Потребность в газете — неизменна
В чем преимущество печатных изданий перед телевидением и Интернетом
Сегодня в Украине газеты читают 70% граждан. На взгляд ученых Института социологии НАН Украины, эта тенденция стабильна и в ближайшее время сложно предсказать какие-либо изменения. Как выяснилось, Интернет и телевидение лишь частично конкурируют с печатными изданиями, поскольку газеты имеют свои неизменные «плюсы» — их можно привести в качестве доказательства, документа. Важность информации, которую украинцы получают со страниц газет, отражается и на уровне их доверия к СМИ. Так, по данным экспертов, уровень доверия к СМИ намного выше уровня доверия к другим структурам. По пятибалльной шкале он составляет три балла с тенденцией к повышению. И хоть это и не много, но этот показатель превышает показатели доверия к практически всем органам государственной и негосударственной власти. «Над» СМИ — только армия и духовенство. Отметим, что больше доверяют СМИ жители сельских населенных пунктов. В чем секрет неизменности роли печатных изданий «Дню» рассказал старший научный сотрудник отдела социальной экспертизы Института социологии НАН Украины Александр ГОНЧАРУК.
— Темпы развития и распространения информационных технологий наталкивают на мысль, что скоро газеты перестанут быть важными источниками информации, поскольку не выдержат конкуренции. Но жизнь и социологические исследования показывают, что телевидение и Интернет не уменьшают у людей желания читать газеты. На ваш взгляд, почему?
— Прочность позиции газеты в том, что она может долгое время хранить информацию, получаемую людьми, то есть информация есть в материализованном виде. Именно поэтому газета остается, ведь ее можно привести в качестве доказательства в ЖЭКе, в сельском совете и тому подобное. Еще одна важная вещь в газетах, особенно официальных, — в них есть нормативные акты. Когда вы слышите о нормативных актах по телевизору, то это ничего не значит, а если в качестве аргумента приводят информацию из печатного органа, тогда это убедительно. То же самое с информацией из Интернета: она не формализована. Поэтому если речь идет не о развлечениях, а о ценных для человека знаниях, то ничего не может заменить газету.
Согласно нашим исследованиям, в Украине сегодня газеты читает 70% граждан. Это касается как городов, так и сел. Эта цифра может колебаться, но в целом она не меняется. Горожане больше всего читают центральную (всеукраинскую) прессу и городскую, а жители сельских населенных пунктов — районную (33%) и областную (37%). Что касается вкусов, то они, как правило, в сельской местности меняются очень мало. Там есть уже традиция выписывать «Сільські вісті», соответственно, там эта газета наиболее популярна (если говорить о всеукраинских изданиях). В городах сложнее, потому что одни газеты появляются, а другие — закрываются. Что касается времени, которое респонденты посвящают чтению газет, то оно в одинаковой степени касается всех опрошенных — это от 0,5 до 1 часа ежедневно. В городе, как правило, читают 1,8 газеты — почти две, в селе — 1,4. Также жители городов значительно чаще — больше чем в два раза по сравнению с жителями сел читают российские газеты. На мой взгляд, это означает, что национальные печатные СМИ не заняли все возможные ниши по характеру информации и подают недостаточное количество информации о мире. Из-за этого в значительной степени проигрывают в конкурентной борьбе за читателя.
Можно утверждать, что сегодня в Украине существует два мощных информационных поля для разных типов населения: национальное поле для жителей городов и региональное поле для жителей сельских населенных пунктов. Степень взаимодействия этих полей определить сложно, хоть и известно, что общенациональное поле является преимущественно политически ориентированным, а региональное имеет преимущественно социально-экономическую направленность.
— Почему же проигрывает телевидение и интернет — только потому, что информацию не «удержишь» в руках? Или у них другие задачи?
— В старом кино говорили, что скоро будет «сплошное телевидение», но так не получается в связи с тем, что телевидение дает вербальную информацию, которую трудно повторить, сохранить и воспроизвести. Для этого человеку нужно приложить еще усилия. То есть недостатки телевидения в том, что вербальная информация не является таким доказательством, как информация, поданная в газете... По нашим данным, средняя продолжительность просмотра телепередач у наших граждан — 2,5 часа ежедневно (одинаково как для сельских, так и для городских жителей). В соответствии с этим можно было бы сделать предположение, что основным источником информации является именно телевидение, но это не совсем так, поскольку не все телепрограммы информационные, большинство — развлекательные. К тому же просмотр передач происходит в пассивном режиме, во время выполнения каких-то домашних работ, поэтому не требует постоянного сосредоточения внимания. Из-за этого телевидение скорее является средством развлечения, а не серьезным информационным ресурсом. Если еще вспомнить о радио, то оно по временным затратам занимает промежуточное место между телевидением и газетами. Его слушают чаще в городах (от 0,5 до 1 часа), в селе — чуть меньше. Правда, 25% опрошенных украинцев ответили, что не слушают радио вообще. Отмечу, что прослушивание радио тоже не требует активного восприятия. А вот чтение газет — это исключительно активный способ получения информации, он требует задействования мыслительных процессов (анализа, сравнения и т.п.). Поэтому хоть газеты и не на первом месте по времени, которое человек отдает им, все же они продолжают занимать свою незаменимую нишу в информационном пространстве Украины.
Выпуск газеты №:
№190, (2011)Section
Медиа