«Украинское кино – в состоянии «шоковой терапии»
В начале 2016 года выходят сразу три фильма с участием канадского актера Истана РозумногоВ начале 2016 года выходят в широкий прокат сразу три новых украинских картины — фильм режиссера Анатолия Матешко «Плен», который впервые представили на Каннском кинорынке, а потом — на Одесском кинофестивале, выйдет 4 февраля 2016 года; романтическая комедия Сергея Сторожева «Лучшая партия» — в начале марта и молодежная комедия Любомира Левицкого «Селфи пати» — март-апрель. В этих трех картинах снимался канадский актер украинского происхождения Истан Розумный.
История Истана — невероятно интересная. Его отец родился в селе Гончаровка, что на Тернопольщине. После Второй мировой войны мужчина эмигрировал в Канаду, где познакомился с канадкой Оксаной, которая тоже имела корни в Украине. Сам Истан родился в Виннипеге и с детства изучал украинский язык, культуру, историю.
Получив образование режиссера в университете Манитоба в Канаде, в совершенстве овладев кроме английского еще и французским языком, Истан работал на самых разных должностях местного кинематографа — ассистент режиссера, режиссер, оператор, продюсер, клипмейкер. Был задействован в нескольких масштабных телепроектах и даже снял клип всемирно известной канадской поп-дивы Силин Дион на песню Sous Le Vent. «Это был нереальный опыт — работать с такой известной поп-дивой. У меня такой ответственности и стресса еще не было в жизни. Но результатом все остались довольны», — вспоминает Истан.
Однако, оставив привычную жизнь (работу, связи, семью), Розумный переехал на постоянное местожительство в Украину, снявшись лишь на протяжении последнего года сразу в трех национальных картинах.
Истан заверяет, что наше кино — в состоянии возрождения. Но прежде чем поразить мир масштабными системными творческими «взрывами», оно должно пережить состояние «шоковой терапии», иными словами, комплекса радикальных экономических реформ, которые направлены на «лечение» экономики отрасли, выработку новых «правил игры». Чего ожидать зрителям от новых украинских картин, можно ли считать национальный кинематограф конкурентоспособным в мире и почему актер связал свою жизнь с Украиной — в беседе с Истаном Розумным.
— С детства родители учили меня разговаривать исключительно на украинском, — говорит актер. — Уже когда вышел на улицу, после трех-четырех лет, начал слышать и изучать английский. Мои родители — сознательные патриоты Украины. Папа был председателем департамента славистики в университете Манитоба в Канаде. Когда я был очень молод, вспоминаю, отец приглашал к нам в Канаду украинских диссидентов, часто организовывал им встречи со студентам в университетах, где они рассказывали об Украине и ее борьбе за независимость. Кстати, дома мы говорили только на украинском.
— Как пришло решение переехать в Украину?
— Впервые в жизни приехал в Украину, когда мне было шесть лет. Все, что помню, — кур в селе Гончаровка. Тогда был важный повод для приезда — 50-летие совместной жизни дедушки и бабушки. Меня поразили невероятная природа Украины, искренность и открытость людей. Потом как-то был в 2002 году. А уже в 2004-м сознательно приехал на Помаранчевую революцию. Знаете, я много работал в Канаде, было все классно. Но что-то тянуло меня сюда, в Украину. Во время революции-2004 ощущалось какое-то возрождение общества, видел здесь невероятные перспективы. Я стоял на Майдане и думал, что нужно жить именно на родине своих предков. С 2004 по 2006 годы как оператор снимал документальный сериал о Второй мировой войне в Украине. Собственно, после того решил здесь осесть. За последние годы в Украине много работал как режиссер и продюсер. О карьере актера даже не думал, но как-то друзья попросили прийти на кастинг, мол, у меня хороший типаж — интеллектуала-иностранца. Если честно, то я не хотел этого, долго отказывался. Однако коллеги нашли аргументы, и я снялся в клипе, потом пошла реклама, сериалы. И все завертелось.
— В этом году вы снялись сразу в трех украинских картинах.
— Да, это, собственно, и служит аргументом моей уверенности в том, что украинское кино имеет невероятные перспективы. Снялся в ленте «Плен», сюжет которой разворачивается в зоне АТО. Я играл американца-музыканта, попавшего в этот плен. Идея — чрезвычайно интересная. Она реально живая и требует творческого переосмысления. Остальные картины — комедийного жанра. Несмотря на ситуацию в стране, оптимизм можно и нужно также искать в психологической разгрузке, в том числе в оптимистичном и веселом кино.
Мне импонирует то, что все ленты — не просто украинские по теоретическому определению. Это реально типично продукт этой земли. С украинскими актерами, режиссерами, сценаристами, локациями и языком (две из трех картин — на украинском). Это еще раз доказывает, что в Украине есть все для развития своего кино, начиная с локаций (моря, реки, леса, горы, даже маленькая пустыня...) и заканчивая творческими силами (талантливые режиссеры, сценаристы, актеры).
Много смотрю иностранных фильмов, принимаю участие в разнообразных фестивалях. И всегда, беседуя с коллегами из Европы, Америки, Канады, ловлю себя на мысли: мир неосознанно ждет прорыва украинского кинематографа. И это произойдет. Работая в Украине, я познакомился с невероятной количество киноэнтузиастов. У них — колоссальные идеи и планы. Они буквально с миру по нитке ищут средства, чтобы это реализовать. Но за все эти годы украинское национальное кино несколько... «усыпили». Сейчас оно просыпается. Я не еду в Голливуд, потому что верю, что Голливуд приедет в Украину. Может, это звучит слишком оптимистично, но я уверен, что украинское кино уже вскоре удивит весь мир и прежде всего самих украинцев.
— Что мешает сейчас это сделать?
— Государство должно лучше поддерживать киноиндустрию. Часто здесь, в Украине, слышу, что государство никому ничем не обязано, в частности кино. Но это не так. Во всем мире страны поддерживают развитие национального киноискусства. Только огромные рынки типа Голливуда не получают дотации. Национальное кино поддерживается во Франции, Германии, Венгрии, Канаде. В Украине же — очевидно меньше поддержки. И речь не просто о том, что кинематографисты опять просят денег из бюджета. Они просят цивилизованные правила, стабилизации ситуации на рынке, где снимать качественно — должно быть выгодно. Потому что сегодня часто даже известные режиссеры и продюсеры просят помощи у государства, чтобы реализовать свои проекты. Но так не должно быть. Да, положительные сдвиги есть. Заметны попытки Госкино сдвинуть ситуацию в лучшую сторону. Самое важное, чтобы власть эти начинания поддерживала на всех этапах.
Я сейчас сам также запустил проект, в котором выступаю продюсером, режиссером и сценаристом. Рабочее название «Наркис» — это имя главной героини, а в скифском языке это означает наркотик. Кино не о наркотиках, конечно. Это спай-триллер, события которого происходят во время холодной войны. Картину планирую снимать в Украине, хотя события по сюжету разворачиваются в пяти странах.
Выпуск газеты №:
№222, (2015)Section
Медиа