Путин и «студебекеры»
неслучайная ложь российских фильмов о войне
Всюду в мире хватает наивных людей и просто дураков, которые считают, что Путин в первые сроки своего президентства пытался дружить с Западом, строить с ним честные и взаимовыгодные отношения, вести Россию путем реформ к демократии и процветанию — и только в последние годы внезапно словно с цепи сорвался и начал отчаянно бороться с разными там «пиндосами» и «гейропейцами» на всех фронтах — от сексуального до военно-политического. При этом заразив вирусом нетерпимости и имперского высокомерия до того в целом вежливое и толерантное российское общество. Эти люди считают: все происходящее сейчас — импровизация, неожиданный выверт Москвы, спровоцированный то ли сдвигами в путинском характере, то ли неправильным движением звезд по небу, то ли извечными загадочными свойствами русской души...
На самом деле никаких импровизаций и никаких загадок в переходе к открытому противостоянию РФ с Западом и в откровенной ресталинизации идеологической атмосферы в России нет. Для того чтобы убедиться в этом, нужно лишь просмотреть российские кинофильмы и телесериалы о войне — той, которую в РФ называют «Великой Отечественной». Причем хотя бы за последние 15, а лучше за 17—18 лет (напомню, Путин стал директором ФСБ в 1998-ом). А в этих лентах обращать внимание только на один-единственный фактор: на автопарк Красной армии и «компетентных органов», причем прежде всего на грузовики.
ГДЕ ЖЕ «СТУДЕБЕКЕРЫ»?
И вот берем далеко не бездарные сериалы «Истребители-2», «Ялта-45», «Приказано уничтожить», берем сезоны цикла «Смерть шпионам», берем другие фильмы «о войне», где действие разворачивается в 1944—1945 годах. И что мы видим на экране? В массовом количестве (потому что современные средства кинопроизводства позволяют за милую душу «размножать» или «рисовать» технику) грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5 разных модификаций, то есть «полуторки» и «трехтонки» советского выпуска, скопированные с далеко не лучших моделей американских грузовиков конца 1920-х. А где же «студебекеры»? Те действительно современные автомобили, благодаря которым Красная армия превратилась из пеше-конной толпы в моторизированное войско? Ведь, как утверждают немногочисленные независимые российские историки (есть и такие), пока во время войны не появились «студебекеры» и другие полученные по ленд-лизу мощные и вместительные грузовики-вездеходы, до тех пор ни моторизация, то есть подвижность Красной армии не достигла должного уровня, ни использование «катюш» не стало успешным. Потому что на шасси ЗИС-5 «катюши» нередко переворачивались и ломались. А начиная со Сталинграда, «катюши» устанавливали на шасси «студебекеров» и других американских грузовиков — и они действительно стали мощным оружием, что наглядно засвидетельствовал ход войны. Уже летом 1944-го в составе Красной армии было около 100 тысяч американских «студебекеров» и еще столько же грузовиков и вездеходов других фирм США. В целом же треть автопарка Красной армии — это были машины, поставленные союзниками, преимущественно американцами. И с легковиками картина не менее примечательная. Почти сплошные «эмки» (ГАЗ-М-1), попадаются ЗИС-101 и ГАЗ-11-73, но это уже у генералов. Правда, с «джипами» ситуация несколько иная: мелькнет иногда на экране ленд-лизовский «виллис», да и то, наверное, потому что слишком похож он на «передранный» с него «газик» — ГАЗ-64...
О «КОЛЛЕКТИВНОМ ПУТИНЕ»
А еще же в 1944-м, а особенно в 1945-м в армии и «органах» были на ходу и десятки тысяч трофейных автомобилей, тоже лучше советских. Иными словами, по меньшей мере половина автомобилей на экранах должна была бы быть «не наша». Просмотрите, если хотите, кинофильмы и сериалы — и вы не увидите ничего похожего. А между тем и СМЕРШ, и НКВД, и военная разведка, и авиация получали надежную западную технику в первую очередь (правда, разведка еще и любила «форсить» трофейными авто...).
Почему же ведущие российские продакшны и режиссеры дружно вешают лапшу на уши россиянам (а заодно и тем, кто смотрит телевидение РФ — украинцам, белорусам, казахам и т.д.)? Очевидно, потому что «студебекеры» — «не наши». И если правдиво показывать автотранспорт Красной армии и «органов», у десятков миллионов людей создастся не такое впечатление о войне, которое нужно Кремлю и Лубянке. А то ведь еще начнут вспоминать, что западная помощь включала приблизительно половину использованного советским ВПК алюминия (производство самолетов и танковых двигателей), основную часть легирующих добавок, без которых не произведешь качественную броню, почти весь высокооктановый авиабензин, едва ли не 90% средств связи — и так далее. Иными словами, что без сотрудничества союзников не было бы разгрома нацистов, более того (как за рюмкой в кругу друзей признал отставной маршал Жуков — а КГБ его слова записал и положил на стол Хрущеву) — без помощи США Красная армия не смогла бы продолжать войну — нечем стало стрелять...
А теперь вдумаемся: если все российские продакшны дружно вычеркнули из фильмов «студебекеры», «нарисовав» вместо них легионы «полуторок» (даже те, которые кичатся воспроизведением наименьших деталей военного быта, как Star Media), то почему и каким образом они это сделали? Есть два варианта: первый — что «сверху» была строгая команда, что делалось все «по свистку». А второй — что вся махина российского кино и телепроизводства по своему естеству является этаким «коллективным Путиным», ужасным имперским чудовищем, которое органически ненавидит Запад и лжет на весь мир. На мой взгляд, версия испуга от «свистка» и обделанных штанов телепродюсеров для них самих лучше...
Таким образом, воспитывать ненависть к Западу и убежденность в том, что «мы спасли мир, и теперь имеем право делать с ним что угодно», в РФ начали задолго до нынешних геополитических эскапад Путина. В том числе с использованием влияния на подсознание телезрителей с помощью таких «мелочей», о которых говорилось выше. Кстати, а вы видели в российских сериалах танки и самолеты с красными звездами, но производства США или Британии?
Выпуск газеты №:
№57-58, (2016)Section
Медиа