Поп-конвейер
В октябре на «Новом канале» стартует украинская версия всемирно известного проекта
Фабрика — это конвеер, не всегда хорошее качество и загрязнение окружающей среды. Звезды — это обычно капитал, шоу-бизнес и пафос. «Фабрика звезд» — это кузница эстрадных талантов. Теперь — и украинских. К участию в конкурсе организаторы приглашают тех, кто умеет петь, танцевать, а также тех, кто не умеет ничего. Странный критерий, но во всяком случае — откровенный. Учитывая российский опыт, параметры, по которым «лепятся» исполнители, как и на всех фабриках, подгоняются под среднестатистического потребителя, вкус масс, а также — рейтинги. Каждый участник получает необходимые — совсем не ему — качества. С лирикой у российской «Фабрики» особые проблемы. Над содержанием песен фабрикантов считает должным посмеяться каждый, даже самый последний телевизионный маргинал — «Аншлаг». Но «Фабрика» в пределах украинского телепространства обретает какую-то даже альтернативность. Ведь она, наверное, не даст спокойно спать фавориту воскресного прайм- тайма — программе «Шанс».
Поначалу формат голландской компании Endemol — проект «Академия звезд» (оригинал «Фабрики звезд») впервые был показан во Франции. Старт — октябрь 2001 года. После этого — появление клонов по всей планете — в 50 странах: США, ЮАР, Австралия, Египет. Суть аналогичных реалити-шоу «Фабрика звезд» заключается в следующем. Из огромного количества претендентов выбирается определенное количество человек (12—16), которые в течение месяца в специально оборудованном доме под непрерывной слежкой многочисленных видеокамер и миллионов глаз обретают надлежащие очертания и борются за звание самого фабричного продукта, которого в новой блестящей и очень дорогой упаковке выпустят в свободное плавание на просторы шоу-бизнеса. В течение этого периода потенциальные звезды берут уроки вокала, хореографии, актерского мастерства у известных людей, их красиво одевают и аккуратно причесывают самые модные стилисты, парикмахеры, визажисты. П роект действительно пользуется безумной популярностью. Фабриканты завоевывали даже хит-парад MTV. Девичья группа Gіrls Aloud, победитель английского конкурса «Академия звезд», с известной песней Sound Of The Underground в свое время дошла до первых строк авторитетного хит-парада. А дебютный сингл Evergreen/Anythіng Is Possіble победителя американского реалити- шоу Pop Idol, Вилла Янга разошелся тиражом свыше миллиона копий в течение недели. Хотя как первый, так и второй его альбомы никакого ажиотажа не вызвали... Ежегодно голландская компания-изобретатель Endemol даже проводит международный фестиваль Evrobest, который состоит из выступлений победителей «Фабрик» из различных стран.
В Украину самый большой наплыв фабричного творчества попадает из России. Кто из наших граждан не знает, например, группу «Корни» или Юлию Савичеву? Тем временем в России «Фабрика звезд» работает на всю мощность уже пять лет, наводняя поп-сцены СНГ все новыми и новыми результатами своего производства и с лишком обеспечивая страну конкурсантами на Евровидении. Сейчас там готовится уже седьмой эпизод проекта. Но отношение к «Фабрике» самих россиян далеко не однозначное. Ясное дело, есть миллионы сторонников, но есть, например в рунете, «Сайт ненавидящих «Фабрику звезд». Если сами организаторы называют реалити-шоу «возможностью заявить о себе и найти место на музыкальном небосклоне», то сайт неприятелей комментирует деятельность «Фабрики» так: «Нет спасения от тех, кто не умеет петь...».
Что получится из украинской «Фабрики звезд» покажет время и готовый продукт. А пока известно, что воспитателями будущих звезд станут шоу-бизнесовые гуру. Продюссировать проект будет Юрий Никитин. Среди «учителей» — театральный режиссер Роман Виктюк (актерское искусство), оперная певица Елена Гребенюк (вокал), гимнастка Лилия Подкопаева (физическая подготовка), режиссер-постановщик Елена Коляденко (танцы). Режиссером станет клипмейкер Максим Паперник, стилистом — Анжела Лисица, парикмахером — Владимир Тарасюк.
Чтобы разыскать претендентов на главное соревнование, проведут ряд кастингов в различных городах Украины, которые закончатся финальным отбором 25—26 августа в Киеве. Критерии отбора для потенциальных участников звучат поощрительно: «Умеешь петь? Приходи! Умеешь танцевать? Приходи! Ничего не умеешь, но есть желание? Все равно приходи!..» Для претендентов организаторы установили возрастное ограничение: участие в отборе проходят только те, кому от 16 до 30 лет и приходить нужно с паспортом! По результатам отбора жюри 16 человек поселят в «Звездном доме» — двухэтажном здании, площадью свыше 1,5 тыс. кв. м, в котором установлено 28 камер. Ежедневно на Новом будут транслироваться видеоотчеты, а каждую неделю в прямом эфире будет проходить гала- концерт. По результатам выступлений наставники «Фабрики звезд» будут отсеивать трех самых слабых, по их мнению, участников. В финале останутся шестеро, трое из них и станут победителями. Юрий Никитин пообещал будущим победителям поддержку на протяжении двух лет, а Роман Виктюк — обучение в ГИТИСе. Организаторы утверждают, что это будет самый дорогой проект на украинском ТВ. Напомним, что до этого лавры самого дорогостоящего проекта принадлежали «Танцам со звездами», бюджет которого составил 1 млн. долларов.
Увидим. Но почему-то создается такое впечатление, что совсем скоро полуфабрикаты из-за своего избытка просто перестанут усваиваться обществом. Может, тогда и исчезнут конвейерные исполнители и придет время для «хэнд мейда».
P.S. Проект художников творческой группы «5» под названием «Фабрика звезд» открылся 7 июня в киевской галерее «L’art». Инсталляция представляет собой кучу обезглавленных «человеческих» поролоновых тел, одетых в тряпье. Внутри этой жуткой «горы» — телевизоры, транслирующие видеоарт. Рядом — конвейер, по которому последовательно и в четком порядке движутся эти же «люди». На стенах — фото с изображениями все того же фабричного процесса. Смысл угадать не сложно: эпидемия массовости, потребительское общество, а человек — это товар.
Выпуск газеты №:
№91, (2007)Section
Медиа