Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Почему вы так боитесь журналистов?»

Суд оккупантов над Николаем Семеной — за «мыслепреступление»
24 марта, 11:47
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В понедельник, 20 марта, в оккупированном Симферополе должно был начаться судебное разбирательство дела против журналиста Николая Семены, которого, напомним, обвинили в призывах к «нарушению территориальной целостности РФ» за его статью с одобрением блокады полуострова на интернет-ресурсе «Крым. Реалии», вышедшей в разделе «Мнения».

► «День» уже писал о позиции Николая Михайловича и его адвокатов, в частности цитируем Андрея Сабинина: «Защита исходит из позиции Семены о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно действующим международным договорам территория Республики Крым является частью Украины, а принцип территориальной целостности обоих государств может рассматриваться только в контексте существующих на сегодняшний день договоров, определивших границу ранее, в 1997—2004 гг. Кроме того, позиция, высказана журналистом, по его мнению, в рамках допустимой общественно-политической дискуссии по проблеме Крыма и является реализацией его права на свободу выражения мнений» (см. «День» № 13-14 от 27 января т.г.).

Однако на первом заседании, когда дело должно было рассматриваться по существу, рассмотрения как такового не было. Сам Николай Михайлович рассказывает «Дню»: «Первое же, опять неудачное, слушание по существу дела выявило и политический, и заказной характер процесса. Казалось бы, задача суда состоит в том, чтобы хорошо подготовиться к процессу. И они, надо сказать, «подготовились».

Во-первых, отказали журналистам в праве вести фотосъемку и видеозапись заседания. Тем, кто прислал соответствующее ходатайство по почте, — аргументировали тем, что надо было подавать лично. А тем, кто подавал ходатайство лично, отказали тем, что сказали, надо было подавать по почте.

Во-вторых, все предыдущие заседания, которые были только подготовительными и по УПК были закрытыми, проводились в больших и хорошо оборудованных залах. А когда пришла очередь основного слушания, которое должно быть открытым и гласным, для него отвели маленький зальчик, в который пустили только стороны процесса и «свидетелей», для журналистов не осталось места. Более того, нам с адвокатами пришлось разместиться за крохотным столиком, на котором стояла какая-то аппаратура, а поверх мы вынуждены были положить свою одежду, а уже на нее документы. В таких условиях суд работать не мог, поэтому Александр Попков, который своевременно обнаружил, что рядом пустовали два больших зала, заявил ходатайство об обеспечении для заседания надлежащих условий. На что представители прокуратуры заявили, что это уже неуважение к суду и прихоть адвокатов. Может, им еще подать кофе в постель? Судья Надежда Школьная хотела сразу вести заседание дальше, однако адвокат попросил все же, как положено по УПК, сначала принять решение по ходатайству. Тогда судья вместо того чтобы перейти в большой зал, просто перенесла заседание на другой день. Спрашивается: почему вы так боитесь журналистов, если вы правы и у вас все законно?».

► Так что следующее заседание должно состояться уже почти через две недели, 3 апреля. Адвокат Семены Александр ПОПКОВ на вопрос «Дня» о его прогнозе относительно дальнейшего рассмотрения дела после такого начала ответил: «Не готов я гадать, каким будет процесс. В течение трех предварительных заседаний все проходило более чем корректно в отношении защиты. Суд не удовлетворял наших заявлений по существу дела, но при этом весьма лояльно относился к нашим правам, например, отложил заседание, когда на обыске у адвоката Курбединова изъяли компьютер и документы по делу. Так что происходившее в понедельник для нас стало откровением, хотя в российских судах подобное практикуется. Опять же пока рано обсуждать правосудие в деле Семены, мы только в начале пути. Мы можем говорить о проявлении правосудия на предварительном следствии. Так, например, нам следователи препятствовали в получении документов по делу. Мы обжаловали отказ в выдаче документов, а крымские суды закрыли глаза на явное беззаконие со стороны следствия. Даже решение Конституционного Суда РФ не явилось аргументом для судей. А еще там отдельная история с разрешением на мониторинг компьютера Семены — оно выдано Председателем ВС Крыма фактически задним числом, после того как они мониторили вовсю» (напомним, на последнем «Дню» акцентировал и другой адвокат журналиста Андрей Сабинин).

► Николай Семена в интервью на том же ресурсе «Крым. Реалии» отметил, что готов и к худшему вердикту суда. То есть к реальному сроку лишения свободы. Александр Попков воздерживается от прогнозов. «Статья довольно тяжелая — до 5 лет лишения свободы. По этой статье в России уже несколько человек получили реальные сроки лишения свободы. Например, почти безвестная в Украине краснодарская активистка Дарья Полюдова, которую отправили на два года в колонию за акции солидарности с украинским народом», — говорит адвокат.

► «День» и в дальнейшем будет следить за ходом дела. Пока же, как советует Александр Попков, необходимо донести до каждого — нашего коллегу «преследуют за его мнение, за его деятельность, за мыслепреступление, за то, что он призывал вернуть Крым Украине. Хотя с подобными заявлениями и резолюциями выступают различные политики и организации — от Европарламента до ООН. А еще — его судят по статье, которая была введена в действие как раз в связи с событиями в Украине».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать