Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Процесс пошел»?

Несмотря на жаркие футбольные события, транслируемые на наших экранах, от медиа-сферы все больше «веет холодом»
17 июня, 20:11
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Поскольку минувшая теленеделя была пронизана футбольным энтузиазмом, некоторые телеканалы сумели отвлечься от опостылевшей политики, уделяя львиную долю своего внимания чемпионату в Южной Африке. Но политика никак не желала отпускать телевидение из своих могучих объятий.

НЕ ТОЛЬКО НЕ РОССИЯ, НО И НЕ ФРАНЦИЯ

В частности, мы увидели в Украине российский телеримейк 10-летней давности, который у наших соседей назывался «спор хозяйствующих субъектов». И если в России жертвами такого «спора» стали каналы НТВ и ТВ-6, то в Украине — «5 канал» и TBі. Схема была та же: мол, никакой политики, чистый бизнес и не менее чистое решение суда об изъятии частот вещания. Действительно, зачем связываться поштучно с отдельными журналистами, когда можно вывести из игры, маргинализировать весь канал?

Правда, во всей нынешней украинской истории со свободой слова есть один существенный момент. Тем, кто пытается внедрить цензуру, значительно упрощают задание сами журналисты...

Вот об этом и шел разговор на «Шустер — LIVE», где основными фигурантами выступали шеф СБУ Валерий Хорошковский, владелец «5 канала» Петр Порошенко и главный редактор TBі Николай Княжицкий. Дискуссия была чрезвычайно интересной в силу внутреннего драматизма и наличия реального, не выдуманного (как это часто бывает во всевозможных «ток-шоу» на нашем ТВ) конфликта, персонифицированного участниками действа. На шефа СБУ сразу же излился поток обвинений. Ему поставили в вину совмещение должности руководителя спецслужбы с членством в Высшем совете юстиции и с владением значительным медиа-ресурсом. Но постепенно выяснилось, что весьма близок к истине, как мне показалось, Петр Порошенко, заявивший, что в обсуждаемой ситуации речь идет вовсе не об экономических интересах хозяйствующих субъектов, а о политическом интересе уничтожить свободу слова. Печально, что новая власть в Украине так слепо, рабски копирует российский опыт борьбы с независимыми СМИ.

Валерий Хорошковский, несмотря на тяжелые обвинения в его адрес, демонстрировал готовность вести честную и цивилизованную дискуссию. Это вызвало восторг Савика Шустера, не преминувшего заявить, что бывший шеф СБУ не приходил в студию, а нынешний вот он, стоит перед вами. Кажется, Шустер что-то путает, Валентин Наливайченко никогда не отказывался от общения с прессой.

Отбиваясь от претензий по поводу сворачивания свободы слова, Валерий Хорошковский привел пример Франции, где в сети якобы нельзя выступать под псевдонимом (ником), а только под своим собственным именем. Знатоки интернета, коих в Украине сейчас миллионы, впрочем, легко смогут проверить истинность этих утверждений и сделать собственные выводы...

Хотя, конечно, Украина не только не Россия, но и не Франция. В устоявшихся традиционных демократиях, когда люди из поколения в поколение уверены в перспективах общественной и личной свободы, отдельные ограничения, такие как необходимость назвать свою электронную почту в случае регистрации на каком-то сайте, не воспринимаются как сигнал к тотальному наступлению на права граждан.

История Украины намного более печальна, чем история Франции, не пережившей эпопею ЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, не знавшей ГУЛАГа и массового преследования и искоренения всякого вольнодумства. В школьные годы автора директор учебного заведения в своем кабинете проводила задушевную воспитательную беседу с вашим покорным слугой на предмет его вольнодумных проявлений. В частности, она рассказала, как у нее на малой родине на избирательном участке какой-то человек в кабинке для голосования написал на бюллетене нечто критическое по адресу партии и правительства. «Через несколько лет его нашли аж на Камчатке», — со священным ужасом поведала мне директор, явно заботившаяся о моем благе и рассказавшая эту историю, чтобы я не питал иллюзий относительно «социалистической демократии» и не вляпался в неприятную ситуацию.

Мы — не Франция. У нас другое прошлое (да и настоящее), мы слишком часто обжигались, потому имеем право на особую подозрительность, когда речь идет о возможных ограничениях свободы слова, мысли и их публичного выражения. Именно поэтому на некоторых сайтах, где недавно ввели обязательную регистрацию всех участников обсуждений на форумах, сразу в несколько раз упала активность читателей. В нашем обществе следует исходить из презумпции вины власти по отношению к правам человека. Украинцы выстрадали свободу и потому могут себе позволить, более того, обязаны быть недоверчивыми даже тогда, когда речь идет лишь о потенциальных посягательствах на их права. А что касается злоупотреблений свободой в интересах антигосударственной деятельности, что тоже в Украине имеет место, то для борьбы с этой опасностью необходимо специальное законодательство, разумеется, такое, что не оставалось бы только на бумаге, — как, например, ответственность за сепаратизм.

АНАФЕМА ОТ ПРОРОССИЙСКОЙ ТРИАДЫ

У Евгения Киселева на «Интере» обсуждали настоятельную просьбу Московского патриарха Кирилла (Гундяева) переименовать улицу Ивана Мазепы в Киеве. И при прошлой нашей власти в Москве с украинским суверенитетом считались не очень, а теперь и вовсе игнорируют. Вообще-то ситуация скандальная. До прихода к власти Партии регионов до такого не доходило.

Киселев пригласил обсуждать этот сюжет известного Олеся Бузину, народного депутата Юрия Болдырева от ПР и представителя Затулина в Украине Владимира Корнилова. Им на растерзание бросили политтехнолога БЮТ Олега Медведева и народного депутата от НУ-НС Лилию Григорович. Пророссийская триада не обманула ожиданий. Нардеп Болдырев «изобличал» гетмана Мазепу. Вот, к примеру, одно из экзотических обвинений: мол, Мазепа вступил в союз с лютеранином (шведским королем Карлом ХII). Руководствуясь подобной логикой, нужно было предать церковному проклятию и самого Петра, вступавшего в ходе Северной войны в союз с лютеранами и католиками одновременно.

Между тем, церковной анафеме подвергают только лиц, совершивших преступление против веры (идолопоклонство, ересь, кощунство и т.д.), но никак не против государства и уголовного законодательства. Политический характер церковного проклятия, объявленного Ивану Мазепе церковью, абсолютно зависимой от царя-деспота Петра I, организатора явно еретического и кощунственного «всешутейшего собора», совершенно очевиден. Даже для анафемы Льву Толстому было гораздо больше формальных оснований. Лев Николаевич выступил с особым этическим учением («толстовство»), которое противоречило учению церкви и трактовалось ею как ересь. В частности, Л.Н.Толстой активно поддерживал движение «духоборцев», которые выступали за «одухотворение омертвевшей в православии веры». «Духоборцы» полностью порвали с православием. Лев Толстой на гонорар за роман «Воскресение» зафрахтовал два парохода, на которых еретики отправились в Канаду для основания там своих поселений. А у нас в Киеве есть площадь Толстого, может, тоже переименовать, все-таки еретик?

А что касается Мазепы, то украинский народ четко высказал свое к нему отношение в знаменитой сентенции: «Від Богдана до Івана не було гетьмана», где Богдан — Хмельницкий, а Иван — Мазепа. Хотя были все-таки заметные гетманы, но украинский народ наиболее выдающимися признал этих двух. Впрочем, это мнение для нынешней власти не имеет никакого значения, главное, что в Москве скажут... Вот то, что там скажут, и будет объявлено истиной в последней инстанции.

Несколько удивляло присутствие на этом псевдоисторическом шабаше доктора политических наук Владислава Гриневича, весьма авторитетного историка и приличного человека. За всю передачу ему дали не более пяти минут на выступление, да и то москволюбивая триада постоянно его прерывала. Нужно ли уважаемым ученым своим присутствием освящать подобные сборища, где полноценно высказаться эксперту все равно не позволят, но «свадебного генерала» используют для легитимизации сомнительных тезисов?

ЧТОБЫ УКРАИНОЙ И НЕ ПАХЛО...

В контексте ставшей у нас в последние месяцы очень актуальной проблематики свободы слова поразительные сообщения прозвучали из славного города Севастополя. Местное партийно-региональное начальство обратилось в Киев с призывом снять с должности руководителя телерадиокомпании Военно-морских сил Украины «Бриз» Мирослава Мамчака. Заслуживает особого внимания формулировка — «за украинский национализм». Давно уже в независимой Украине за такой «грех» не преследовали. ТРК «Бриз» за все годы своего существования была единственной структурой в телерадиоэфире Севастополя, которая последовательно отстаивала национальные интересы Украины, выступала за развитие украинского военного флота, знакомила жителей города с украинской культурой и историей. Но в моем родном городе, где самый пещерный российский шовинизм проходит по разряду «интернационализма», любая публично выраженная симпатия к Украине, а уж тем более упорная защита ее прав и интересов, государственного и национального достоинства воспринимается именно как украинский национализм (кстати, современный Оксфордский политический словарь трактует национализм как политическую программу, построенную на чувстве патриотизма, и не более того).

ТРК «Бриз» давала возможность хотя бы иногда сказать доброе слово об Украине. Теперь патриотическая часть населения Севастополя (а она не столь мала, как кажется некоторым некомпетентным в этом журналисткам и политикам) может потерять последнюю возможность присутствовать в информационном пространстве города.

После кадровых изменений на ТРК «Бриз» Севастополь станет намного более далеким от Украины. А пророссийской власти в Севастополе лучше бы обратиться не в Киев, а в Москву с предложением запретить типографии Черноморского флота Российской Федерации печатать в Севастополе два десятка злобно-антиукраинских газет. Впрочем, пропаганда украинофобии у этих господ никогда недостатком не считалась. К сожалению, Украина все больше становится страной, где патриотизм даже на уровне чувства расценивается как намного более тяжкое преступление, чем сепаратизм и антигосударственная деятельность.

Хочу напомнить слова экс-президента Российской Федерации В.В.Путина, когда он представлял кандидата на эту должность Д.А.Медведева: «Дмитрий Анатольевич Медведев, как и я, русский националист в хорошем смысле этого слова». Они убеждены в том, что хороший смысл может быть только у их собственного национализма, а у всех остальных — исключительно плохой. Удобная позиция, ничто не скажешь. Именно с такой позиции и выступает севастопольская власть, жаждущая еще более, до конца зачистить информационное пространство города. Видимо, стараются «выжать» из харьковской капитуляции все, что возможно, чтобы Украиной в Севастополе даже не пахло. Идеологическая инквизиция в действии.

«СИЛЬНАЯ РУКА» ОБЕССИЛЕЛА

Очень тревожными были сообщения российских телеканалов. И не только для россиян, но и для нас.

На Дальнем Востоке вооруженная повстанческая группа совершила нападение на милицейский участок, а вскоре она была уничтожена в скоротечном бою с российским спецназом. Недалеко от Перми другая вооруженная группа напала на райотдел МВД. Такое же нападение одновременно с этим произошло в Новгороде. Это уже не Северный Кавказ, это, так сказать, русская Россия. И это уже не чеченцы, ингуши или аварцы, это уже русские... Это уже партизанская война. Повстанцы в Приморье мотивировали свою борьбу протестом против милицейского террора, от которого повсеместно страдают простые россияне. Обращает на себя внимание массовое сочувствие жителей Дальнего Востока к повстанцам, на многих стенах домов появились надписи: «Парни — молодцы!» Раньше регулярный отстрел сотрудников МВД, прокуратуры и ФСБ имел место только на Кавказе. Ныне не только...

RenTV дал очень впечатляющее интервью с отцом погибшего повстанческого командира по фамилии Савченко. Тот сообщил, что несколько лет назад в милиции забили до смерти его первого сына, а теперь вот погиб и второй. Отец сказал, что он и сам готов взяться за оружие.

Возникают вопросы. Что же это за «сильная рука», если она не имеет силы навести порядок в собственных силовых структурах, в собственном МВД, райотделы и управления которого все больше превращаются в пыточные застенки, где истязают россиян? Что же это за «вертикаль» власти такая? И стоит ли нынешней власти в Украине так бездумно подражать российским политикам? Да, в России «забетонировали» все политическое и информационное пространство, полностью закупорили котел, не давая выходить пару, и котел, естественно, начал взрываться. Как говорил бывший демократический мэр Владивостока Виктор Черепков, если бы у парней была возможность обратиться в суд, в прокуратуру с жалобой на произвол милиции и если бы у них был реальный шанс в законном порядке наказать преступников в милицейской форме, то разве ушли бы они в лес с оружием? Если людей лишают права на свободу слова, на митинги, пикеты и демонстрации, если пытаются надеть намордник на свободную прессу, то оставляют только одну возможность — стрелять и взрывать. Людей искусственно загоняют в кровавое болото экстремизма.

Между прочим, когда в XIX веке в результате покушения погиб президент США, российская революционно-террористическая организация «Народная воля» осудила это убийство и заявила, что если бы в России были такие же политические свободы, как в США, она никогда не стала бы на путь террора. Кстати, народовольцы требовали немногого: Конституции, прекращения полицейского произвола, всеобщего избирательного права, свободы прессы, автономии для Украины и Кавказа... Дай Бог, чтобы власти нынешней Украины извлекли надлежащие уроки из того, что происходит сегодня в России, чтобы не пришлось учиться на собственном горьком опыте... Лучше громкие крики граждан под правительственными зданиями, чем тихие выстрелы. Это прекрасно понимают в демократических странах. К этому пониманию надо прийти как можно быстрее и нам. И здесь совсем не лишней была бы работа журналистики. Ибо если (по выражению М.С. Горбачева) «процесс пойдет», то остановить его будет крайне сложно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать