Телегид

В доме за высокой оградой
С воскресенья на понедельник, с 10 на 11 июня, в 00.25 на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и ленту Йоргоса Лантимоса «Клык».
Фильм греческого кинорежиссера Йоргоса Лантимоса «Клык» был в пятерке лучших иноязычных фильмов-номинантов на «Оскар» в 2009 году и получил ряд престижных профессиональных наград на разных почетных кинофестивалях. В частности, в Стокгольме, Монреале, Сараево и Дублине, а также на Каннском фестивале в 2009 году. В Каннах лента принимала участие в престижной программе «Особый взгляд» и получила главный приз.
События фильма развиваются на окраине города в доме за высокой ограждой, где живет семья — отец, мать и трое детей. Кроме отца, никто не выходит наружу. Дети растут, учатся и развлекаются, не испытывая практически никакого постороннего влияния. Они верят, что самолеты в небе — игрушечные, а самый страшный в мире зверь — это кошка... И уже вполне взрослые дети придерживаются главного закона семьи — нельзя покинуть дома, пока у тебя не выпадет правый клык. Они уже давно живут в ожидании этого дня, даже не подозревая, что он не наступит никогда.
По сути, «Клык» имеет признаки притчи. Начиная с того, что у членов семьи в фильме даже нет собственных имен, они просто — Отец, Мать и Дети. И не стоит упрекать создателей в отсутствии психологического нюансирования. Речь о несколько ином. Предлагаемый сюжет призван подтолкнуть к размышлениям о природе зла и заставить задуматься, где его больше — снаружи, в обществе, или же внутри человека, в его природе? И не является ли предлагаемая история иллюстрацией к поговорке: «Благими намерениями выстлана дорога в ад»? А может, этот фильм — о разрушении традиционной культуры агрессивной пришлой? Ведь семейная гармония нарушается, когда детям в руки попадают кассеты с американскими фильмами? Вариантов предостаточно...
Так или иначе, в фильме Йоргоса Лантимоса показана одна из разновидностей эскейпистской коммуны, в этом случае — семьи, живущей по своим индивидуальным законами, которые отличаются от общественных. О причинах такого положения вещей в картине вспоминается без акцента. И, судя по всему, это не является важным и интересным для режиссера. Его интерес заключается в выявлении природы манипуляций человеком, контроля над человеком, над его восприятием действительности. И, естественно, сюжет «Клыка» должен вызвать у зрителей закономерные вопросы. Скажем, насколько заслуживают доверия те, кто является теперь для нас авторитетом? Или же является ли правдивым, истинным то, во что мы привыкли безоговорочно верить? И где проходит тот предел, за которым ответственность превращается в навязчивую потребность управлять чужими жизнями и судьбами?
Вслед за этими вопросами в программе будет демонстрироваться специальный сюжет, в котором будет идти речь о том, как кинематографисты в разных уголках мира обращались к упомянутой теме, как отражали в своих произведениях, в своих фильмах коллизии и обстоятельства так называемых закрытых сообществ. Ведь кинематографическая практика в этом плане богата, интересна и примечательна.
Владимир ВОЙТЕНКО
Выпуск газеты №:
№97, (2012)Section
Медиа