Телегид
В субботу, 3 марта, и в воскресенье, 4 марта, в 14.20, на «5 канале» смотрите вторую часть документального фильма студии «ВИАТЕЛ».
Ференц Лист находился в Украине почти год. Он гастролировал в разных городах и дал почти 30 концертов. И каждый раз после разлуки возвращался в имение своей любимой Каролины в Воронинцы на Подолии.
Влюбленные стремились получить развод Каролины с ее мужем — Николаем Сайнт-Витгинштейном. Но семья Каролины не одобряла ее отношений с музыкантом. О том, как Каролина пыталась выехать из царской России в Европу, — в документальном сериале «Игра судьбы» с ведущей Натальей Сопит.
Кинопритча о новой русской историиС воскресенья на понедельник, с 4 на 5 марта, в 00.45, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм российского режиссера украинского происхождения Александра Мельника «Новая земля».
В фильме российского кинорежиссера Александра Мельника «Новая земля» события разворачиваются в недалеком будущем, в 2013 году. Во всем мире отменена смертная казнь, тюрьмы переполнены. Международные организации приступают к эксперименту отделения преступников от общества. Россия предоставляет для этого безлюдный остров за Полярным кругом. Туда вывозят первую партию заключенных. Им предлагают начать новую жизнь, самим обустроить свое общество. Однако поселенцы начинают жить по закону «Последний — мертвый».
Рекламный слоган этого фильма — «Меж адом и раем». Хотя в сюжете, если откровенно, речь идет только об аде. Рай разве что грезится. Потому что жизнь на острове, за которым наблюдают из околоземного спутника, превращается в настоящий ад, где господствуют насилие и жажда власти. Между тем главный герой фильма, узник Иван Жилин (ну как будто из «Кавказского пленника» Льва Толстого) стремится выбраться из этого острова, где процветает каннибализм и запредельная жестокость.
И стоит отметить, что по крайней мере российский зритель моментально ассоциирует этот образ с личностью Виталия Калоева, в 2004 году убившего швейцарского авиадиспетчера, которого считал виновным в авиакатастрофе, в которой погибла его семья. Кстати, Калоева осудили, он отбыл часть срока и как герой вернулся в Россию; в настоящее время работает заместителем министра архитектуры и строительной политики Северной Осетии.
Как справедливо заметил один из критиков, антиутопия Александра Мельника, который, кстати, наш земляк — родом с Луганщины, претендует на универсальную притчу на тему новой русской истории. Перестройка, затеянная верхами, начинается освобождением «советского» (тюремного) народа и сразу же превращается в народную вакханалию-гуляние. Жертв «шоковой терапии» много. И вскоре начинается первая Чеченская война. В ней, несмотря на временные неудачи, безалаберные россияне количественно побеждают сплоченных вайнахов. Краткий период пьянящей, но кровопролитной свободы диалектически переходит в авторитаризм. Элита освобожденных уркаганов загоняет быдло-народ в лагерь, жрет консервы, а дальше. Ну а дальше — история развивается по известным кинематографическим лекалам.
Сам Александр Мельник склонен считать свою картину «интеллектуальным блокбастером». На вопрос, не боится ли он упреков из-за характерного изображения кавказцев, отвечает: «Я пекусь прежде всего о том народе, в теле которого живу, о народе русском, православном. А у людей, живущих на Кавказе, свои законы, и мы должны понимать, что они следуют данным законам. И тогда сможем найти с ними общий язык. Если же данные законы предусматривают, что кавказцы считаются только с силой, мы должны собой представлять силу». На вопрос же об эскалации жестокости в «Новой земле» Мельник отвечает: «В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит: «Мир гонит меня за то, что я говорю ему о зле, существующем в мире». И вдруг я понял, что нужно ориентироваться на слова Спасителя — что временами нужно зло называть злом, нужно его показывать, демонстрировать и делать прививку от этого зла».
Так вперед к «Новой земле» — бывшего, по-видимому, — украинца Александра Мельника, который, кстати, долгое время был кинохроникером патриарха Русской православной церкви Алексия ІІ, ну и живет и творит уже давно, по его словам, «в теле русского народа» и, наверное, чувствует себя его частью.
Также в программе можно будет увидеть специальный сюжет об антизападных мотивах в современном российском кинематографе, последовательно подпевающих государственной политике; без чего не обошлось и в «Новой земле».
В конце замечу: события в «Новой земле», думаю, не случайно развиваются именно в 2013 году — следует понимать, это уже после обещанного всем нам конца света. Ну что ж, как говорится, «между адом и раем» — увидимся...
Владимир Войтенко
Выпуск газеты №:
№38, (2012)Section
Медиа