«Турбулентность» молчания
Павел Кужеев: «Война, санкции, тупики по обмену пленными, эмбарго, минский процесс... И вместе с этим — Борисполь, «слетка», борт «Россия»Только к концу недели украинские медиа начали как-то реагировать на беспрецедентную наглость России и игру «в молчанку» Украины — тайный прилет в Киев представителя РФ в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Бориса Грызлова. Прилет тогда, когда небо между нашими странами «закрыто». Напомним, что еще 25 ноября 2015 года премьер Арсений Яценюк заявил, что Украина полностью закрыла небо для всех российских авиакомпаний. Однако в понедельник, 11 января 2016 года, активисты заметили самолет из Москвы в аэропорту «Борисполь», который, как потом выяснилось, принадлежит парку самолетов российского президента. От Администрации Президента и МИД — никаких объяснений. От экспертной среды — только слабые догадки настоящей цели визита. Хаотически переключая в день визита кнопки телевизора, можно было заметить, что тема «особенного самолета» и его vip-пассажира практически не заинтересовала украинских телевизионщиков. Кто-то вообще проигнорировал в вечерних новостях, другие сообщали сухо и кратко о самом факте. Только канал «112 Украина» ухватился за тему и, по крайней мере, попробовал охарактеризовать беспрецедентность новости. Почему СМИ промолчали? И насколько трудно было добывать важную информацию в стране, где наиболее медийная за все годы независимости Администрация Президента молчит? Об этом мы поговорили с ведущим канала «112 Украина» Павлом Кужеевим.
— Во-первых, это наша работа — информировать, — говорит Павел Кужеев. — Во-вторых, потому что, и Вы сами это подметили, этот вопрос является чрезвычайно важным. Война, санкции, тупики по обмену пленными, эмбарго, минский процесс, блокада Крыма. И вместе с этим — Борисполь, «слетка», борт «Россия»! Разве можно было обойти это вниманием и полениться проверить достоверность фотографии российского самолета, выложенной в соцсети? Перезвонить в МИД и тому подобное? Это уже сейчас визит Грызлова — официально подтвержденный факт. И сообщить о нем было намного легче, чем узнать конкретику разговоров российского посланца с украинскими топами.
— Интересно, что этот визит стал «зоной молчания» не только для СМИ, но и политиков. Насколько трудно вам было искать официальных представителей, экспертов, которые бы дали надлежащую оценку, ведь и публичных заявлений лидеров политических партий тоже не было?
— Здесь давайте разделим — официальную позицию и околополитические комментарии. Было заявление пресс-секретаря представителя Украины в переговорной группе Леонида Кучмы Дарки Олифер на ее странице в Фейсбуке. Хотя, я не считаю соцсети местом для официальных заявлений государственной важности — где-то между кошечками, едой и елками. Также от МИД наш канал узнал об одноразовом разрешении на перелет российского самолета «Туполев». Ну, а относительно политических оценок, то здесь размах больше чем у крыльев того же ТУ: от аналогии с перелетом Рудольфа Гесса в Британию в мае 1941 года с тайными предложениями от Гитлера и вплоть до критики власти за непрозрачную информационную политику во время украинско-российского противостояния.
— Как вы лично оцениваете этот тайный прилет? Почему украинское общество через инструмент журналистики не требует ответов?
— Разве только в этом общество не требует ответов? Но в данном случае власть даже не работает над созданием благоприятной информационной погоды, например, в канун голосований в Верховной Раде изменений в Конституцию. Вы где-то видели, чтобы была развернута разъяснительная, даже пропагандистская работа для увеличения в обществе сторонников изменений Основного Закона? Да и всегда ли прислушиваются «наверху» к vox-populi? Вот, решили переименовать Кировоград на Ингульск, и мнение большинства горожан никого не интересует. Что уже говорить о таких чувствительных материях, как тайная дипломатия во время непровозглашенной войны!
Можно ли назвать эту молчанку в СМИ тестом для журналистов? Я бы не был категорическим. То, что эту историю не обошел вниманием «Интерфакс-Украина», под вечер подхватили коллеги-телевизионщики, говорит о том, что «закрытых» тем почти не осталось в нашем медиапространстве. Просто мы, «112 Украина», пытаемся работать быстро, информацию подавать всесторонне, лезть в окно, когда не пускают в двери. Отсюда и внимание, и доверие зрителей. Хорошо, хоть в настоящее время нет печально известных «темников», где указывалось бы, какое событие важно и актуально, а какое просят игнорировать. И, чтобы это не вернулось, нужно работать еще более качественно. Всем — и новостийникам и зрителям.
Выпуск газеты №:
№4-5, (2016)Section
Медиа