Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинского журналиста предадут анафеме?

Юрий ДОРОШЕНКО: В среде УПЦ МП сформировалось новое поколение с проукраинскими настроениями, но здоровый компромиссный диалог не вписывается в стратегию Кремля
20 июля, 11:55
Юрий ДОРОШЕНКО

Патриарх Русской православной церкви Кирилл может предать анафеме украинского журналиста, писателя и бывшего пресс-секретаря УПЦ КП Юрия Дорошенко из-за его книги «Без догмату. Релігійні магістралі» (издательство «Ярославів Вал», 2012 г.). По крайней мере, с такой просьбой к патриарху РПЦ недавно обратился с открытым письмом глава Союза православных братств Украинской православной церкви МП Валентин Лукиянник, обвинив автора книги в том, что он своим изданием поддержал раскольников. «Книга направлена против единой Святой Руси, вносит смуту в головы православных граждан Украины, ратует за поддержку и распространение «филаретовщины», — говорится в письме-обращении.

«Возможность анафемы оценивают как средство морального давления не только на меня, но и на всю прессу Украины. РПЦ будто говорит: видите, если вы будете остро писать и критиковать нас, такое может случиться и с вами, — отметил в комментарии «Дню» Юрий Дорошенко. — Удивляет, что это письмо-обращение написано не на имя митрополита Владимира, а сразу в адрес патриарха Кирилла и митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Для этих людей сама идея независимой церкви в Украине является абсурдной».

Как признается автор, собрать написанные с 1994 года статьи, исследования и интервью под одной обложкой его убедили украинские интеллектуалы, в частности академик Мыкола Жулинский.

«Когда я начал упорядочивание, понял, что как летопись религиозной жизни эта книга имеет определенную ценность, — рассказал Юрий Дорошенко. — Конечно, в книге — субъективный взгляд журналиста, который считает, что в независимом государстве должна быть независимая церковь. Оценить весомость этой книги должны прежде всего читатели».

Об уровне религиозной журналистики в Украине, вызовах, которые встали перед Церковью, и возможности религиозного консенсуса «День» беседовал с Юрием ДОРОШЕНКО в формате блиц-интервью.

— Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Украине в контексте наступления «Русского мира» через РПЦ?

— Ситуация двоякая. Если говорить о ситуации только в Украинском православии, то мы видим позитивные тенденции в сторону толерантных, более вдумчивых и взвешенных отношений конфессий между собой, налаживание диалога. Основные конфликты, в частности между Московским и Киевским патриархатами (которые были обострены в 90-е годы), примеры жестокого противостояния и неприятия друг друга постепенно исчезают. В среде УПЦ МП уже сформировалось новое поколение с проукраинскими настроениями. Духовенство МП понимает, что существование Украинского государства предполагает консолидацию общества и налаживание сотрудничества с братьями из УПЦ КП и УАПЦ. Нельзя не считаться с 14 млн верующих, которые, по социологическим опросам, являются сторонниками КП. Однако происходит искусственное обострение конфликта за счет внешних факторов. Здоровый компромиссный диалог не вписывается в стратегию Кремля и планы патриарха Кирилла, который сегодня фактически стал проводником российских неоимперских политических программ, которые на политическом уровне утверждает Президент РФ Владимир Путин. Такая шовинистическая и твердолобая деятельность руководства Русской церкви не имеет ничего общего с Богом, верой и потенциально может привести к очередному расколу в УПЦ МП.

— На ваш взгляд, нет ли вины журналистов в том, что Русская православная церковь и сегодня может быть идеологом «Русского мира» в Украине?

— Нет, нет. В Украине в целом существует проблема с нехваткой профессиональных журналистов, которые были бы компетентны в религиозных вопросах и профессионально и последовательно освещали межконфессиональную жизнь. Есть, конечно, и исключения. Можно вспомнить и к сожалению покойную журналистку «Дня» Клару Гудзик. Клара Филипповна глубоко вникала в проблематику, о которой писала. Что же касается заангажированности российской политической концепцией, то следует отметить, что отдельные издания, целые телеканалы ориентируются на идею «Русского мира». К сожалению, Украинское государство не защищает свое информационное пространство. Оно почти полностью оккупировано зарубежным продуктом. В освещении религиозной жизни, допускаю, что это связано, в первую очередь, со вкусом владельцев СМИ, которые формируют редакционную политику. В целом, не стал бы обвинять всех украинских журналистов в пророссийской ориентации, ведь большинство коллег понимают, что украинский народ имеет право на свою Церковь, а идеи концепции «Русского мира» для нас являются утопическими и чуждыми. Имеем примеры как принципиальных, глубоких, так и острых материалов в СМИ. Видели и негативную реакцию на них высоких иерархов Церкви. Журналистам нужно понимать, что Церковь сегодня не готова к критике, там не все владеют информационными технологиями ХХІ века, потому что она является консервативной структурой. Не будет тайной, что православие находится в определенном кризисе. Понятно, что не говорить об этом — вредно (в первую очередь для самой Церкви), другой вопрос — в какой стилистике и форме будет продолжаться такой разговор.

— Насколько реально обычному верующему сегодня разобраться в тонкостях религиозной жизни Украины?

— Реально, но нужно ли каждому? Тонкости религиозных процессов для христианина важны, но есть и более важные задачи. Главная цель обычного верующего — стремиться к спасению и вхождению в Царство Божье. Московская патриархия в настоящее время пытается привнести сюда политику — подменить Царство Небесное «Русским миром». Вместе с тем, стоит осознавать, что каждый христианин одновременно является гражданином своей страны, соответственно, он должен помнить, что если Господь послал украинцам после стольких лет борьбы Независимость, то это большой дар, и мы должны беречь его. Кстати, нынешняя попытка провластных сил уничтожить украинский язык путем разных законов является большим грехом против Бога. Украинцы также должны понять, что независимая автокефальная православная церковь является средством, которое дает возможность лучше реализовывать свою веру, укреплять духовность, ведь трудно построить свою семью в чужом доме.

— Как, по вашему, возможен ли религиозный консенсус?

— Возможен. Хотя я не до такой степени оптимист, чтобы надеяться, что Русская православная церковь не будет присутствовать в Украине. Московская патриархия в Украине будет существовать всегда. Так случилось, что за Хутором Михайловским существует мощное мировое государство. Оно давит на нас не только экономически, но и культурно, духовно. Есть люди, которые ориентируются на него. Но они не должны определять все развитие Украины. Будет существовать Московская патриархия в Украине, как, например, существует Армянская апостольская церковь — это нормально, потому что мы демократическое общество и свободное вероисповедание закреплено в Конституции. Другое дело, что руководители страны должны ориентироваться на свою, украинскую Церковь, а не обходить на Пасху главные храмы УПЦ КП, УГКЦ и УАПЦ, как сегодня. Конечно, искусственного объединения Православных церквей в ближайшее время не будет, но, допускаю, что это движение может начаться с прихода, от самих верующих, которые в течение двадцати лет демонстрируют поддержку идеи образования единой поместной Украинской православной церкви.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать