможно, ведь так же было при правительствах Тимошенко и Еханурова. Здесь дело уже, по-видимому, в телевизионной публике. Нет желания создавать что-то стоящее. А если желание и есть, то оно упирается в деньги и в творческую потенцию. И сериалы, и фильмы сейчас делаются в большинстве своем на российские деньги с ориентацией на российскую аудиторию прежде всего, то есть именно украинский адресат не выделяется. Украинский адресат — это то же самое, что и российский. Поэтому легче делать продукт на русском языке, при этом навешивая украинские титры и субтитры. Ну а если уж смотреть что-то собственно украинское, например, телепродукт, транслировавшийся на УТ-1, то это что-то уж слишком жалкое и немощное и к тому же дает лишний повод сказать: ну вот, видите, украинское — оно вообще никакое.
Сергей АРХИПЧУК , режиссер Национальной оперы Украины:
— Наше новогоднее телевидение стало значительно хуже. Идет ориентация на самые плохие образцы массовой культуры, очень занижен уровень и музыкальный, и литературный, сам спектр исполнителей очень беден жанрово, и сами представленные люди — тот пантеон массовой культуры, иногда даже не успевают сменить рубашку или пиджак. Зрительно отвлечься от шоу, показываемых вечерами, можно было разве что лентами. Но все телеканалы очень бедны в выборе стран и фильмов. Идет ориентация на продукцию, сделанную либо неизвестно где — то ли в Украине, то ли в России либо в США. А рядом существуют очень интересные киногосударства, интересные своими режиссерами и своими фильмами, ставшими мировой классикой, — это и Венгрия, и Испания, и Италия, интересно и латиноамериканское кино, корейское и китайское кино... Можно назвать очень большой список стран со своей крупной не киноиндустрией, а именно кинокультурой, до сих пор остающейся закрытой. Пока что копейка и простая выгода доминируют, такое впечатление, что люди, раньше работавшие завскладами или прапорщиками, занимавшиеся обеспечением тыла в военных частях, теперь занимаются проблемами духовности и культуры. Все и зависит от них, от людей, не имеющих ни чести, ни достоинства, ни образования, ни самоуважения.
К тому же, наше информационное пространство принадлежит чужому государству, оно ему отдано. Об этом никто не говорит, но это объективно так. Наши производители ТВ- продукта ориентируются на образцы тех исполнителей, которые сюда ездят, которые продаются, и, возможно, это — система «откатов». Очень постыдное явление, разрастающееся с каждым годом. А хуже всего то, что люди привыкают к этому. Например, адаптируются к «Сорочинской ярмарке», которую «крутят» уже несколько лет и которую лично я не могу смотреть больше нескольких десятков секунд. Это и есть современное искусство, это и есть искусство вообще — потребление подделок. Так же, как в супермаркетах, когда испорченную колбасу отвозят назад на комбинат, перерабатывают и потом продают как свежую. Такое происходит и на телевидении, а это самое массовое искусство, больше даже, чем кино.
И еще — очень низкий уровень продюсеров телеканалов. Когда я вижу, что на «5-й канал» комментировать смерть Хусейна приглашают Наталью Витренко, я думаю о том, что на этом канале появилась какая-то порочная некрофилия, любовь к политическим трупам, и это продолжается — мы видим одних и тех же героев (собственно, как на эстраде, так и в политических ток-шоу), они, как та колода засаленных карт, тасуются с канала на канал, успевая перепрыгивать с этажа на этаж на Мельникова или ездить с одного канала на другой.
Вадим СКУРАТИВСКИЙ , искусствовед, публицист, писатель:
— Как там поется в украинской народной песне: «Жито половіє...». Можно сказать, что украинское телевидение, начиная с середины 90-х и далее, все хуже и хуже. По-моему, в этом году оно побило все китчевые рекорды. Прошу прощения, но это паскудство! Все без исключения каналы, непрестанно какой-то глупый китч, и я, честно говоря, здесь вне всяких эстетических, даже этических оценок этого самого телевидения. Вспоминаю только высказывание поэта Юлиана Тувима о том, что радио — гениальное изобретение: один поворот регулятора — и ничего не слышно. Слава Богу, один поворот регулятора — и на экране ничего не видно. Это все связано с бездарностью нашего общества, с тем, что мы сами позволяем этой телевизионной банде издеваться над целой нацией, которую посадили на телевизионную наркотическую иглу, а потом мы видим, что происходит с этой, с позволения сказать, нацией. Телевидение, непрестанно показывающее разных там поплавских и сердючек, — оно действительно вне всяких оценок. Мерзко, гадко... Наверное поэтому я и оставил кафедру телережиссуры в Университете кино и телевидения им. Карпенко-Карого, где я преподавал почти 20 лет, мне просто неудобно даже перед студентами в связи с нынешним украинским телевидением. Будем говорить откровенно, что есть у украинского телекитча мировая контекстность. Телевидение почти везде плохое, но на Западе все же догадались работать над дифференциацией каналов, и, в конечном итоге, каждый канал тематический, это позволяет избегать непрестанного китча на всех каналах без исключения, а Украина не собирается этого делать. Ну что же, прошу прощения, телевизионное паскудство.
Дмитрий КАПРАНОВ , писатель:
— Новогоднее телевидение Украины запенилось: раньше оно было «мылом», а теперь это просто «пузырьки». Мало того, что раньше телепространство было больным в новогоднюю ночь, теперь оно больное уже целую неделю после этого, и до сих пор телевизор смотреть абсолютно невозможно. С экранов исчезли фильмы, даже традиционную «Иронию судьбы» показал только один канал, причем накануне праздников. А это же хит всех времен и народов, как обязательный Дед Мороз. Зато было слишком много так называемых звезд, которые пели, танцевали, на льду катались, — и все это с канала на канал. Поэтому многие зрители просто выключали телевизор и читали книги. Возможно, в новогоднюю ночь это не самый лучший совет, но с похмелья первого числа вечером прочитать хороший роман — единственное лекарство от телевидения. Сегодня в нашем информационном пространстве «рулит быдло». Имеется в виду не ругательство, а квалификация духовного состояния человека, его духовного развития. Это люди, не получающие полноценных эмоциональных впечатлений от потребления культуры — фильмов, книг, спектаклей, они не умеют сопереживать, они гиперциничны, они не понимают, что такое духовный катарсис, который мы все в искусстве ищем. Это люди с парализованными душами. Свой духовный паралич и убожество они прикрывают гиперцинизмом и под лозунгом «пипл хавает» берут и лепят в кучу банальную халтуру. Но именно они заправляют сегодня информационным пространством. Это результат культурно-книжного голодомора, начавшегося в Украине в 1994 году во времена гиперинфляции, когда фактически прекратилось производство культурного продукта, соответственно прекратилось потребление, и уже целые поколения выросли за пределами полноценной культурной среды. Кроме того, такие люди очень боятся, что над результатами их работы такие же циники, как они, находящиеся рядом, посмеются. Поэтому они и выдают одинаковый штампованный продукт, потому что точно знают, что не ошибутся. Это болезнь, она тяжело лечится...